Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Реализация государственной власти. Политические режимы


Центральным институтом власти является государство, а государственная власть - один из наиболее влиятельных факторов общественной жизни. Государственная власть опирается на специальный аппарат принуждения, имеет право издавать законы, которые являются обязательными для выполнения всеми гражданами. Государственная власть организует жизнедеятельность общества, исходя из всеобщих интересов.

Основные особенности государственной власти:

  • она не может принадлежать никому вне правовыми полномочиями (вне закона);
  • является единственной в пределах своего политического пространства;
  • имеет публичный характер;
  • обладает монополией на использование специального аппарата принуждения;
  • выдает властные распоряжения, обязательные для населения;
  • программа деятельности базируется на общности интересов граждан.

Государственная власть функционально делится на законодательную, исполнительную и судебную.

В политической жизни современных демократических государств разделение властей - определяющий механизм функционирования власти, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется соответствующими (разными) государственными органами в пределах полномочий, компе-тентності и ответственности каждой ветви власти, а это делает невозможным злоупотребление и узурпацию власти в обществе.

Реализация государственной власти происходит благодаря выполнению государством определенных функций, суть которых заключается в установлении законов, обеспечении управления и регулирования всех сфер общественной жизни, осуществления правосудия и т.д.

Развитие общества - это постоянное стремление различных политических сил завоевать власть, добиться ее или повлиять на перераспределение власти в свою пользу. Спектр путей достижения власти достаточно широк - от политических революций и контрреволюций, разного рода политических переворотов (включая военные) до политических выборов как механизма реализации власти в демократических государствах.

Механизм реализации власти предусматривает:

  • наличие партнеров, которые принимают участие во властных отношениях;
  • волеизъявление субъекта политики, зафиксированного в форме правовых актов с констатацией санкций в случае невыполнения их;
  • обязательность подчинения граждан тем, кто осуществляет власть;
  • нормотворческая закрепления права одних издавать законодательные акты, а других - выполнять их.

Важным вопросом является также учета возможных способов реализации власти, к которым относятся авторитет, право и организованные способы силового воздействия.

Создать условия для эффективного функционирования политической власти - это ключевой задачей каждого общества, оно охватывает собой целый комплекс мероприятий по его организации и самоорганизации. Содержание этих мероприятий заключается во внедрении государственного правления и государственного устройства, методов, принципов и средств регулирования политических процессов.

Прослеживая характер и тенденции функционирования политической власти на разных этапах развития человеческой цивилизации, можно отметить тенденцию постепенного, начиная с эпохи Просвещения, процесса демократизации политической власти.

Использование тех или иных методов осуществления власти, доминирование регулирующих, согласованных или силовых форм обеспечения ее дает основания для выделения соответствующего типа политического режима.

Политический режим - это совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, доминирующих форм идеологий и состояния политической культуры.

Типология политических режимов осуществляется на основе определенных признаков, к которым относятся: способ формирования органов власти; соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, правительства и органов местного самоуправления; роль общественных организаций и политических партий в обществе; правовой статус личности; установлена законодательная система; содержание и соотношение разрешенной и запрещенной политической деятельности; уровень и условия развития экономики; политическая стабильность общества; порядок функционирования правоохранительных и карательных органов; исторические, культурные и нравственные традиции и т.д.

В современной политологии выделяют три основных типа политического режима: демократический, тоталитарный, авторитарный.

Демократический политический режим характеризуется как власть народа, народовластие, где организация и функционирование государственной власти осуществляется на началах признании народа источником и носителем власти, где реализуются идеалы справедливости, равенства, где обеспечивается благосостояние всем гражданам.

