Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Проблемы возрождения украинской государственности. Независимость или автономия?


Бурные социально-экономические и политические процессы, культурно-национальное возрождение в Украине в 16-17 вв. выдвинули как актуальную проблему национальной государственности. Эта творчески-строительная идея охватила все сферы жизни украинской нации. Народ, который имел на своем длительном историческом пути такое мощное государство, как Киевская Русь, а затем потерпел хищнических захватов и издевательств, не мог не подняться на борьбу за свою независимость. Слова Филиппа Орлика о том, что украинское государство имеет право на независимое существование и "она является свободным княжеством,., казацкая нация и Украина были свободными", стали стержнем глубинных общественно-политических процессов, водоразделом между различными политическими силами. Эта идея стала движущей силой народных масс, формировала соответствующие политические структуры и объединения. Она получила воплощение в тогдашней политической литературе, исторических исследованиях и летописях, в религиозных проповедях, художественном творчестве и фольклоре.

Борьба за независимость нашла свое отражение в национально-освободительной борьбе. В конце 16 в. Украина истекал кровью сельско-казацких беспорядков под проводом К. Косинского и С Наливайко, которые повели восставших на бой против польской шляхты. Идея возрождения украинской государственности определяла деятельность славного сына Украины, гетмана Войска Запорожского Петра Конашевича-Сагайдачного. Имея достаточно сильные казачьи соединения, умело используя сложную международную обстановку, он добился признания польским правительством автономии украинских земель в составе Речи Посполитой. На сейме в Варшаве, где делегацию Войска Запорожского возглавлял П. Сагайдачный, были довольны важные казацкие требования: ликвидирована должность старшего над казаками от польского правительства, признавалась власть избранного на казацкой раде гетмана над всей Украиной; отменялись решение сейма относительно ограничений казацких вольностей и прав; население Украины доставало свободу вероисповедания; признавалась польским правительством и обеспечивалась от гонений властей Речи Посполитой православная иерархия. Академик Д.И. Яворницкий, один из самых авторитетных специалистов по истории казачества, отмечал по поводу этой сделки, что благодаря дипломатическому тактовые, не обнажая даже меча, Сагайдачный сумел добиться у поляков таких результатов для блага своего народа, о которых даже не мечтал ни один из украинских гетманов. Он заложил прочные основы для дальнейшего существования украинского казачества и вместе с тем наметил программу будущих действий; учитывая это, гетман Богдан Хмельницкий лишь продолжил дело Сагайдачного.

Свободолюбивые традиции украинского народа, его стремление к национальной независимости нашли воплощение в всенародной освободительной войне под руководством Б. Хмельницкого (1648-1654). Как неоднократно заявлял мятежный гетман, его цель - освободить все украинские земли, объединив их в самостоятельное государство.

Уже в ходе самой войны стало ясно, что ее фактические достижения далеко перерастают рамки предыдущего казацкого автономізму, что усилия украинского народа направленные на полную независимость от Польши, и лишь существования национального государства обеспечит ему достойное место в мировом процессе. Этому способствовали размах народного восстания, выросла национально-политическое сознание казаков и крестьян, укрепление авторитета Хмельницкого среди населения, переход на его сторону украинской шляхты и духовенства.

Результатом победоносной войны украинского народа против польской шляхты было образование казацко-гетманского государства, произошла кристаллизация основных принципов политической доктрины Богдана Хмельницкого, стержень которой составляла национальная государственная идея, которая впервые была сформулирована в истории отечественной общественно-политической мысли. Казачество стало ведущим слоем в стране, вместе с частью украинской шляхты казаки построили украинское государство и заняли в ней положение организующей, правящей и экономически сильной слои.

Государственная тогдашняя политическая мысль и практика были направлены на решение двух важных и взаимосвязанных задач: создание независимой соборной государства в этнических границах Украины и введение в ней новой модели социально-экономических отношений, в основе которой лежала мелкая (фермерского типа) казацкая собственность на землю. Этой задаче была подчинена вся деятельность гетмана Бы. Хмельницкого - военная, экономическая и внешнеполитическая.

Восстановленное украинское государство Бы. Хмельницкий рассматривал как наследницу княжеской Руси, что свидетельствует о продолжительности процесса государственного строительства на украинских землях.

Преодолевая чрезвычайно сложные внешние и внутренние препятствия, гетман сосредоточил свои усилия прежде всего на строительстве, функционировании всех звеньев власти.

