Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Социальная структура как фактор организации политической жизни общества


Социальная структура занимает промежуточное, опосредованное место между политической и другими сферами человеческой деятельности - экономикой, культурой, духовной жизнью. Она всегда неотделима от властных отношений и традиционно рассматривается как определенная множественность социальных групп, которые отличаются функциями в обществе и размерам богатства. На основе этих различий складываются довольно жесткие отношения между группами в сфере власти (одни управляют, другие подчиняются) и богатства (одни присваивают труд других). Со временем такие отношения меняются: власть одних ослабевает, власти других усиливается. Однако сами отношения остаются неизменными в течение длительного исторического периода.

Именно на почве социальной структуры формируются социальные интересы, которые предопределяют действия социальных групп. Характер и основные направления действий таких групп определяется их местом в обществе. Каждая социальная группа, обладая неодинаковыми ресурсами (деньги, собственность, власть и др.), по-разному влияет на поведение других групп - субъектов политики. При таких условиях прибыль, богатства, знания, популярность, должность и т.д становятся политическим ресурсом.

При этом интересы социальных групп не следует считать механической суммой интересов их членов. Речь идет о явлении системного, интегративного порядке, поскольку в процессе взаимодействия индивидов происходит формирование интересов группы как целого. В них воплощаются найспільніші и наиболее существенные черты объективного состояния отдельных индивидов.

Со временем социальные интересы трансформируются в осознание политических действий и в соответствующее отношение к власти, то есть превращаются в политические интересы. Такие интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического статуса власти, а следовательно, является основой политического процесса.

Совпадение интересов - это объективная условие интеграции индивидов в социальные группы, их трансформации в субъектов политической жизни. Интеграция может основываться на тождества существенных, долгосрочных интересов. Тогда социальные группы выступают как устойчивые общности. Такие общности являются важнейшими в политическом процессе. Однако социальные общности могут появляться и на основе совпадения краткосрочных интересов, тогда такие общности выступают важными факторами политической жизни.

Одной из сторон процесса социального структурирования общества выступает специализация человеческой деятельности, что неизбежно приводит к появлению различий между социально-профессиональными группами, которые формируются. Речь идет о различия в интересах и ценностях, нормах поведения, социальных ролях и т.д.

Появление таких отличий - естественное явление, поскольку объективно создает возможность разнообразия, богатства общественной жизни, а следовательно, и всестороннего развития личности. Но это означает и усложнение социальной структуры. При таких условиях разнообразия социальной структуры следует рассматривать как важную предпосылку демократизации общества. Тезис о том, что социально однородное общество является идеалом общественного развития, не может считаться правильной, поскольку вполне вероятная перспектива преодоления антагонистических противоречий между социальными группами, а следовательно, и гармонизация социальной структуры общества.

Каждый исторический этап развития общества характеризуется своей социальной структурой, то есть теми социальными субъектами, элементами социального взаимодействия, которые представляют собой определенный "каркас" общественной системы.

Социальная структура общества - это определенная совокупность классов, социально-этнических общностей, социальных групп, слоев и групп людей и отдельных индивидов, а также система отношений между ними.

Пока что в научной и учебно-методической литературе нет общепризнанного толкование понятия "социальная структура общества".

Наиболее распространенными концепциями, призванными объяснить социальную структуру общества, концепции стратификации и социальной мобильности.

Концептуальные основы теории социальной стратификации заложил в 20-х годах 20 в. П. Сорокин, однако некоторые ее идеи можно найти уже в трудах Платона и Аристотеля. Эта теория вобрала в себя марксистское понятие "класс", которое начали толковать как "статусную группу", идеи Г. Вебера о классы в индустриальном обществе и об их социальное взаимодействие, а также разработки Т. Парсонса, Г. Дарендорфе и Г. Коллинза о социальное равновесие и социальный конфликт.

Согласно теории социальной стратификации, социальная структура общества рассматривается как совокупность различных статусных групп - вертикальных и горизонтальных слоев (страт).

Одним из основных критериев выделения социальных слоев (статусных групп, классов) является уровень дохода. В соответствии с него традиционно выделяют несколько классов. Прежде всего три основные: "высший класс", "средний класс", "низший класс". Каждый из них также может стратифікуватися на несколько классов. Например, по концепции Л. Вернера, в "среднем классе" можно выделять "высший слой среднего класса" (высокообразованные, занятые интеллектуальным трудом люди: бизнесмены, врачи, юристы и др.) и "низший слой среднего класса" (так называемые белые воротнички), то есть делопроизводители, менеджеры, секретари и т. д.