До основных признаков демократического политического режима относятся следующие:

  • свободные выборы правителей, которые предусматривают минимум три условия: 1) свободу выдвижения кандидатур; 2) свободу избирательного права, то есть всеобщее и равное избирательное право; 3) свободу голосования, что означает тайное голосование, равенство всех в информации и возможности вести пропаганду во время избирательной компании;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • наличие представительных органов, которые формируются на основе всеобщих выборов;
  • исполнительная власть исходит от народа (президентская республика) или от представительного органа (парламентская республика);
  • построение государства по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • легальная деятельность не только государственных, но и оппозиционных партий (т.е. реальная многопартийность);
  • признание и осуществление на практике принципов конституции-ности и законности. И власть, и граждане должны уважать конституцию, а власть - подчиняться юрисдикции независимого органа конституционного контроля;
  • признание равноправия граждан, провозглашение и осуществления на практике демократических прав и свобод;
  • подчинения меньшинства воли большинства после принятия решений и их выполнения;
  • ограничение власти большинства над меньшинством, теоретическое и практическое невозможность физической ликвидации меньшинства;
  • уважение права большинства к меньшинству иметь собственное мнение и отстаивать его цивилизованными методами;
  • развитые секторы экономики, свободные от прямого государственного вмешательства;
  • развитое гражданское общество. Государственная власть и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, которые на паритетных началах участвуют в решении тех или иных общественных проблем. И государство, и гражданское общество являются субъектами общественной жизнедеятельности.

Принято выделять два подтипа демократических режимов: парламентский и президентський. их основные характеристики соответствуют характеристикам парламентской и президентской форм государственного правления.

Тоталитарный политический режим характеризуется всеобщим репрессивным принуждением граждан к выполнению властной воли, осуществляется полный государственный контроль за деятельностью отдельных граждан, их объединений, социальных групп и индивидов. Общественная жизнь основывается на администрировании, принуждении и запретах, на бюрократической системе управления.

Тоталитарном политическом режиму присущи:

  • сверхцентрализованная, моністична структура власти, в которой правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами. Власть на всех уровнях формируется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
  • монопольный политический контроль над экономикой и другими сферами общества, полное отчуждение граждан от собственности. В тоталитарном обществе ни одна из сфер его не свободная от контроля;
  • власть принадлежит массовой политической партии, которая организована недемократично. Власть партии обеспечивается путем сращивания ее с государственными органами и полного огосударствления общества;
  • политизация, регламентация и санкционирование всей жизнедеятельности общества. Террористический полицейский контроль за поведением граждан;
  • требование к гражданам активно проявлять преданность режиму и поддержку его;
  • общественно-политические, негосударственные организации существуют формально, становятся продолжением государственных или партийных организаций. их деятельность детально регламентируется;
  • монопольная, детализированная идеология, которая легитимирует режим и обосновывает его историческую миссию;
  • ликвидация конституционных прав и свобод человека (личности);
  • репрессии как средство государственной политики.

Тоталитарный режим проводит последовательную декласацію общества. Разрушая все его органические связи, отчуждая производителей от собственности и власти, данный режим каждого индивида подключает к общественной системы вне горизонтальными или любыми несанкційованими связями. Следовательно, общество из организма превращается в механизм, который произвольно сконструировали властные структуры, то есть на массовое общество.

Авторитарный политический режим характеризуется значительным сосредоточением власти в руках одного лица или монопольной группы, где ограничиваются политические права и свободы граждан, их общественно-политических организаций, деятельность и полномочия которых строго регламентируются. Это-режим жесткого принуждения к соблюдению непопулярных, но формально легальных требований.

Основные признаки авторитарного режима:

  • отказ от принципов конституционности и законности (если конституция сохраняется, то, в основном, становится чисто декларативной), широкое применение или угроза применения политических репрессий;
  • концентрация власти в руках правительства, главы государства или военных. Отказ от принципа разделения властей;
  • отсутствие центральных и местных представительных органов или преобразования их на марионеточные учреждения;
  • милитаризация государственного аппарата, резкое усиление влияния военных сил. Вмешательство армии в политический процесс с целью прекратить длительные политические кризисы;
  • формирование частного сектора экономики, свободного от прямого государственного вмешательства.

За авторитарного режима не исключаются определенные элементы демократии: выборы, борьба политических партий в парламенте и т.д. В то же время политические права граждан и общественно-политических организаций ограничены, их политическое поведение жестко регламентирована, легальная оппозиция запрещена.

За авторитаризма начинает формироваться гражданское общество. Однако его сфера довольно ограничена. Государство может учитывать требования гражданского общества или игнорировать их, оно фактически подчинено государству.

