Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Власть как социальное явление. Концепции власти


История политической мысли о вечном стремлении человечества найти ответы на вопросы, которые больше всего повлияли на развитие общества. Среди таких вопросов тема власти и политической власти в частности, имеет ключевое значение. От античных времен и до наших дней эта тема является объектом внимания выдающихся мыслителей, государственных деятелей и политиков, граждан разных государств.

Власть всегда была и остается заветной мечтой различных политических сил и их лидеров. Вся история человечества связана с борьбой за власть, с домогательствам власти, со стремлением влиять на власть.

Мыслители древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени отмечали непрерывную борьбу различных социальных групп за власть как средство удовлетворения своих собственных интересов. В то же время в понимании сущности политической власти важным было трактовка ее как механизма решения общих дел. Так, немецкий философ Г. Гегель, характеризуя государство как институт организованной политической власти, замечал, что государство является выразителем всеобщих интересов.

Значительное влияние на развитие политической мысли и общественных отношений в течение длительного периода производила марксистская концепция, суть которой заключается в том, что развитие экономики, производства с соответствующей структурой общества рассматривался как основа политической и духовной истории человечества, которая со времени распада первоначального общинного землевладения была историей классовой борьбы между угнетенными и эксплуататорами, подчиненными и господствующими классами. В таком обществе власть имеет классовый характер, она обусловлена имущественными отношениями, а содержанием социальной власти являются отношения господства и подчинения. Государство, по марксистской концепцией, играет главную роль в системе обеспечения социальной власти.

Однако, как показал опыт государств, которые придерживались марксистской модели общественного развития, абсолютизация классовой борьбы блокирует конструктивные функции государства, исключает возможность ее функционирования как правового государства, делает невозможным формирование гражданского общества, а следовательно, и общественного прогресса в целом.

Определяющее влияние на формирование концептуальных трактовок власти в западной политологии 20 в. имели идеи немецкого социолога М. Вебера. Развитие общества, по Веберу, - это постоянная борьба, столкновения как индивидуальных, так и групповых интересов. Реализация социальных интересов в значительной мере зависит от власти, которую Вебер определял как возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других. Он характеризовал власть и господство, что дает право управлять одним другими, от которых требуется покорность и подчинение.

Функционирования власти - одна из важнейших задач любого общества, условие его жизнедеятельности. В развитии человечества властные отношения прошли путь от власти ритуалов, обычаев и традиций первобытного общества к власти законов, моральных норм и принципов современной общественной жизни, а представление о власти трансформировались от упрощенного понимания ее как проявления воли человека, наделенного определенными полномочиями, в современных сложных концепций и теорий власти.

Разнообразие подходов исследователей к власти как социального явления нашло свое отражение в основных концепциях власти. В западной политологии привлекают к себе внимание такие концепции: телеологічна, біхевіористська, психологическая, системная, реляціоністська, інструменталістська, структурно-функциональная и др.

Телеологічна концепция (от греч. zeXos (reXws) - цель) рассматривает власть как средство достижения определенной цели, определенных результатов. Один из сторонников этой концепции Бы. Рассел считает, что власть можно определить как реализацию намеченных целей. Здесь используется широкое понимание власти, которое распространяется не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с природой.

Біхевіористські концепции (от англ. eehavior - поведение) рассматривают власть как особый тип поведения людей, когда одни доминируют (господствуют над другими, а другие подчиняются им. Власти сводится к взаимодействию людей, базируется на возможности изменения поведения индивидов. Власть рассматривается как первопричина, как детерминанта действия лица. Отсюда и вывод о необходимости контроля, осуществление влияния на поведение людей. Так, американский исследователь Бы. Скиннер рассматривал человека как пассивный объект, не способен к инициативе, зато с природными задатками подчиняться. Он обосновал необходимость целенаправленно влиять на людей для получения желаемой изменения их поведения. Эти идеи были использованы в некоторых правительственных программах, направленных на изменение поведения людей, включая и сферу политических отношений.

