Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Содержание этнонациональной политики и ее место в гармонизации этнонациональных отношений


Выход етнонаціональностей на политическую арену приводит к осложнения политической ситуации, проявлением чего является рост напряженности в ее отношениях, в частности в отношениях между этнонациональной большинством и этнонациональной меньшинством.

При таких условиях главной задачей этнонациональной политики является поиск путей гармонизации міжетнонаціональних отношений, налаживания и углубления всесторонних связей - основы сотрудничества, сохранение мира и согласия в обществе.

В комплексе общественных проблем этнонациональные отношения в любой полиэтнической стране требуют особого внимания органов государственной власти. Обусловлено это прежде всего их особым статусом в системе как внутренних, так и внешних отношений людей. Определяющей тенденцией таких отношений является их политизация. Последняя обусловлена процессом огосударствления наций, повышением их роли в общественно-политической жизни. Специфика этнонациональных отношений определяется их консервативностью и способностью проникать во все сферы общественной жизни. Именно этим и объясняется устойчивость этнонационального чувства и этнонациональных различий.

На характер этнонациональных отношений существенно влияет и то, что в них принимают участие большие группы людей, уровень экономического, политического, социального и духовного развития которых нередко отличается. Эти и некоторые другие особенности определенным образом сказываются на процессе развертывания этнонациональных отношений. По своему содержанию понятия "этнонациональные отношения" многоаспектное и является едва ли не самым сложным в системе категорий, используемых в анализе общественных отношений. Определить его сущность можно так: это отношения людей (во всех сферах общественной жизни), которые принадлежат к различным этническим и национальных общностей.

Структура этнонациональных отношений включает внутренние и внешние факторы.

Основополагающим политическим принципом взаимоотношений национальных и этнических общностей внутри страны является национальное единство. Объективная обусловленность этого принципа очевидна, поскольку без такого единства невозможен социально-экономическое, политическое и духовное развитие нации. Национальное единство является постоянно действующим фактором, основой жизнедеятельности нации, и она будет сохраняться до тех пор, пока существует нация.

В основу национального единства положено национальную идею. Уровень национального единства напрямую зависит от уровня развития национального сознания.

Исторический опыт свидетельствует, что процесс национальной консолидации сопровождается острой идеологической борьбой, что приводит к ослаблению национального единства, к обострению противоречий в этнонациональных отношениях. До главных причин, которые вызывают негативные процессы в этой сфере, следует отнести социально-классовую и другие виды дифференциации в обществе, кризис развития многонациональных государств и т.д. Этим негативным явлениям объективно противопоставленные и постоянно действуют объединительные факторы: национальные традиции, обычаи, язык, культура, социально-экономические связи и т.д.

Отношения между этническими и национальными спільностями, которые живут в разных государствах, строятся на принципе взаимного доверия. Этот принцип - основа для установления и развития разносторонних межнациональных отношений во всех областях общественной жизни. Принцип взаимного доверия призван решать этнонациональные противоречия, которые появляются в процессе налаживания межгосударственных отношений.

В структуре межнациональных отношений можно выделить следующие типы: межличностные отношения между представителями различных наций, включая бытовые, отношения между этническими и национальными спільностями в многонациональных государствах (империях); международные отношения государств с многонациональным составом населения. Уровень и формы взаимодоверия определяются цивілізаційністю развития этнонациональных отношений. Уровень доверия угнетенных наций к господствующих определяется их зависимостью, а потому такое доверие не является взаимной, а потенциально напряженной, а следовательно, и конфліктнонебезпечною. Распад колониальной системы ярчайший тому пример.

На рубеже 18-19 вв. общественно-политическая мысль предложила принцип самоопределения наций как основу для цивилизованного развода угнетенных народов с государствами-метрополиями. Принцип самоопределения наций вобрал в себя элементы обоих основополагающих принципов этнонациональных отношений - национального единства и взаимодоверия между нациями, а потому получил широкую поддержку, особенно в угнетенных народов.

По советских времен принцип самоопределения наций, которые входили в союз республик, даже не декларировалось. Тоталитарной системе нужно было не самоопределения наций, а их слияние в единую общность "советский народ". Для теоретического обоснования этого тезиса с самого начала был выдвинут принцип "самоопределения трудящихся"; затем - "самоопределение народа", а в 80-е годы - "самоуправление в области национальных отношений". Однако, как известно, все усилия советских идеологов оказались напрасными.

Поскольку компартійне руководство Советского Союза эффективно использовало принцип самоопределения наций во внешнеполитической деятельности и в отношениях с другими государствами руководствовалось именно этим принципом, то это в конечном счете привело к краха колониальной империи. Именно благодаря совместным усилиям СССР и стран антигитлеровской коалиции в Устав ООН (1945 г.) было внесено положение о развитии отношений между нациями на основе принципа равенства и самоопределения.