Большое внимание Б. Хмельницкий предоставлял формированию судебной власти. На место станово-шляхетской системы судов стали сотенные, полковые и генеральные учреждения, сельские суды. Практиковалось отправки гетманом судебных комиссий на место для рассмотрения дел особого значения.

Созидательные процессы в тогдашней Украине определяли такие документы, как "Статьи об устройстве Войска Запорожского", универсалы Хмельницкого, которых до нас дошло свыше 400, официальные письма. Весомое место в легитимизации и конституюванні казацко-гетманского государства стал Зборовский договор (Декларация) 1649 г., президент Украины Л. Кучма назвал своего рода действующей первой "конституцией", которая по своей значимости равен английскому Великой хартии. "Именно от этой даты, - отмечает он, - весь мир, Европа, в том числе и Россия, признали Украину как самостоятельное государственное образование с четко определенными государственными границами, собственными территорией и войском, судом, верой, органами государственного управления и, что особенно следует подчеркнуть, языке. Поэтому мы имеем все основания утверждать, что эта и другие соглашения гетмана были своеобразной библией украинского конституционализма, ее значение в истории отечественного государства непревзойденное".

Следуя демократические традиционные основы Запорожского казачества, впервые в мировой истории. Хмельницкий ввел общую избирательную систему государственной власти - гетманщину. Наряду с этим он решительно боролся за укрепление и централизацию государственной власти, преодолевая анархизм, произвола и сепаратизм.

В связи с существенной необходимостью наполнения национальной государственной идеи социально-экономическим содержанием была проведена принципиальная, по сути революционная, аграрная реформа, по которой было уничтожено большое и среднее феодальное землевладение (за исключением монастырского), панщинно-фільваркову систему хозяйства, ликвидировано крепостничество, утверждено мелкую (казацкого типа) собственность на землю. Казацкие хозяйства имели четко выраженные тенденции к развитию качественно нового для того времени пути - фермерского. Создавались предпосылки для развития этим же путем и крестьянских хозяйств. Среди океана крупных феодальных и кріпосницьких имений Европы свободное казацкое землевладения, тысячи частных участков, розданных Богданом, были то невиданным, создавали мощную социальную базу для объединения и консолидации украинского народа.

Укреплению экономических основ казацко-гетманского государства способствовала и внимание, которое уделялось развитию торговли, ремесленничества, промышленности, социальным проблемам населения, формированию новой финансово-налоговой системы. Как и в предыдущие годы, в казацко-гетманском государстве много внимания уделялось формированию идейно-политической и духовной основ государства. Образование, наука и культура в те годы приобрели нового подъема.

Казацкая держава была признана многими иностранными государствами, стала равноправным субъектом международного сообщества.

Существование этого государства как самостоятельной и независимой было непродолжительным. Еще в ходе победоносной войны в Б. Хмельницкого и части его окружения начинает утверждаться мнение, что Украина собственными силами, без чужой помощи не защитит свое государство от вражеских нападений. Будучи в состоянии длительной войны с Польшей, которая пыталась полонизировать и колонизировать Украину, потерпев многочисленных ограблений и опустошений от войск Османской империи на юге, украинская гетманская верхушка обратила свои взоры к России. Большие надежды возлагались на совместное славянское происхождение, единую веру, близость языка, культуры и исторической судьбы двух народов. Эти намерения завершились заключением Украинско-Московских соглашений 1654 г. за которыми Украина фактически теряла свою независимость и входила в состав России на правах широкой автономии. Как эти события, так и лицо Бы. Хмельницкого вызвали и сегодня вызывают разноплановые, противоречивые оценки. Выдающийся украинский мыслитель-патриот Т.Г. Шевченко негативно оценил последствия этого акта в жизни украинского народа:

Вот так-то, Богдан! Погубил еси бедную Сироту Украйну.

Шведский историк Альфред Єнсен писал, что эта уния сыграла роковую роль в судьбе Украины. Это был союз ягненка с волком; видимо, гетман не мог даже предполагать, что его величественная фигура верхом на лошади будет стоять на самом главном майдане Киева как символ "единой и неделимой России", тогда как эта Россия будет душить любое проявление духовности и индивидуальности и право на самоопределение украинского народа, для которого Хмельницкий был и остается самым выдающимся героем. И все же Хмельницкий заслуживает якнайвищого уважения за умелое руководство народно-освободительной борьбой. Украинский философ Григорий Сковорода называл его "героем и отцом вольности". Ведь он связал прерванную еще в средних веках нить государственности, и созданная им Украинское казацкое государство снова внедрила украинский народ в семью самостоятельных народов со своей собственной жизнью.