В рамках бихевиоризма есть несколько трактовок власти.

  1. "Силовая модель" характеризует власть как "волю к власти".
  2. "Рыночная модель" рассматривает власть как атрибут рыночных отношений, который функционирует по правилам рынка (спрос, предложение, конкуренция).
  3. "Игровая модель" представляет власть как соревнования участников, где успех зависит от их способностей, силы, умения перевоплощаться и т.д.

Выдающимися представителями behaviorism Ч. Мерріам, Г. Лассуелл, Дж. Кэтлин, Же. Бюрдо и другие.

Психологическая интерпретация власти (3. Фрейд, Е. Фромм и их последователи) видят первопричину властных отношений в сфере сознания и подсознания людей, рассматривают власть как взаимодействие людей, как стремление власти одних и подчиненность других, исследуют субъективную мотивацию поведения индивидов в реальных условиях общественной жизни. В некоторых аспектах психологические интерпретации близки к біхевіористських трактовок власти.

Системное трактовка власти базируется на приоритете политической системы и ее влияния на политику. В отличие от біхевіористських и психологических подходов, которые продуцируют отношения власти от индивида, здесь истоки власти видят в функционировании политической системы. Власть характеризуется как способность системы обеспечивать ее элементами принятых обязательств, которые направлены на реализацию коллективных целей. Влияние политической системы охватывает все уровни и структурные составляющие общества. На макроуровне власть является атрибутом системы, способом ее организации, средством принятия решений и распределения ценностей (Т. Парсонс, Д. Истон). На мезорівні (уровне таких формирований, как семья, производственные группы, организации и т.п.) власть реализует функции взаимодействия, координации с подсистемами общества, функционирует как общения, что позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества (Г. Крозье, К. Дойч, Н. Луман). На микроуровне власть рассматривается как взаимодействие индивидов в рамках соответствующей специфической системы, где действия человека являются определяющими (Т. Кларк, Г. Роджерс).

Как видим, системное трактовка власти стремится согласовать деятельность всех структурных элементов системы через выполнение властью функций взаимодействия, координации и управления социальными процессами, а это придает этой концепции рис конструктивности и перспективности в политической жизни.

Реляціоністські трактовка власти (от лат. relatio - донесение; франц. relation - отношение) представляют власть как отношения между партнерами, один из которых благодаря воздействию на другой может изменять поведение последнего. Власть здесь выступает как взаимодействие субъекта и объекта, где субъект с помощью определенных средств контролирует поведение объекта. Используются три варианта отношений между объектом и субъектом власти.

  1. Концепция "сопротивления" (силовая) акцентирует внимание на класифіка-дукции различных форм и степеней сопротивления властям со стороны объекта и соответствен-ного давления со стороны субъекта власти (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен).
  2. Концепция "обмена ресурсами" представляет власть как функцию зависимости индивида от распределения ресурсов. Неравенство распределения ресурсов формирует соответствующий тип властных отношений. Через обмен и контроль за ресурсами осуществляется функционирования власти (П. Блау, D. Хиксон, К. Хайнінгс).
  3. Концепция "распределения зон влияния" власть трактует как процесс постоянного обмена ролями между участниками социальных отношений, и это дает им возможность реализовать желаемую модель взаимоотношений (Д. Ронг).

Много идей реляціоністських концепций власти используются и в других концепциях, в частности в таких, как інструменталістська и структуралистическая (структурно-функциональная).

Інструменталістська концепция власти толкует власть как использование определенных инструментов и средств, к которым относят насилие, принуждение, богатство, знания и т.д. По мнению американского исследователя О. Тоффлера, смысл борьбы, что происходит в современном обществе, заключается в стремлении контроля за знаниями, информацией и интеллектуальными ресурсами.

