Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Лицо как первичный субъект и объект политики


Поскольку человек - мерило всех вещей, движущая сила политической активности наций, классов, партий и т. п., она является первичным не только объектом, но и субъектом политики. Ведь с человека начинается политический интерес, на человека, в конечном счете, получается политика, признавая ее благополучия и гражданские свободы, права и обязанности.

Человек рождается человеком, а лицом она становится тогда, когда приобретает способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность перед обществом, то есть, когда она становится самостоятельным субъектом деятельности. А взаимодействие личностей, их интересов и определяет содержание политического процесса.

В странах с развитой демократией субъект-объектные отношения в основном базируются на том, что политические режимы в этих странах уже сегодня пытаются создать максимум необходимого для наиболее полной реализации общепризнанных прав и свобод человека.

Права человека занимают одно из центральных мест в политической науке. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством. Права человека призваны обеспечить индивиду возможность действовать по своему желанию (эту часть прав еще называют свободами) или получать определенные блага (это и есть собственно права).

Современное понимание прав человека берет свое начало в идеях естественного права, которые возникли в глубокой древности. Так, еще софисты (Лікофрон, Антифон, Алкідам) в 5-4 вв. до н. есть. утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, данные природой права. А само государство и его законы Лікофрон толковал как результат общественного договора. Значительный вклад в концепцию естественных прав сделал Аристотель. Он исходил из того, что каждый человек наделен естественными правами от рождения и что эти права являются определяющими в жизнедеятельности человека.

Идея Аристотеля о верховенстве природного получила дальнейшего развития в современных теориях прав человека, в том числе и в концепции правового государства.

А в период феодализма царило другое понимание прав человека. Идею равенства естественных прав всех людей от рождения, даже правовое равенство всех свободных граждан было отвергнуто, и сами права начали толковать как привилегии, которые дарит монарх своим подданным. Каждом слое устанавливались свои права в соответствии со служебной иерархией, и только в 17 в. произошло возрождение природного толкование прав человека на основе идей либерализма. Самые выдающиеся представители этого направления общественно-политической мысли Локк, Гроций, Монтескье, Джеферсон, Смит, Бентам, Милль теоретически обосновали современное понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность и некоторых других прав как естественных, неотъемлемых прав человека.

Впервые либеральную концепцию прав человека систематизированы и юридически оформлено в 1776 г. в Вирджинской декларации, которую

было положено в основу Билля о правах - первые 10 поправок к Конституции США (принятые 1789-1791 гг.), которым гарантированы гражданские права. В том же году основополагающие права: свобода личности, равенство перед законом, незыблемость права собственности, суверенность народов, распределение власти, право на безопасность, было конституционно закреплено в Декларации прав человека и гражданина - документу французской революции. Эти выдающиеся политико-правовые акты не потеряли своей актуальности и сегодня, хотя, конечно, современные представления о правах человека значительно улучшены.

В современной политической мысли представлено несколько подходов к определению прав человека. Это, прежде всего, естественно-исторический, юридически-позитивистский, а также марксистский подходы.

Естественно-исторический подход базируется на том, что фундаментальные права человека имеют позадержавне и позаюридичне происхождения. Государство может или же уважать и гарантировать их, или их нарушать и подавлять, но отобрать у человека присущи ему от рождения основополагающие права она не может.

Юридически-позитивистский подход отрицает любое позадержавне происхождения прав человека. Он выходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных отличий. Права лица не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства в отношении прав государства. Сами права гражданина меняются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

Во многом тождественным с юридически-позитивистским является марксистский подход. Он также подчиняет права государственной целесообразности, однако получается не с рациональной самоценности, а с социально-экономической, и, прежде всего, с классовой детерминации права. Право марксизм понимает как возведенную в закон волю господствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида становится лишней, поскольку лицо толкуется как совокупность общественных отношений. Кроме того, марксизм, и особенно ленинизм, отрицают общечеловеческую природу права, подменяя общечеловеческие ценности моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Это учение предусматривает гармонизацию отношений человека и общества, отмирание государства и права, а следовательно, и ненужность самого института прав человека.

Сегодня в мировой политической мысли преобладает естественно-историческое понимание прав человека.

Самой общей классификации прав человека является разделение их на негативные и позитивные. Такое разделение прав основывается на фиксации в них негативных и позитивных аспектов свободы. Известно, что в отрицательном смысле свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений в отношении лица; в позитивном - как свобода выбора, а главное, создание возможностей для выявления способностей человека, достижения ею своей цели.

В соответствии с таким делением свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий в отношении индивида, отвлекать их вмешательство в его частную жизнь. Негативные права - основа индивидуальной свободы.

Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного подхода к правам человека является Билль о правах - первые поправки к Конституции США. Так, в первой поправке говорится: "Конгресс не должен принимать законы, которые бы устанавливали любую религию или запрещали свободное вероисповедание, ограничивали свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с воззваниями о прекращении злоупотреблений". Термин "не должен" содержится почти во всех статьях этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлен на защиту личности от разного рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства.

