Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Этнонациональная политика в Украине


До провозглашения независимости Украина была лишена возможности осуществлять собственную етнонаціональну политику. Почти три с половиной века колониального статуса определили в ней ряд особенностей в национальном вопросе.

Важнейшее место среди этих особенностей занимает тотальная русификация и денационализация Украины. Антиукраинская по своей сути асиміляторська политика соседних государств, в частности России, еще и сегодня не только тормозит процесс создания нации, но и во многом парализует его. Такая политика рельефно прослеживается уже с казацко-гетманской суток. В советское время она достигла своего апогея. В течение многих веков политика "старшего брата" была направлена против развития будь-чего украинского. Особенно жестокая деукраинизация проводилась в советские времена. Именно в этот период широко и помпезно провозглашались речи о дружбе народов с одновременным проведением политических репрессий, с организацией голодомора, с открытым пренебрежением украинской культуры, с явным неуважением ко всему украинскому.

Великодержавницька политика "дружбы" была настолько разрушительным, что даже после провозглашения независимости много украинцев, в том числе и этнических, и сейчас не могут избавиться от комплекса неполноценности. Последнее негативно сказывается как на разработке теории этнонациональной политики, так и на практике воплощение в жизнь отдельных ее составляющих (например, введение украинского языка как государственного).

При таких условиях первоочередной задачей национальной теории политики государства должна стать поддержка этнических украинцев. В основе этой поддержки должна лежать идея формирования украинской элиты (духовно-политической, образовательно-научной, культурно-интеллектуальной). Украины не будет без украинцев, без ее основы - автохтонных жителей. Вот поэтому государству нельзя оставлять их один на один с проблемами, которые достались в наследство от недалекого прошлого.

Рядом с этой особенностью при разработке этнонациональной политики следует учитывать и тотальную деформацию национального сознания у значительного количества этнических украинцев, формирование которой происходило в условиях многолетнего господства марксистско-ленинской идеологии; национальный пессимизм, неуверенность, а иногда и страх, оставшийся еще со времен массовых репрессий и депортаций; неестественный, однако существующий политико-идеологическое разделение украинцев на схидняков и западников; социально-экономические, политические и другие проблемы, связанные с рееміграцією украинцев, крымских татар и других репрессированных и депортированных народов в Украину.

Выработка этнонациональной политики обязательно должно предусматривать ментальность автохтонных жителей. В национальном характере словно аккумулируется своеобразный исторический путь нации, ее хозяйственная деятельность, уровень социального и культурного развития, географическое окружение - то есть все то, что влияет на психику, поведение, чувства, вкусы и нравы человека, особенности восприятия ею природного окружения и др.

Черты национального характера хоть и меняются в процессе этнонационального развития, однако очень медленно. Поэтому в практической политике нельзя абстрагироваться от етнонаціонально-психологического поведения человека, особенно в кризисных ситуациях.

Как свидетельствует статистика, украинцы являются количественно преобладающим этническим сообществом в государстве (табл. 1). По переписи 2001 г., с 48,5 млн всего населения страны они составили 37,5 млн, или 77,8%. На все другие национальности приходилось 22,2% (11 млн человек), из которых 17,3% (8,3 млн человек) составляли этнические русские. Однако несмотря на свое численное превосходство, этнические украинцы пока недостаточно (в смысле лидера, который берет на себя всю полноту власти вместе с полнотой ответственности за состояние межэтнических взаимоотношений) реализуют свои возможности. Поэтому типичная для государств мира модель "национальная большинство - национальное меньшинство" в разных регионах Украины реализуется неодинаково. В западном регионе влияние на общество со стороны этнических украинцев - доминирующий, неполной мере эта модель реализуется в восточном регионе и на юге Украины, где состояние национального бытия этнических украинцев можно определить как болезненный, а потому и их влияние на процесс созидания нации недостаточный, а иногда и критический. При таких условиях актуальным является вопрос о возрождении в этих регионах этнических основ украинцев - основы национальной консолидации, их политического и культурного самосознания.

Провозглашение независимости Украины положило конец антинародной этнонациональной политике тоталитарного режима, начало создания политико-правовых устоев гармонизации межэтнических отношений в государстве.