Принцип самоопределения предусматривает право каждой нации на ее отделения от государства, в которую она входит, и создание собственного национального государства. "Все государства, - записано в Международном пакте о гражданских и политических правах (принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.), - должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение". При этом замечено, что отделение не является единственной формой национального самоопределения. Оно может означать, например, свободную етнонаціональну самоидентификацию человека в зависимости от его сознания; национально-территориальную или национально-культурную автономию; гарантированное представительство в органах государственной власти как местного, так и высшего уровня.

Народы, которые борются за отделение и построение национального государства, могут рассчитывать на международную поддержку при таких условиях:

- наличия территории компактного проживания;

- способности к экономического самообеспечения;

- отсутствие территориальных и иных претензий к соседних народов;

- обеспечение прав национальных меньшинств, которые оказались на территории новообразованного государства, и некоторых других условий.

Соискание национальной независимости и создание самостоятельных государств - это одновременно является и свидетельством постепенного исчерпания принципа самоопределения наций, утверждение основополагающих принципов этнонациональных отношений - национального единства и взаимного доверия между нациями. Эти принципы сегодня являются определяющими при разработке этнонациональной политики в любой стране.

Для определения феномена политической активности этнонациональных общностей и государственной реакции на этот феномен длительное время чаще всего применялся термин "национальная политика". В советской науке он не имел альтернатив, хоть в зарубежном обществоведении употреблялся преимущественно термин "этническая политика".

Такой подход заложил основы для появления на Западе отдельной научной дисциплины - этнополитологии. Со временем расширилась ее объективно-предметная зона - от изучения политизированных этнических групп к изучению политизированных отношений между нациями в многонациональном государстве, а также государственных мер по развитию наций. Расширение диапазона этнополитических исследований обусловило появление нового термина - "этнонациональная политика".

Этнонациональная политика - это разновидность политики в многонациональной (полиэтнической) государству, к которой относятся политические взаимоотношения государственной нации (нации-государства) с этническими группами на ее территории, а также отношения этнических групп между собой, конфликты интересов этих основных субъектов этнополитики вокруг вопроса разделения властей, социальных и материальных благ, сохранения и развития идентичности групп.

Разработка научно обоснованной этнонациональной политики предусматривает дифференцированный подход, который учитывал бы исторические особенности нации, конкретную политическую ситуацию той или иной страны или национально-территориальной единицы (этнонациональный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, особенности характера, психологии, традиций, обычаев, взаимоотношений с соседними государствами и т.д.).

Практическое воплощение в жизнь этнонациональной политики требует от государства первоочередного внимания в таких ее составляющих, как национальный государственный строй, правовой защите этнических меньшинств, юридическое и фактическое равенство наций и этнических групп в социальной и экономической сфере, развитие культуры, психология и культура межэтнических взаимоотношений и т.д.

Государство прежде всего ответственна за определение и неуклонное соблюдение принципов ("правил игры") в этнонациональных отношениях. Исторический опыт наглядно показывает, что при разработке и проведении этнонациональной политики учета каждого из названных выше составляющих в сочетании и согласовании последних с интересами каждой этнонациональной общности является обязательным.

В целом каждый из главных субъектов политики - этнос и нация - имеют свои специфические интересы.

Этнический интерес - это представление этнической группы о наибольшую выгоду для себя при общении с другими субъектами исторического процесса - государствами, нациями, другими этническими группами, классами, партиями. Этнический интерес возникает вокруг как материальных (хозяйственно-экономическая деятельность, социальное продвижение членов своей группы, перспективы демографического развития и т. д.), политических (доступ к власти, правовые гарантии от дискриминации), так и духовных (сохранение этнической специфики, развитие культуры, языка) вопросов.

Национальный интерес - это представление нации (государства) о оптимальные условия своего самосохранения. Политическими условиями обеспечения этого интереса является административно-территориальное единство государства, ее суверенитет, внутренняя политическая стабильность, межэтническое и межнациональное взаимопонимания и т.д.

Этнические и национальные интересы могут входить в столкновение в результате как субъективных, так и объективных причин. Субъективные причины зачастую вытекают из невзвешенной или агрессивной этнонациональной политики государственных органов или политических деятелей. Они возникают через превосходство национального большинства в отношении меньшинств, равнодушие к их проблемам, национальный эгоизм. В основу столкновения национального и этнического возложены преимущественно политические притязания. Определенная этническая или национальная группа ставит целью снискать себе значительно большие политические права и возможности. Именно это и становится основой для постановки представителями меньшинства вопрос о свое политическое самоопределение, а в случае невозможности достичь его - получение автономии.

