Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Марксистское учение о политике


Наиболее распространенным в 19-20 вв. стало политическое учение К. Маркса, Ф. Энгельса. Давая ему оценку, Г. Бердяев подчеркивал, что теория социализма этих двух мыслителей подвергла сомнению право частной собственности, и конечно, основания для сомнения были. Никем не ограниченное и абсолютное право частной собственности породило зло и несправедливость общества феодального и капиталистического общества. Именно от него пошли невыносимая социальное неравенство, пролетаризація масс, лишение трудящихся средств производства и революционные настроения, которые доказывают угнетенных до такого уровня озлобление и мести, что теряется человеческое достоинство. И в то же время в собственности является онтологічне зерно. Отнимите у человека всякую власть над имущественным, материальным миром, всякую личную свободу в хозяйственных актах и вы сделаете человека рабом общества и государства, которые отберут у него и право свободы думать, совести и слова, право свободно передвигаться, само право на жизнь. Если общество и государство становятся единственным обладателем всевозможных материальных ценностей и благ, то они могут делать с человеком что угодно; лицо бессильна противостоять тирании государства и общества.

Социально-экономическими и политическими устоями марксистского учения о политике стали противоречия общественного развития, в частности, между собственниками средств производства и теми, кто был лишен их, между уже хорошо развитыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, а также противоречия в духовной сфере. Известно, что марксизм опирался преимущественно на достижение в классической философии, политической экономии и социально-политической мысли. Эта новая идейное течение питалась и тогдашними революционно-демократическими и гуманистическими тенденциями.

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) в своих исследованиях доказывали, что правовые отношения, как и формы государства, нельзя понять вне исторического контекста, условиями материальной жизни. Они объясняли опосередкованість политико-правовых отношений экономической сферой, а также соотношением общества и государства. Государство - официальный представитель гражданского общества. При этом проявляется ее двойная природа: с одной стороны, она выступает как универсальная политическая организация, сохраняет целостность общества, с другой - как специальный аппарат управления.

Марксизм формулирует положения о преодолении отчуждения государства от народа, от человека, о необходимости введения демократической государственности, самоуправления народа. Путь к нему пролегает через переходный период, политической формой которого является государство диктатуры пролетариата. Эта центральная идея марксистской теории выводилась из опыта революций 1848-1850 гг. и Парижской Коммуны. Сущность диктатуры пролетариата - сочетание законодательной, исполнительной и судебной власти.

Чтобы достичь этой цели, пролетариат должен осуществить политическую революцию, в процессе которой должна быть ликвидирована старая и создана новая государственная машина. Она будет воплощать вечные идеи справедливости, равенства, демократии в интересах большинства народа путем принуждения относительно незначительного меньшинства. "Историческая миссия" пролетариата может осуществиться лишь при условии создания "особой партии", что даст возможность рабочему классу стать самостоятельной политической силой. Ведя решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками, такая партия возглавит пролетариат и поможет ему выйти из своего "детства".

Итак, в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса были выдвинуты и обоснованы толкование политики, государства, власти, собственности, других политических институтов. В своей основе марксизм был реалистичной теорией, которая отразила насущную необходимость коренных изменений общественного строя. Многие ее положения в ходе дальнейшего исторического развития теряли свою значимость, другие видоизменялись, обогащались реальной практикой, третьи - перекручивались, фальсифицировались, опровергались.

Одним из основателей немецкой социал-демократии был Ф. Лассаль (1825-1864), который, по оценке Ф. Меринга, правильнее оценил всеобщее избирательное право как рычаг пролетарской классовой борьбы, чем это сделали - по крайней мере своего времени - К. Маркс и Ф. Энгельс. Его философские позиции формировались под влиянием И. Фихте и В. Гегеля. Свои социально-политические взгляды он объединил

под названием "национального социализма" и при этом называл себя учеником К. Маркса и Ф. Энгельса.

Отмечая бесправное и угнетенное положение трудящихся, осознавая необходимость изменения существующих в Германии порядков и пытаясь ликвидировать социальное неравенство в обществе, Ф. Лассаль считал, что этого можно достичь лишь при условии создания собственными силами рабочих (с помощью государства) производственных ассоциаций. При этом он исходил из теории стоимости Рикардо, в которой подчеркивалось, что рабочий обменивает свой труд, как и любой другой товар, за эквивалентом. Все беды рабочего класса - низкая заработная плата, эксплуатация и т.д . - внутренне присущи самой системе обмена. Поэтому ликвидация этих негативных явлений связывалась с упорядочением принципов распределения общественного продукта. Так, Ф. Лассаль объяснял право рабочих на полную стоимость продуктов труда, которое не реализуется через "железный закон заработной платы". Именно производственные ассоциации помогут избавиться в обществе наемного труда, перейти к социализму, где осуществится требование распределения общественных доходов согласно права каждого работника на получение полного продукта своего труда.

Будущую государство он видел демократической, возрожденной через общее и прямое производственное право. Такое государство сможет достичь наивысшей свободы благодаря введению "индивидуальной собственности, основанной на труде". Этот процесс он считал социальной эволюцией, которая осуществляется мирным путем в течение длительного исторического времени.

Е. Бернштейн (1850-1932), считая себя марксистом, доказывал, что с развитием научно-технического прогресса будет происходить не концентрация, а децентрализация капитала, промышленности и сельского хозяйства. В этих условиях экономическая борьба пролетариата, которую ведет профсоюзное движение в легальных формах, может предотвратить бедности пролетариата, ослабить противоречия между трудом и капиталом.

Постепенно капиталистическая собственность переростатиме в социалистическую путем развития кооперации, потребительских союзов, что позволит пролетариату "без обращения к насилию... овладеть весьма значительной частью общественного богатства". Главной гарантией этого будет демократия. Он утверждал, что при социализме, как зенита развития и завершения либерализма, будет достигнут такого уровня, когда идеалы свободы поціновуватимуться как крупнейшие общественные стоимости.

Деятельность К. Каутського (1854-1938) также связана с развитием социал-демократических принципов общественного строительства. Он доказывал, что его концепция базируется на марксистских началах, но марксизм и учение Ф. Лассаля и Е. Бернштейна подвергал острой критике.

Среди политических взглядов К. Каутського особый интерес представляет его понимание пролетарской революции и государства. Он пытался обосновать необходимость завоевание пролетариатом политической власти. Но эти процессы, по его мнению, должны проходить мирным путем. В ранг главного принципа коренных изменений в общественной жизни должна быть сведена демократия. В 1918 г. в работе "Диктатура пролетариата" он писал, что К. Маркс понимал под "революционной диктатурой пролетариата" не форму господства, а состояние населения, когда его большинство общим голосованием поддерживает власть. Революцию же 1917 г. K. Каутський характеризовал как пренебрежение к человеку, массовое вооруженное насилие.

В последние годы своей жизни, отказавшись от неоднозначной трактовки диктатуры пролетариата, он призвал социал-демократов придерживаться демократических принципов, отстаивать завоевания всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права.



Назад