Отсутствие серьезных этнических конфликтов в Украине в условиях становления государственности обнадеживает относительно возможности и последующего сохранения в государстве межнационального мира и согласия.

Украинское государство, учитывая богатый этнонациональный состав украинского общества, основываясь на идее органического единства прав личности и прав национальностей, гарантирует всем гражданам Украины независимо от их этнического происхождения равные политические, экономические, социальные и культурные права, поддержку национального самосознания и самоопределения в формах, которые не создают угрозы территориальной целостности Украины.

Этнонациональная политика Украинского государства ставит целью обратить многонациональный состав украинского общества из потенциально возможного источника этнонациональных противоречий и конфликтов на опору и силу Украины. Государство должно стать при этом гарантом возрождения и развития всех этнонациональных общностей Украины.

Исходя из наличия отдельных этнонациональных проблем, преимущественно оставленных нам предыдущим тоталитарным режимом, а также из общего состояния языкового и культурного бытия как украинской нации, так и других национальностей, которые живут рядом с ней, Украинское государство направляет свою етнонаціональну политику на решение таких проблем:

  • гармонизацию міжетнонаціональних отношений, достижения межнационального согласия, утверждения в отношениях между этническими группами атмосферы толерантности, дружбы и высокого взаимного доверия и уважения к языков, культур, традиций, обычаев и религий;
  • правовое обеспечение равных возможностей всем гражданам Украины принимать участие в управлении государственными и общественными делами, укрепление гарантий, которые бы исключили проявления национал-экстремизма, дискриминации граждан по национальному, религиозному или языковому признакам;
  • возрождение духовной и этнокультурной самобытности этнических украинцев, заботы об их национально-культурные потребности в зарубежье;
  • создание необходимых условий для развития национальных меньшинств, защита их этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности;
  • восстановления прав депортированных по советских времен крымскотатарского народа и других национальных меньшинств, осуществление мер по правовой, политической и социально-культурной реабилитации их.

Следует отметить, что по своим основным законом государство Украина заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами. А их много, об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Количественный состав украинцев в новообразованных государствах

Страна

Всего украинцев

Украинцев от

всего населения (%)

3 них считают родным украинском языке (%)

Россия

4 362 872

2,9

42,8

Казахстан

896 240

5,4

36,6

Молдова

600 366

13,8

61,6

Беларусь

291 008

2,9

45,4

Узбекистан

153 197

0,8

49,2

Кыргызстан

108 027

2,5

34,1

Латвия

92 101

3,4

49,5

Грузия

52 443

0,9

53,4

Эстония

48 271

3,1

44,2

Литва

44 789

1,2

51,1

Таджикистан

41 375

0,8

50,3

Туркменистан

37 118

1,3

54,6

Азербайджан

32 345

0,5

65,3

Армения

8341

0,1

59,5

 

Таблица 3. Количественный состав украинцев за границей

 

 

 

 

 

 

Страна

Год

Количество украинцев

Страна

Год

Количество украинцев

США

1986

2 000 000

ФРГ

1991

25 000

Канада

1989

1 000 000

Австрия

1991

5000

Бразилия

1989

400 000

Бельгия

1991

4000

Аргентина

1989

250 000

Польша

1991

300 000

Уругвай

1989

10 000

Страны бывшей Югославии

1991

60 000

Парагвай

1990

10 000

Венесуэла

1991

4000

Австралия

1991

35 000

Словакия

1980

39 260

Франция

1991

40 000

Чехия

1980

15 322

Великобритания

1991

30 000

Венгрия

1991

3000

Реализовать поставленные цели можно только при условии параллельной нейтрализации межэтнических противоречий, которые были созданы предыдущей системой и достались Украине в наследство. В то же время приходится учитывать и то, что тоталитарные механизмы решения этнонациональных проблем, которые эффективно действовали по советской эпохи, почти исчезли или трансформируются в новое качество. За отсутствия новых механизмов важную роль призваны отогревать оставлены в наследство вековые традиции межэтнического общения и традиционные подходы к решению повседневных проблем межэтнических взаимоотношений. Поэтому государственная этнонациональная политика ставит своей задачей сохранять и внедрять эти многовековые традиции межэтнического общения на территории Украины.

