Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Развитие революционно-демократических политических идей


Важной страницей в развитии политических теорий в Украине были 19 ст., особенно его вторая половина, и начало 20 в. В настоящее время на украинских землях возникает много различных политических течений и направлений, которые олицетворяли собой сложную гамму общественно-политических отношений, разнообразных интересов и потребностей, политических намерений и устремлений. Идеи каждой из этих течений и направлений политической мысли с учетом национальных и этнических характерных черт были непосредственным отражением классовой борьбы, национальных и религиозных отношений, борьбы за государственную власть.

После разгрома Запорожской Сечи, введение крепостного права, ликвидации договорных отношений Украины с Россией политическая жизнь в Украине надолго будто замерло. Об этом ярко выражено в анонимном письме к редактору "Колокола" на сегодня автор известен - это патриот Украины, просветитель, историк Николай Костомаров). "С тех пор Украина молчала, ее народность была игнорируемая. Имя "хохол", которое москали давали казакам от их селедок, сделалось синонимом дурака. Поэтическая речь Украины стала предметом глумления и посміху... Украинская история была или заброшенная, или подавалась в искаженном виде, согласно благих целей и видов правительства".

Большинство земель Украины тогда находилась в составе Российской империи - Левобережья, Правобережья, Южная Украина, а Восточная Галичина, Южная Буковина и Закарпатье - в составе Австро-Венгерской империи. Поэтому развитие политических идей в Украине в те годы особенно тесно переплетался с передовой мыслью российских ученых, мыслителей, политологов. Во многих вопросах они выступали единомышленниками, ярыми сторонниками, защитниками общих взглядов.

Идеи социального и национального освобождения порождались тем невыносимым колониальным режимом, в котором находилась Украина на протяжении многих веков. Особенно это стало проявляться в период польского и русского ига. Экономическая политика российского правительства неизменно шла вразрез с интересами Украины как сугубо земледельческого края. Таможенные тарифы, финансовая политика, непомерные налоги вызывали у украинского населения гнев и возмущение, вызывали антироссийские, антиподьські и вообще антиіноземні настроения.

Первая половина 19 в. проходила под знаком тяжелой политической реакции. После жестокой расправы с декабристами царское правительство начал непримиримую борьбу против любых либеральных идей. В империи признавались три основные принципы, на которых должна держаться вся российская государственность: православие, самодержавие и народность. Православие как исключительно господствующий принцип не могло быть признано западноукраинскими землями, где долгое время внедрялся католицизм. Для сознательной части украинского населения самодержавие означало не только сосредоточение всей власти в руках монарха, но и решительно устранения гражданства от всякого участия в политической жизни, недопущение никакого самоуправления. Третий принцип государственной системы - народность - следовало понимать как господство великорусской народности и подавления национального партикуляризма. В империи сложился жестокий политический режим с суровым централізмом, который следовал из идеи самодержавной власти: все провинции управлялись из единого центра - из Петербурга. Эта система держалась на порабощении широких народных масс.

Такая система государственного устройства не могла не вызвать недовольство населения. С другой стороны, царский режим ужасно боялся любого радикального движения, мог возникнуть и возникал в Украине. Как свидетельствуют историки, когда генерал-губернатор Правобережной Украины князь Николай Репнин выступал перед центральным правительством с проектом улучшения тяжелого экономического положения населения, его было заподозрено в украинском сепаратизме, немедленно устранены и отправлены за границу. Всем известна реакция Николая И на появление Кирилл-Мефодіївського общества. Итак, страхом украинского сепаратизма была проникнута вся экономическая, политическая и духовная направленность царского режима.

Идеи Кирилл-Мефодіївського общества, которое образовалось в Львове около 1845 г., были первой политической программой для украинства. Общество объединяло группа молодых ученых и писателей, который олицетворял цвет украинской интеллигенции. Здесь были: одаренный историк и преподаватель университета Николай Костомаров, преподаватель гимназии и выдающийся писатель Пантелеймон Кулиш, образованный чиновник Николай Гулак, учитель Василий Белозерский. Впоследствии к ним присоединился гениальный Тарас Шевченко.

Программа кирилл-мефодіївців имела много общего с мыслями декабристов и петрашівців, революционных демократов, в частности, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, прогрессивными концепциями выдающихся деятелей польского освободительного движения - А. Мицкевича, И. Лелевеля, С. Гощинского и др.

В течение примерно 14 месяцев существования общества его члены подготовили ряд программных положений, важнейшие из которых нашли свое отражение в произведении М. Костомарова под названием "Закон Божий (Книги Бытия украинского народа)".

Украинская дело в этом произведении связывалась с судьбой других славянских народов, с желанием объединить все славянские народы, каждый из которых творил бы свое государство и имел возможность развивать свою культуру. Все они должны были развиваться на демократических началах равенства, свободы, религиозной толерантности. Члены общества выступали за освобождение крестьян от крепостного права. Предпосылкой перестройки существующего строя на новых началах общество считало уничтожения абсолютизма, свержение царизма. Ведущее место в славянском объединении отводилось Украине. В книге М. Костомарова "Закон Божий" говорилось:

"И восстанет Украина из своей могилы, и снова слышит меня до всех своих братьев Славян, и услышат крик ее, и встанет Слов'янщина, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни графа, ни герцога, ни сіятельства, ни превосходительства, ни господина, ни боярина, ни крепостного, ни холопа - ни в России, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в Сербии, ни в Болгар. И Украина будет не подчиненной Речи Посполитой в союзе Славянским. Тогда скажут все языки, показывая рукой на то место, где на карте будет нарисована Украина: "Вот камень, ему же не берегоша зіждущії, то бысть во главу угла!".

Кирилл-Мефодіївське общество просуществовало недолго (1847 г. члены общества были арестованы и наказаны), но его идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие освободительных идей в Украине. Деятельность общества была первой попыткой украинской интеллигенции перейти от сугубо культурничества к политического этапа национального развития Украины.

Следует отметить, что, разделяя общие положения своей программы, члены общества расходились в вопросе о первоочередных задачах. М. Костомаров считал первоочередной добиться единства славян. П. Кулиш отмечал развития, прежде всего, украинской культуры. Тарас Шевченко страстно отстаивал идеи социального и национального освобождения украинцев. За радикализм своих идей Тарас Шевченко был наказан жесточайшее. Здесь, кстати, следует отметить, что творчество крестьянского поэта-бунтаря, который поднялся от раба-крепостного до вершин поэзии и искусства, ощутимо сказался и на формировании революционно-демократического крыла в России 50-60-х годов 19 века.



Назад