Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Критически-утопический социализм и коммунизм


Клод Арни де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) жил во времена, когда Великая французская революция покончила с феодально-монархическими порядками и проложила путь к капитализму. Критически оценивая ее последствия, он считал, что современное ему общество неразумное, несовершенное и неизбежно будет заменено другим строем. Исходными пунктами его плана, с одной стороны, стала убежденность в ведущей роли "індустріалів" в общественной жизни, а с другой - отношение к организации промышленности как к одному из важнейших факторов достижения общественного блага.

В труде "Катехизис промышленников" Сен-Симон утверждал, что этот процесс будет затяжным, начнется во Франции и впоследствии будет стимулировать возникновение партий промышленников в других странах, приведет к созданию там "промышленной системы" - нового общественного строя.

Мыслитель рассматривал государственную власть как основное средство организации производства, ведь "политика есть наука о производстве". Главная задача правительства - обеспечение условий для развития производства, устранения всевозможных препятствий на этом пути. В таком обществе государственная власть впоследствии уступает место общественному самоуправлению.

Франсуа Мари Шарлю Фурье (1772-1837) принадлежит особое место в истории общественно-политической мысли.

Характеризуя "лад цивилизации" как "мир наизнанку", он подчеркивал, что хозяйственной системе такого общества присущи конкуренция, противоречивость интересов, наживание на нищете, лицемерие, приспособленчестве и т.д. В то же время это общество, как необходимая ступень в историческом процессе, положило начало "большое производство, высокие науки и нежные искусства".

Поэтому мыслитель доказывает, что за строем цивилизации обязательно наступит порядок гармонии, материальные предпосылки перехода к которому уже созрели. Но люди еще не знают, не открыли для себя кодекса социальных законов, которые он им дарит. По плану Ш. Фурье, для достижения общей человеческой гармонии необходимо повсеместно сплотить ассоциации, объединения людей для совместной трудовой деятельности - фаланги. Они должны быть "природо-предназначены и привлекательные", создать условия для самореализации каждого индивида и постепенного утверждения "царства Божьего" на земле.

Роберт Оуэн (1771-1858) не только мечтал о таком царство, но и пытался основать его в Англии, а затем в США. Он исходил из того, что человеческий характер является результатом взаимодействия природной организации индивида и окружающей среды. Изменив последнее, можно сделать человека счастливым, иначе говоря, существующее капиталистическое общество следует мирно реформировать в новое, которое отвечало бы человеческим потребностям. По мнению мыслителя, именно воспитанием человеческих характеров определяется образ общества.

Для всеобъемлющего счастья людей предстоит осуществить "наиболее полную реальность" в производстве и потреблении, в духовной сфере их бытия. Именно в ассоциациях, при отсутствии частной собственности, возможен гармоничное развитие физических, умственных, моральных способностей человека.



Назад