В отличие от негативных прав позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага и права, осуществлять определенные действия. Это, например, право на образование, охрану здоровья, обеспечение достойного жизненного уровня и т.п. Реализовать эти права значительно сложнее, чем права негативные, поскольку ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать. Осуществлять позитивные права невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов, отсутствие которых может гарантировать гражданам только равенство в нищете.

Конкретнее классифицировать права и свободы человека можно по сферам их реализации: природные, политические, экономические, социальные и культурные.

Естественные права - это неотъемлемые права человека, которые принадлежат в основном к группе негативных прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и достоинства; на

справедливый, независимый публичный суд, который предусматривает защиту обвиняемого; на секретность переписки и телефонных разговоров; свободу перемещения и выбор места жительства. К естественным правам относится и право человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

В некоторых конституциях естественные права объединены в одну группу с политическими правами. Основанием для такого объединения является то, что и естественные (иногда их еще называют гражданскими), и политические права по своему характеру в основном негативные. Однако такое объединение не является оправданным, поскольку главное назначение политических прав определять возможный участие граждан в управлении государством и в общественной жизни.

К политическим правам относятся: избирательные права, свобода создания союзов и ассоциаций; участие в демонстрациях и собраниях; право на информацию; свобода слова, мнения, в том числе свобода печати, радио, телевидения; свобода совести и некоторые другие.

В странах с тоталитарными режимами широко применяется так называемое разрешительное право, которое по сути используется органами местного управления для отказа гражданам пользоваться своими правами и свободами. Считается, что получение согласия на проведение того или иного общественно-политического мероприятия будто не предусматривает ограничения прав и свобод граждан, если такое разрешение связан только с регистрационными ограничениями, которые предусматривают соблюдение установленных в государстве законов и общественного порядка.

Экономические права призваны обеспечить гражданину право свободно распоряжаться основными средствами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом; предприимчивостью и инициативой. Особое место среди экономических прав принадлежит частной собственности, поскольку без нее невозможно себе представить гражданское общество и индивидуальную свободу. Будь-яка запрет частной собственности подрывает мотивацию инициативной труда, порождает массовую социальную безответственность и иждивенчество, ведет к тоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой личности. Поэтому частная собственность является непременным условием, на которой основывается вся система современного хозяйствования, в том числе и различные виды групповой собственности: кооперативной, акционерной и т.д.

Право на частную собственность исторически предполагает и свободу предпринимательства, а также право на свободный труд (выбор вида деятельности, гарантированный минимальный размер оплаты труда и т.п.).

Социальные, культурные, а также некоторые экономические права, которые рассматриваются в положительном смысле, определяют обязанности государства обеспечить каждому гражданину минимум средств для существования, социального обеспечения, необходимые для поддержания человеческого достоинства, удовлетворения самых необходимых социальных потребностей (здравоохранение, жилье, безопасную окружающую среду и т.п.) и для духовного развития (право на образование, возможность пользоваться культурными ценностями, свобода художественного и технического творчества и др.).

Права человека имеют характер индивидуального права. Существует и коллективное право, например, право наций на самоопределение, права национальных меньшинств и т.д. В последние десятилетия международные организации защиты прав человека активно разрабатывают каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет права человека.

Права человека становятся реальностью только тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями людей. До начала второй мировой войны в конституциях западных государств обязанности граждан почти не упоминались. Сегодня же, за небольшим исключением, во всех конституциях мира наряду с предоставленными гражданам страны правами и свободами фиксируются и их обязанности. Среди обязанностей, в частности, записано: соблюдение законов; уважение прав и свобод других лиц; уплата налогов; охрана природы и окружающей среды; охрана памятников культуры и др. В некоторых странах к важных обязанностей включено: участие в голосовании на выборах в органы государственной власти, воинскую повинность. В конституциях отдельных государств говорится об обязательном труде каждого гражданина государства (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и некоторые другие), воспитание детей (Италия), забота о своем здоровье и своевременное обращение за медицинской помощью (Уругвай). Правда, ответственность за невыполнение такого рода обязанностей в большинстве конституций не предвидится.

Практическая реализация всего комплекса прав человека - одна из важнейших задач на пути углубления гуманизации общественного развития. В пределах отдельных стран соблюдения прав человека является необходимым условием экономического и социального развития, утверждение политики здравого смысла, предотвращения пагубных тоталитарных и других экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики.

В международном контексте соблюдения прав человека - важнейшая гарантия построения международных отношений на подлинно гуманистических принципах, сохранения и укрепления мира. Существует прямая зависимость в отдельной стране между уважением к правам человека и внешней политикой этой страны.

Уважение прав человека способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для расширения человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения моральные устои.

Уважение прав каждого представителя человеческого рода является важным исходным принципом построения земной цивилизации на принципах рациональности и гуманизма.



Назад