Конфликт интересов может возникнуть и внутри этнических и национальных меньшинств. Такое случается, когда они расположены на разных ступенях социальной истории, имеют разные возможности доступа к власти, социального продвижения, не обеспеченные (юридически или фактически) одинаковыми гарантиями от дискриминации. их интересы могут столкнуться на рынке товаров и рабочей силы, особенно в условиях экономического кризиса. Защита этнических и национальных интересов - главная задача этнонациональной политики, недовольство их - база возникновения национального вопроса и таких проблем, в которых концентрируются противоречия, возникающие в отношениях между различными нациями и этническими группами.

Национальный вопрос является формой открытой постановки на повестку дня общественной жизни национальных проблем, которые вызревают в его недрах.

Чаще всего национальный вопрос возникает в связи с реальными или воображаемыми, иногда надуманными, несправедливостью в межнациональных отношениях. Оно может относиться как в узком, так и в широком толковании. В узком понимании национальный вопрос ограничивается политико-правовым статусом наций, их государственной суверенностью, разделением власти между субъектами этнополитики, а также сохранением этнической идентичности народов. А когда национальные интересы осознаются как совокупность всех сторон жизнедеятельности этносоциального организма, тогда национальный вопрос толкуется в широком смысле - как все, что касается не только надстройки, но и базиса. В таком случае представления о нерешенности национального вопроса или о несправедливое решение его может возникать как реакция на проблемы етнодемографічного, экономического, экологического и социального характера. К примеру, в Украине национальный вопрос сосредоточено не только на возрождении языка и культуры, но и на защите окружающей среды, реструктуризации экономики, на предотвращении демографической катастрофе.

Национальный вопрос обостряется преимущественно в связи с социально-экономическими проблемами, через что в марксистской литературе высказывалось мнение о возможности полного разрешения его и даже устранения путем ликвидации социального угнетения. Практика решения национального вопроса в СССР доказала бесполезность таких расчетов. В подходе к национальному вопросу большинство ученых склоняется к тому, что процесс решения его будет длиться постоянно требующей настойчивого поиска путей гармонизации этнонациональных отношений, преодоление проблем, которые возникают на почве национальных и этнических интересов, чтобы предотвратить перерастание этих проблем в этнические конфликты.

Каждая этническая и национальная общность видит собственный путь решения национального вопроса, обосновывая свою правоту с помощью определенных аргументов и идей. Совокупность идей и представлений относительно интересов "своей" этнонациональной сообщества составляет национальную идеологию. Серцегиною ее становится национальная идея, то есть осознание народом единства своей политической цели, своего исторического назначения и потребности общей воли для реализации цели и назначения.

Украинская национальная идея имеет глубокие корни. В своем развитии она прошла ряд этапов. Один из них неразрывно связан с национально-освободительной борьбой украинского народа в сутки казачества за создание украинского государства.

Второй этап начался в середине 19 в. и связан с общественно-политической деятельностью участников Кирилл-Мефодіївського общества (1845-1846) М. Костомарова, Г. Гулака, В. Белозерского, Т. Шевченко, П. Кулиша, О. Маркевича и других. Венчает этот период общественно-политическая деятельность В. Винниченко, Д. Дорошенко, Г. Грушевского и многих других деятелей периода наивысшего развития украинской национальной идеи в 1900 - 1917 гг., который завершился установлением в 1917 г. Украинской Народной Республики (УНР).

Третий этап утверждения украинской национальной идеи связывается с появлением в 60-х годах прошлого века диссидентского движения на территории СССР, в том числе и в Украине. Практическое свое воплощение украинская национальная идея получила в получении Украиной в 1991 г. государственной независимости.

Именно государственная независимость в течение многих веков и определял сущность украинской национальной идеи.

Достигнув государственной независимости, украинская национальная идея наполнилась новым содержанием - построением демократического правового государства (Конституция Украины, ст. 1).

Важными компонентами национальной идеологии выступают и национальная мечта (представление о желаемом результате национальных стремлений) и национальный идеал (представление о самую совершенную модель национально-социального устройства).

Национальная идеология зародилась и развивалась вместе с капиталистическими отношениями в процессе углубления международного разделения труда, который вызвал потребность защищать национальную экономику на мировом рынке. Для определения национальной идеологии самым употребляемым термином "национализм". В его основу, как известно, положено национальное сознание.