Структурно-функциональная концепция характеризует власть как особый вид отношений между руководителями и подчиненными, которые определяются иерархической структуре общества и дифференциацией управленческих и исполнительских социальных ролей. Для функционирования политической системы необходимо четкое выполнение каждым лицом установленных социальных ролей.

Несмотря на многообразие подходов к определению власти как социального явления большинство современных исследователей характеризуют власть как одно из фундаментальных начал общества, его первооснову. Власть и властные отношения имеющиеся везде, где есть социальные объединения людей, во всех сферах общественной жизни - экономической, политической, духовной, семейной и т.д. Выделяют и различные уровни проявления власти. Так, на уровне общества в целом власть охватывает самые сложные социальные и политические отношения: власть на публичном (ассоциативном) уровне регламентирует деятельность коллективов и отношения у них (общественные организации, союзы, производственные коллективы); власть является важным атрибутом социальных отношений и для уровня личностного, частной жизни, функционирования малых социальных групп.

В общественной жизни власть обуславливается необходимостью регулировать разнообразные и противоречивые социальные интересы субъектов, согласовывать и регламентировать взаимоотношения, начиная от индивидуальных, групповых и вплоть до общегосударственных.

Итак, в основе власти и властных отношений - социальные интересы граждан, определенных казней, социальных классов. Социальные интересы - это объективно обусловленные мотивы деятельности социальных субъектов, которые состоят из осознания собственных нужд и выяснения условий и средств удовлетворения их. Стремление реализовать социальные интересы побуждает участников использовать разнообразные средства и ресурсы, создавать соответствующие условия жизнедеятельности и социальные отношения.

На уровне индивида стремление власти обусловлено целым комплексом жизненно необходимых материальных и духовных интересов и потребностей, среди которых - потребности свободы, самореализации, самоутверждения и т.д.

Многогранность власти как социального явления проявляется и в подходах к определению этого понятия. В литературе можно найти характеристику власти как особого типа отношений между людьми - отношений господства и подчинения; как способность к целенаправленной деятельности; как особый психический акт (стремление к власти, господства); как способ регулирования группового поведения и социального управления.

Определение сущности политической власти связано с общо-социологическим трактовкой власти как социального явления. Большинство исследователей отдают предпочтение определению власти как реальной способности социального субъекта осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность и поведение людей с помощью определенных средств - авторитета, права, насилия и т.д.

Такая трактовка власти включает в себя как необходимые составляющие отношения принуждения, подчинение объекта свободы носителя власти, а также утверждение права на такое принуждение, на использование силы. Ж. -Же. Руссо справедливо заметил: "Сильнейший никогда не бывает достаточно сильным, чтобы быть постоянно хозяином, если только он не превращает свою силу на право, а смирение - на обязанность".

Власть и властные отношения являются сложными, двусторонними или многосторонними асимметричными взаимоотношениями между участниками - субъектом и объектом власти. Необходимым условием реализации власти является достижение подчиненности объекта влиятельные субъекта.

Субъект власти является активным, направляющим началом во властных отношениях, он является носителем власти и влияет на поведение объекта имеющимися у него средствами для реализации своих интересов. Субъектом может быть индивид, политическая элита, социальные казни, классы, нации, государства и даже мировое сообщество (ООН, ЮНЕСКО).

Объектом власти является участник (участники) властных отношений, на которого направляется влияние субъекта, который стремится с помощью разнообразных средств подчинить себе объект воздействия.

Объект и субъект власти находятся в тесной взаимосвязи, под влиянием различных объективных и субъективных факторов, среди которых материальные, социально-культурных, политико-правовые, мотивационные и др.

Содержание политической жизни общества определяется характером суб'єктно-объектных отношений, которые разворачиваются на функциональном уровне, в опосредованном или непосредственном участии и зависят от восприятия действий субъекта объектом. Это восприятие может проявляться в форме одобрения, равнодушия или возражения с соответствующими последствиями, которые необходимо учесть субъекту власти.



Назад