После Украинско-Московского соглашения 1654 г. судьба украинской государственности решалась во взаимоотношениях Москвы и Украины. Грушевский писал, что Москва хочет наложить руку на все права и свободы украинского народа, а народ в лице лучших своих людей борется против того, и эта борьба красной нитью проходит через всю дальнейшую историю Украины.

Руководство казацко-гетманского государства ставило целью продолжать объединения украинских земель, которые еще оставались под властью иностранных государств, отстоять широкую автономию в составе России, а при благоприятных условиях - и добиться полной независимости. Но царизм решительно и настойчиво осуществлял наступление на политико-административное устройство Украины, ограничивая и не раз уменьшая элементы автономии украинского края. Надежду на государственный суверенитет и независимость, которые сформировались в сознании украинского народа в годы освободительной войны, идеи широкой автономии и вассалитета в составе соседнего государства таяли и высыхали, как роса на солнце. Конечной же целью царизма была ликвидация украинского государства, колонизация Украины со всеми вытекающими последствиями. Об этом ярко свидетельствует проект закона Петра И, что хранится в архивах Министерства иностранных дел в Москве, составленный еще в 1703 г. За этим документом, нужно было, дождавшись смерти Мазепы или даже лишившись его тем или иным способом, уничтожить казачество - ли выселением ее на восточные границы Великороссы, или террором, колонизировать гетманщину москалями и немцами, чтобы "раз навсегда уничтожить очаг смутьянов". Вот такое будущее ждало Украину.

При этих условиях украинский менталитет не мог не породить новой волне борьбы за независимость. Были и предатели, которые верно служили российскому царатові, вместе с ним душили украинское государство, обогащаясь на горе собственного народа.

Иван Выговский, Петр Дорошенко, Иван Мазепа, Пилип Орлик, Павел Полуботок, Даниил Апостол и еще целая плеяда великих гетманов и старшин, рыцарей свободы, делали все возможное, чтобы спасти Украину и добиться освобождения ее от Российской империи.

Вскоре после заключения соглашения Бы. Хмельницкий понял, что он обманутый царизмом. Как писал М. Грушевский, Б. Хмельницкий увидел, как "Москва сильной ногой становилась на Украине". Тем-то он в 1656 г. вопреки воле России заключил союзнический военной договор со Швецией и Венгрией для борьбы против Польши, и вскоре эта война началась. Планировалось, что на случай победы западные украинские земли, находившиеся в составе Польши, отойдут к гетманской Украины, а Украина станет независимой от России. Поражение в войне и смерть Бы. Хмельницкого сорвали эти планы.

Важным этапом на пути борьбы за сохранение украинского государства были гадяцкие соглашения Ивана Выговского. Главные политические идеи касались сохранения и укрепления украинского государства, ее внутреннего строя, религии, образования. Украина должна была заключить союз с Польшей и Великим княжеством Литовским на конфедеративных началах и разорвать соглашения с Россией. Но через целый ряд внутренних и внешних условий сделка не была совершена. И ее содержание, идея, дух не пропали напрасно.

Мощный, отчаянный всплеск героической борьбы за свободу родного края связан с звитяжними усилиями Ивана Мазепы, Пилипа Орлика и их соратников. Со времени перехода гетмана И. Мазепы в ходе Северной войны на сторону шведского короля Карла XII вся российская царистська и буржуазная, а потом советская историческая наука насаждала несправедливое, оскорбительное для всего украинского народа, брошенное Петром И, обвинения: "предатели", "мазепинцы". Гетман И. Мазепа, держа булаву Левобережной Украины более 20 лет, смог убедиться, что, кроме рабства, колониальной зависимости, ничего другого его народу не выпадет. А потому он поставил целью добиться суверенности и независимости Украины. Еще во время одной из первых встреч с Петром И, когда тот высказал предложение ликвидировать автономию Украины руками Мазепы, ресниц мужественно отверг эти замыслы. Гетман заявил, что у казака закон - или смерть, или свобода. Права и вольности ему милее, чем жизнь. Сам Мазепа готов был пролить кровь за сохранение его свободы. Он был уверен, что украинский народ скорее покинет свои осідки, как станет рабом, что тяжкое иго, под которым находился московский народ и к которому он привык, совсем не предоставляется для того, чтобы поработить гордую душу украинской нации.