Национальное сознание - одна из разновидностей человеческого сознания, который основывается на представлениях о социальные стоимости, определенной нормы национального сознания. Найрельєфніше национальное сознание выражается формулой "мы - не мы". Одновременно эта

формула является и средством национальной интеграции. Национальное сознание формируется широким арсеналом ідеолого-религиозно-духовного механизма, который в конечном счете и определяет содержание национализма, его сущностные различия. Последние тесно связаны с теми интересами, которые отстаиваются под лозунгами национализма. Одно дело - национализм бездержавного, угнетаемого народа, который борется за право иметь свое национальное государство, и совсем другое дело - национализм народа, который имеет такое государство.

Мучим народ, как правило, находится в статусе этнического или национального меньшинства и выступает на политической арене, прежде всего, с позиций этнического или национального интереса. Поэтому национализм порабощенных народов в основном является этническим (етнонаціоналізмом).

С провозглашением независимости и образованием национального государства етнонаціоналізм, чтобы стать объединяющей силой для всего общества, должен трансформироваться в политико-территориальное национализм, в котором нация понимается как совокупность всех граждан государства. Национализм государственных наций, как правило, является политико-территориальным, поэтому в большинстве цивилизованных стран он выступает идеологией государственного строительства.

Следовательно, сам по себе содержание понятия "национализм" не содержит ничего неестественного, антигуманного. Однако когда в него вкладываются субъективно-мнимые аспекты, тогда смысл его трансформируется в разного рода патологии - фашизм, расизм, шовинизм, супернаціоналізм, экстремизм и т.д. Последние, конечно же, не является собственно национализмом, это его суррогат.

В целом в вопросе отношения к национализму можно выделить два наиболее распространенные взгляды. Один из них отрицает любые положительные черты в национализме, а другой, наоборот, признает их. В частности, великий русский мыслитель М. Бердяев высоко оценивал роль национализма. По его мнению, национализм является положительным благом и ценностью, поскольку через него проходят творческое утверждение, раскрытие и развитие индивидуального народного бытия, в котором изнутри должна разворачиваться вселюдськість.

Чрезвычайно высоко оценивал положительную роль национализма и известный общественно-политический деятель Индии Дж. Неру. В книге "Открытие Индии" он, в частности, писал, что национализм, как и раньше, остается одним из самых мощных стимулов, которые двигают народы, с ним связанные чувства народа, осознание общности условий существования и жизненных целей. "Вот поэтому необходимо, - призвал Дж. Неру, - поддерживать национализм и его постоянную притягательную силу для человеческого духа".

По советской эпохи любые проявления национализма жестоко подавлялись. Компартийная пропаганда делала все для того, чтобы не просто формировать негативное отношение к этому общественного феномена, а чтобы выработать предвзятое отношение к национализму. "Конструктивность" компартийной политики к национализму ощутимая еще и сегодня, уже в условиях существования государственной независимости стран на территории бывшего Советского Союза, хотя, по мнению многих исследователей, современный национализм лишен рис агрессивности и ксенофобии и, будучи направленным на национальное развитие, на защиту национального суверенитета, укрепление силы и повышения активной роли национального государства, стал идеологией, что не противоречит демократическим и гуманистическим принципам.

Национализм - это идеология нации, главная цель которой - создать и обеспечить все необходимые условия для прогрессивного национального развития. Поэтому стремиться преодолеть национализм - напрасное дело. Наоборот, надо все прогрессивные тенденции развития лелеять на пользу национализме, а следовательно, и вселюдському постепенные.

Ни одна государственная этнонациональная политика не будет иметь успеха, если не будет основываться на принципе уважения к национальным меньшинствам, на признании их юридически и фактически равноправными с коренной нацией. Любые, даже искренние, стремление коренной нации допомагати. меньшинствам в их экономическом и культурном росте могут свестись на нет, разбившись о стену враждебности и подозрительности, если между субъектами этнонациональной политики не установится атмосфера взаимоуважения и взаимодоверия.

Важной функцией этнонациональной политики является выработка эффективных путей и методов решения внутренних национальных и особенно межнациональных противоречий и конфликтов, прогнозирования их и их предотвращения, потому что только своевременное разрешение таких противоречий и конфликтов может обеспечить мир и спокойствие в обществе.

Следовательно, научно обоснованная этнонациональная политика является необходимым условием процесса создания государства во всех многонациональных странах. Эту политику надо строить на принципах демократизма и права, национального единства и

взаимодоверия между нациями, на толерантности в отношениях разных национальностей и на уважении к традициям, обычаям, вероисповедания и т.д. Эффективность этнонациональной политики в конечном итоге зависит от того, насколько правильно ее принципы отражают состояние этнонациональной ситуации, от умения правящих кругов учитывать этнонациональные интересы и гармонизировать их.



Назад