Рядом с таким критерием, как доход, в социальной стратификации используют и другие социальные признаки (критерии), а именно: собственность, власть, престиж, профессия, религиозные взгляды, образ жизни, система ценностей, возраст, национальность и т.д.

Часто используется семикласова вертикальная стратификация: высший класс профессионалов-администраторов; технические специалисты среднего уровня; коммерческий класс; мелкая буржуазия; техники и работники, которые выполняют руководящие функции; квалифицированные рабочие; неквалифицированные рабочие.

Значение теории стратификации заключается в более полном учете разнообразия признаков, на которых основывается социальный статус индивидов. Она дает возможность лучше выяснить вертикальное расслоение социальных групп. Однако эту теорию нельзя считать универсальной для всех стран, поскольку она не учитывает некоторых существенных критериев разделения общества по классовым, этническими и другими признаками.

Дополнением к теории социальной стратификации является концепция социальной мобильности. Эта концепция акцентирует внимание на определении факторов и механизмов, с помощью которых индивиды и группы могут изменять свое положение в обществе, свой социальный статус.

Различают два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой на том же уровне. Например, переход индивида из одной религиозной группы к другой, а также смена места жительства. Во всех случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит. Важнее вертикальная мобильность, которая представляет собой совокупность взаимодействий, которые способствуют переходу в иное состояние. Например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное повышение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), переход на другой, более высокий уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Различают и мобильность, которая осуществляется вертикально вверх и вертикально вниз. Такая мобильность обусловлено изменением статуса индивидов и социальных групп в обществе: в одних статус может повышаться, а в других он снижается.

Передвижения отдельных личностей и групп в социальном пространстве как по вертикали, так и по горизонтали, как вверх, так и вниз, обычно, является тем самым фактором, который положен в основу социальной стратификации (доход, власть, профессия и др.).

А марксистская концепция исходит из того, что содержание социальной структуры общества определяют способ производства и экономические отношения. Согласно этой концепции функционирования производственных отношений порождает дифференциации индивидов на общности. Уступая в процесс производства, отдельные индивиды начинают выполнять те или иные социальные функции и, таким образом, в соответствии с характером отношений, в которых они находятся, специфики их социальной роли приобретают общих признаков.

Итак, марксизм рассматривает социальную структуру общества за разделением прежде всего на экономические классы. Речь идет о большие группы людей, об их общности, которые делятся прежде всего по экономическим признакам - формам собственности, размерам богатства, местом и ролью в организации хозяйственной деятельности, формами получения доходов и т.п. Именно такую концепцию было положено в основу марксистской политической идеологии, согласно которой общество делится на две антагонистические классы - буржуазию и пролетариат. Согласно такой по сути конфронтационной концепцией "социальных классов" и было произведено универсальную требованию "классового", "партийного" подхода к анализу социальных явлений, в том числе и к трактовке социальной структуры общества.

Концепция "социальных классов" и сейчас не теряет своей привлекательности. Некоторые политологи считают необходимым развивать марксистскую концепцию теории социальных классов, хотя все больше проявляется неспособность этой теории объяснить контуры тех общностей, которые не вписываются в классовую теорию (статевовікові, профессиональные, этнические, религиозные и др.) и без выяснения которых невозможно целостное понимание социальной структуры общества.

С развитием общества усложняется его социально-политическая структура, возрастает значимость различных вторичных образований - различного рода социально-политических сил, течений и др. которые существенно влияют на политическую жизнь общества. К последним следует отнести различного рода общественно-политические течения и движения - либерализм, консерватизм, социал-демократизм, национализм, рабочий, антивоенный, профсоюзный и др.

Конечно, такие образования (вторичные) нередко оказывают решающее влияние на политические позиции первичных образований (классов, наций, слоев, лиц и др.), а это приводит к изменению в них системы иерархии и приоритетов, усложняется и социальная структура общества. Именно взаимодействием, сочетанием, сплетением разнообразных интересов, их комбинацией обусловлено формирование походных групп как субъектов политики, в частности, не только горизонтально, но и вертикально, корпоративного характера.

Субъекты политики - это преимущественно активные участники политической жизни, которые формируют и реализуют собственную цель. их круг достаточно широкое. Это и государство, и класс, и нация, и политическая партия, и массовые движения, и избиратель, и политический лидер, и политическая элита.

Почему мы их относим к субъектов политики? Прежде всего потому, что они имеют собственные, осознанные, отличные от других интересы и потребности и участвуют в политическом процессе для реализации этих интересов. Обычно под субъектами политики понимаются индивиды и классы, нации и другие социальные слои и группы. А первичным субъектом политики является лицо, поскольку все социальные общности и группы состоят из лиц.

Что же представляет собой человек как субъект и объект политики?



Назад