Связав осуществления своих замыслов с мощной в то время Швецией - врагом Москвы и Варшавы, Мазепа бросил на целый мир свободолюбивое лозунг, который гениально сформулировал Вольтер: "Украина всегда стремилась быть свободной". И. Мазепе не суждено было осуществить задуманное, но он искренне стремился вырвать украинский народ с кандалов. Ведь царизм вероломно уничтожал ту основу, на которой Бы. Хмельницкий поступил в военный союз с Россией. Царь Петр, продолжая политику своих предшественников, все больше поневолював Украину, уничтожал казачество. Это и стало причиной перехода И. Мазепы на сторону шведов. О мотивах своего поступка гетман четко высказался перед казацкой старшиной в речи "Мы стоим теперь, братіє, между двумя пропастями".

В личной трагедии Мазепы, которому не суждено было осуществить свой замысел - освободить Украину из-под царского гнета - и который вынужден был бежать из родного края, отразилась трагедия нашего народа.

Побежденный Мазепа стал для российских царей и официальной идеологии олицетворением сепаратизма и предательства. В то же время отечественные и большинство зарубежных исследователей высоко оценили действия И. Мазепы, его попытки освободить Украину от российского колониального ига. Его имя сегодня занимает достойное место среди имен славных борцов-патриотов. Оценивая роль Мазепы в истории нашего народа, современный поэт В. Крищенко в стихотворении "Гетьман" писал:

...Когда бы такого сына имела Ты Украина, еще хоть раз - то бы сто раз умирал В объятиях царского вандала, Не полотніла бы от оскорблений. ...Летают думы свыше степью Как памяти живы орлы. И слово просится в небо: - Спасибо, гетман Мазепо, Что в нашей судьбы вы были.

Тяжелые дни, годы, века наступили для Украины после Полтавской битвы. Захваченных в бою украинцев царь отдал на страшные муки. Шведский историк Норберг, очевидец, с ужасом о том вспоминает: "Людям ломали кости рук и ног, растаскивали на колесах тела, сажали на кол". Столицу Гетманщины - Батурин - было по приказу Петра И жестоко разграблен и разрушен дотла, а всех жителей, даже маленьких детей и стариков, вырезано. Насилие и резня прокатились волной во многих городах и селах Украины. Царизм хотел силой уничтожить саму мнению украинского народа о независимости. Началась длительная эпоха разрушения и насилия.

Это была политика, которую позже известный деятель украинского освободительного движения В. Винниченко говорил так: "Вся история отношений между Москвой и Украиной в течение более 250 лет, с момента соединения этих двух государств, является планомерное, безоглядное, бесстыдное, наглое уничтожение украинской нации всякими способами, доверху к стертя всякого следа ее, чтобы даже имени ее не осталось".

Однако вольнолюбивая мысль еще теплилась. Так, во времена своего правления Павел Полуботок (1722-1724), а затем Даниил Апостол (1727-1734) пытались защитить хоть небольшую автономию Украины, спасти народ от непомерного угнетения. Кое удалось достичь, особенно в царствование Єлизавети, которая была в браке с Алексеем Разумовским - казаком из Гетманщины. И все это не могло уже спасти Украину. Екатерина II, фанатичная поклонница русификации и централизации, завершила дело, начатое Петром И. Она отрицательно относилась к украинской, ливонской и финского автономий. "Эти провинции, - говорила царица, - следует русифицировать... Когда в Малороссии исчезнут гетманы, надо сделать все, чтобы стереть из памяти их сутки". Ликвидировав Гетманщину, а потом разрушив Запорожскую Сечь, царизм нанес украинском государстве тяжелое поражение, прервал на века ее созидательные процессы. В своих действиях он использовал классовый эгоизм украинской шляхты, потерю ею (не без его помощи) национальной идеи, патриотизма.

Так трагически закончился еще один период политической истории украинского народа. Но на этом пути, на котором ярко засияла национальная идея, есть немало достижений. Эта идея стала движущей силой общественного прогресса. На основе развития экономики, мощного подъема просвещения и науки теоретически обоснована необходимость создания национального государства, заложены основы концепции украинской нации.

Гений украинского народа в условиях угрозы его существованию создал такое уникальное явление, как запорожское казачество, государственные усилия увенчались казацко-гетманской государством. Казацкое войско стало прочной преградой на пути экспансии крупнейшей тогдашней Османской империи в Европу, прекратило грабительские посягательства польской шляхты на украинские земли. В ходе борьбы против российского колониализма украинская политическая мысль обогатилась важными идеями государственной независимости и автономии, суверенитета и равенства, свободы и демократии, правды и справедливости.



Назад