Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Тема 6. Политические доктрины новой эпохи


Отличительной особенностью второй половины 18 в. и 19 в. есть два эпохальные факторы.

Во-первых, европейская цивилизация бурно развивается под влиянием Великой французской революции, которая провозгласила, по словам К. Маркса, новый политический строй и дала всему миру образцы демократии и свободы.

Во-вторых, в результате промышленного переворота, то есть замены мануфактурного производства крупной машинной индустрии, бурно развиваются капиталистические отношения, становятся господствующими в общественно-экономической жизни.

В соответствии с этого началось создание новых политических, философских и правовых систем жизнедеятельности общества.

В Германии наиболее авторитетными представителями либерального направления, которые особенно повлияли на развитие социально-политической мысли xix ст., были профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804), выдающийся философ и общественный деятель Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), гениальный мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1830).

И. Канту принадлежит первенство в системном обосновании либерализма как нового течения социально-политической мысли. Либерализм отразил идейные позиции зажиточной части третьего состояния, которая требовала экономической и политической свободы для своей жизнедеятельности. По мнению И. Канта, либерализм - единственная умная платформа общественного устройства, которую он обосновал в таких работах, как "Идеи всеобщей истории", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве" и др.

Под влиянием этих идей просвещения и школы естественного права, которая отстаивала индивидуализм, сформировались главные принципы социальной концепции И. Канта: каждое лицо является завершенной достоинством и абсолютной ценностью; человек не является орудием совершения неких планов, даже направленных на общественное благо: она - субъект морального сознания и в корне отличается от окружающей природы, в своем поведении должна руководствоваться велению нравственного закона; закон этот априорный, не может подвергаться воздействию внешних обстоятельств и потому безоговорочный.

Совокупность условий, которые ограничивают произвол одного относительно другого и предотвращают возникновение конфликтов в обществе, и есть право. Именно оно призвано регулировать поведение людей. Субъективные мотивы, образ мышления и переживаний его совсем не интересуют - этим занимается мораль. Никто не может заранее приписывать человеку, ради чего она должна жить, в чем сущность ее собственного блага и счастья. Более того, невозможно добиваться этого от нее угрозами, применением силы.

Истинное назначение права - надежно гарантировать то социальное пространство, в котором нравственность могла бы нормально проявить себя, в котором беспрекословно реализовалась бы свобода. А это достигается предоставлением права принудительной силы, которую может дать только государство.

И. Канту принадлежит пальма первенства в обосновании правового государства. Относительно форм государственного управления, то он был сторонником республиканского строя, при котором возможно разделение властей: законодательная власть принадлежит коллективной воли народа, исполнительная сосредоточена в руках правителя по закону, а судебная назначается исполнительной.

Социально-политическая доктрина И.Г. Фихте развивалась в характерном для немецкой классической философии русле естественно-правовой теории. Поэтому и не удивительно, что между его взглядами и взглядами И. Канта очень много общего.

В социальной философии Ф. Гегеля надлежащее место занимает проблема государства, власти, общественного устройства. В частности, в "Философии права" он подчеркивает, что "эта работа, поскольку в ней сосредоточена наука о государстве, будет попыткой постичь и описать государство как нечто разумное в самом себе". Переход к новым формам производства государственного устройства он характеризует как переход от насильництва к свободе, от силы до права, от произвола до разумных принципов. В таком государстве все полномочия (общие и единичные) легитимные и правомерны, а из взаимоотношений умные лишь те, которые косвенные правом.

Отношение государства к ее составляющих - индивидов и их объединений - осуществляется в форме правовых обязанностей". Соответственно, права и свободы индивидов и общественных группировок (обществ, корпораций, обществ), а также властных учреждений (монарха, правительства и законодательной власти) настоящие, умные и правомерны.

Ф. Гегель ввел в политическую науку разграничение понятий "гражданское общество" (совокупность экономических отношений) и "государство". Государство ("действительность нравственной идеи") он трактовал как организацию, что является основой гражданского общества и решает противоречия между его членами. В то же время такие противоречия между богатством и бедностью он считал присущими любом гражданскому обществу, преодолеть их практически невозможно и они не зависят от государства.

Среди представителей английского либерализма заметное место принадлежит Иеремия Бентаму (1748-1832). Его теория утилитаризма вступило в то время большую популярность. Мыслитель предложил программу демократизации политических и правовых институтов государства. В основе ее лежит принцип полезности, то есть свойство любого предмета приносить пользу, выгоду, добро, счастье или предотвращать зло, вред, несчастью. Все, что способствует полезности или интересам общества, увеличивает благосостояние его членов. У И. Бентам лицо является целью, а государство - средством.

Задача государства - обеспечить счастливую жизнь всех людей. Она не должна регламентировать хозяйственную деятельность, вмешиваться в экономику, основу которой составляет частная собственность и свободная конкуренция.

И. Бентам выступал за демократическую республику, поскольку лишь за такого устройства возможно осуществление целей государства - благо всего народа.



Назад