Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Монархически-гетманская концепция В. Липинского


Среди политических доктрин Украины в 20 в. значительное место занимает монархически-гетманская концепция В. Липинского (1882-1931). Он считал, что обретения Украиной государственной независимости возможно через предыдущее наследственное монархическое правление. Гетман является своеобразным "национальным флагом", живым символом Украины, вокруг которого основывается все население, а главным фактором государственного строительства является, по его мнению, установление правовой монархии в традиционной гетманской форме. Но эта монархия, как ВВЭ.Ж9.В В. Липинский, существенно отличается от московской, которая опиралась на насилие и неограниченную власть царя, а также от польской, где король всегда был марионеткой шляхты. Его еще считают за одного из основателей украинского консерватизма, который разделяли отдельные видные представители политической мысли. Базовые характеристики этого течения указанные ниже.

В. Липинский рассматривал следующие основные методы организации государственного строительства в Украине:

1) демократия с республикой;

2) охлократия с диктатурой;

3) класократія с правовой, ограниченной законом монархией.

Наиболее подходящей для Украины является последняя форма. В. Ли-пинский это объясняет тем, что выборы в демократической республики (парламента) - это политическая бутафория. Для украинского движения, рассуждал он, могут стать фатальными лозунги демократии и гражданского общества, поскольку они повлекут за собой искусственное копирования демократии с моделями других стран, а политическая культура одной нации не может быть механически перенята другой. В. Липинский считал, что основное условие создания украинской государственности - это единство: религиозная, региональная, политическая, организационная, национальная. Дело украинской государственности всегда теряла отсутствие единства между украинцами (галицко-надднепрянский антагонизм). Обретения государственности во многом зависит от организации ведущей слои, от ее сплоченности. Но нужно сначала создать ее. Народ, что не в состоянии воспроизвести собственных "господ", то есть ведущего слоя, вынужден навеки подчиняться чужим господам. Резюме своих политических и мировоззренческих взглядов В. Липинский формулирует так: "Даже самое трудное задание может быть выполнено, когда есть: стихийное, врожденное хотение, ясная идея, усвідомлююча желанье; воля и разум, необходимые для осуществления идей, вера в Бога и в то, что данная идея согласна с Божьими законами; и любовь к людям и земле, среди которых и на которой должно осуществляться данная идея".

Заметным явлением украинской политической мысли 20 в. была самостоятельная теория М. Михновского (1873-1924), суть которой он изложил в своеобразном манифесте, катехизисе самостийников - "Десяти заповедях".

Вот некоторые из этих заповедей:

  • Одна, единая, неделимая, самостоятельная, свободная, демократическая Украина, Республика рабочих людей - это идеал русского человека, за которого ты должен бороться, не щадя своей жизни.
  • Почитай деятелей края, ненавидь врагов его, презирай оборотней-отступников и хорошо будет целом твоему народу и тебе.
  • Не убивай Украину своим равнодушием к всенародным идеалов.
  • Не названым ренегатом-отступником.
  • Не обворовывай собственного народа, работая на врагов Украины.
  • Помогай своему земляку впереди всех: держись кучи. Этот документ был воспринят по-разному: от одобрения до полного отрицания. И на это были основания. Но ради объективности в оценке этого документа следует учитывать те конкретно-исторические обстоятельства, при которых он создавался.

Несмотря на противоречивость М. Михновского как человека и политика, на неприемлемость в наше время некоторых его положений, все же следует отметить его пылкое стремление обрести самостоятельность Украине, его мечты о единой, свободную, демократическую Украину - республику рабочих людей от "Карпатских гор до гор Кавказских".



Назад