Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Ленинская концепция политики


Разрабатывая и развивая марксистскую теорию, В. Ленин (1870-1924) особое внимание уделял ее политическому аспекту, потрактованому как теория классовой борьбы государства, опертої на диктатуру пролетариата.

В политической доктрине марксизма, которую принял за основу В. Ленин, общее понятие политики употребляется в широком и узком смысле. С одной стороны, политика - это сфера отношений между политическими силами, а с другой - участие в управлении государством, определение форм, задач и содержания ее деятельности.

Ленин сначала выдвинул идею революционно-демократического государства как переходного этапа, который продлится до тех пор, пока не будут уничтожены экономические основы господства классов. В этот период нужно осуществить такие меры, как слом буржуазных институтов власти, роспуск постоянной армии, выборность и сменяемость всех должностных лиц, выравнивание заработной платы и т.д.

Накануне 1917 г. и позже государственные представления были раскрыты ним четче. Соответственно к конкретным условиям России он обосновал теорию диктатуры пролетариата, развив концепцию демократического устройства государства. При этом следует подчеркнуть, что в ленинизме демократия и государство рассматриваются как явления переходные, временные. В будущем обществе, после периода развития, демократия, как и государство, должны отмереть.

В.И. Ленин большое внимание уделял национальному вопросу, условиям его разрешения в многонациональной стране, выделил основные аспекты национально-государственного строительства.

Это лишь отдельные элементы ленинской политической доктрины. Многие из них, даже закрепленных в правовых актах, не были реализованы. Более того, некоторые ленинские положения стали стереотипом и догмами, оторванными от политических реалий, отдельные из них превратно и сфальсифицированы.

Оценивая место ленинской социалистической теории, М. Бердяев подчеркивал, что метафизика социализма опирается на примат общества над лицом, на веру в то, что личность формируется исключительно обществом. Это метафизика коллективистское и соблазн коллективизма. "Социалисты, - писал он, - исповедуют монизм, отрицают отличие естественно-социального и духовного. Тоталитарный, интегральный социализм является ошибочным світоуявленням. Но социальный, экономический сторону социализма является элементарной справедливостью". В этом смысле социализм - это социальная проекция христианского персонализма.



Назад