Итак, авторитаризм определенным образом отличается от тоталитаризма. Основные отличия:

  • тоталитаризм практически стирает границы между государством и гражданским обществом, стремясь контролировать все стороны жизни человека. За авторитаризма появляются элементы гражданского общества;
  • стержень всей тоталитарной системы - единая идеология и хорошо организована единая партия. Лицо лидера может не иметь большого значения. Для авторитарного режима такая идеология не обязательна. Правящая элита преимущественно неоднородна и опирается на блок социальных, политических и других сил, которые во многом отличаются, но имеют общественную заинтересованность в осуществлении власти авторитарными методами. Поэтому в этой системе гораздо большую роль играет лидер, пользующийся авторитетом у всех течений правящего блока и следит за соблюдением баланса интересов его участников;
  • тоталитаризм стремится к прямого политического регулирования сферы экономики, тогда как авторитаризм может сочетаться и с централизованной, и с рыночной экономикой. Итак, за авторитаризма политическая система имеет большую автономию относительно экономики.

При всей сложности и противоречивости развития современных социальных отношений нашей цивилизации можно констатировать длительный эволюционный движение от тоталітарно-авторитарных к демократических форм организации общественной жизни.

Важным компонентом власти есть ресурсы, наличие которых позволяет успешно решать важные социальные программы.

Утилитарные ресурсы включают в себя материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Это, прежде всего, экономические ресурсы, материальные ценности, земля, техника, финансы и т. д.

Социально-демографические ресурсы - это социально структурированное общество с физически и умственно развитым населением, устоявшимися демографическими отношениями, должностным упорядоченностью и утверждением надлежащей престижности профессий, социальным обеспечением и медицинским обслуживанием.

Культурно-информационные ресурсы власти представлены соответствующей системой знания и информации, средствами получения и распространения их в обществе для обеспечения широких слоев населения современными знаниями и информацией (институты науки, образования, средства массовой информации и др.).

Принудительные (силовые) ресурсы власти является важным атрибутом общественной жизни и включают в себя институты силового воздействия (армия, милиция/полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, тюрьмы) с соответствующим материально-техническим и кадровым обеспечением.

Правовые (нормативные) ресурсы власти - это институты и средства воздействия на духовный мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения (правовая наука, развитая система права с высокой правовой культурой граждан, с развитыми механизмами правоприменения и правозащиты).

Анализируя феномен политической власти, В. Вебер выделил три типа легитимного (общественно признанного) властвования.

Первый тип - традиционное господство, базирующаяся на устоявшихся традициях, на вере в законность и нерушимость существующих отношений власти, на уважении к авторитету обладателя. Этот тип власти имеет две модификации: а) патриархальное властвования, характерное первостепенной ролью патриарха в системе власти и формальным согласием граждан относительно введенных властями отношений; б) сословное властвования, базирующаяся на иерархичности (структурированности) по имущественным и моральными критериями и, соответственно, за неравенством различных состояний относительно отношений с властью.

Второй тип легитимного господства, за М. Вебером, - это легальное (рационально-правовое) властвования, которому присуще соблюдения установленных законом порядков и исполнения властных полномочий органами власти и профессиональным аппаратом, признание их законности гражданами. Такой тип власти базируется на сознательном подчинении правовым нормам и законам, которые устанавливают институты власти.

Третий тип власти получил название "харизматическая власть" (от греч. харіауіа - исключительный дар, талант человека). Этот тип власти базируется на вере в чрезвычайные свойства, в такие черты характера политического лидера, которые обеспечивают признание подчиненными его непосредственного права осуществлять властные полномочия.

Типология власти и политического лидерства, которую разработал М. Вебер, активно используется и в современных политических процессах.

Одним из важных условий успешного функционирования власти и ее институтов является обеспечение легитимности власти. Легитимность (от лат. legitimus - законный, правомерный, справедливый) - понятие, характеризующее способность политического режима добиться общественного признания выбранного курса, принятых политических решений, функциональных или кадровых изменений. Легитимность - это средство узаконивание определенного типа господства, основанного на вере в фактическую и юридическую правомерность действий существующего политического режима. Легитимация достигается проведением институтами власти мероприятий по информированию граждан о стратегические и тактические задачи и о осуществляемую политику, обоснование правильности и эффективности принятых решений и действий. Такие мероприятия имеют целью завоевать доверие граждан к власти и является неотъемлемым условием реализации политики.



Назад