Успех в достижении целей государственной этнонациональной политики в большой степени будет определяться готовностью этнонациональных меньшинств откликаться на правительственные планы и мероприятия, проявлять готовность к сотрудничеству для решения общегосударственных проблем. Следовательно, эффективной этнонациональная политика становится тогда, когда она является "улицей с обратным движением". Обнадеживающим ориентиром в Украине является стремление большинства граждан, субъектов этнополитических отношений двигаться в сторону гуманистического идеала межчеловеческих отношений, достигать межнационального консенсуса в любых проблемах, независимо от их остроты.

Закладывая основу правовой базы этнонациональной политики, украинские законодатели исходили из принципов, содержащихся в международных документах, которые касаются, полностью или частично, защиты прав наций и национальных меньшинств, в частности:

  • Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.;
  • В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.;
  • Конвенции ООН о запрещении всех форм расовой дискриминации, принятой в 1965 г.;
  • Конвенция о дискриминации в области найма и занятости, принятой Международной организацией труда (МОТ) в 1958 г.;
  • Заключительном акте Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе "О правовые основы и основные механизмы этнонациональной политики", подписанном в Хельсинки в 1975 г.;
  • Парижской хартии для новой Европы, принятой государствами - участниками НБСЄ 21 ноября 1990 г.;
  • Резолюции Московской совещания стран - участниц НБСЄ из человеческого измерения (1991 г.);
  • Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, принятой Советом Европы в 1992 г.;
  • Венской декларации и приложениях к ней: "Национальные меньшинства" и "Декларация и план действий против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости" (1993 г.);
  • Рамочной узгоді по защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы в 1994 г.;
  • Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной странами - членами СНГ в 1994 г. Эту конвенцию Украина подписала с оговоркой: "С учетом законодательства Украины".

Названные международные соглашения требуют от стран, которые присоединились к ним, устранения и недопущения любых форм дискриминации человека по национальному, языковому, религиозному или расовому признаку. Они требуют способствовать сохранению самоидентичности меньшинств, развитие их языков и культур, преследовать правовыми средствами любые проявления национальной ненависти, предотвращать возникновение ситуаций, которые могут провоцировать этнонациональные конфликты. Благодаря этим документам национальные меньшинства получили легитимную возможность добиться от правительств стран своего проживания более внимательного отношения к своим потребностям, апеллировать в случае дискриминации или безразличного отношения к международному сообществу.

Украинское законодательство с этнонационального вопрос состоит из следующих документов:

  • Закон "О языках в Украинской ССР" (1989 г.);
  • Декларация прав национальностей Украины (1990 г.);
  • Закон "О гражданстве Украины" (1991 г.);
  • Закон "Об образовании" (1991 г.);
  • Закон "О национальных меньшинствах в Украине" (1992 г.). Украинское законодательство гарантирует всем гражданам государства независимо от их национального происхождения культурные права и свободы, а также право пользоваться защитой государства на различных основаниях, предусматривает правовое преследование за прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан по национальному признаку, гарантирует всем гражданам Украины право на свободное культурное развитие.

В соответствии со ст. 10 Конституции Украины, государственным языком в Украине является украинский язык. На государство возложена обязанность обеспечивать всестороннее развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В то же время в Конституции зафиксировано право на свободное развитие и использование других языков национальных меньшинств. Конституция Украины возлагает на государство обязанность способствовать меньшинствам в их культурных стремлениях, формировать у граждан чувство взаимопонимания, мира, согласия.

Государство призвано направлять свои усилия на то, чтобы создать всем субъектам этнонационального процесса необходимые условия для их самовыражения, для максимального учета и сбалансирования их интересов.

Конституция Украины обязывает государство обеспечить защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств.

Годы независимости Украины наглядно подтвердили приверженность нашего государства гуманистическим, демократическим принципам организации многонационального общества.

Существующая правовая база этнонациональной политики Украины продолжает совершенствоваться, ориентируясь на передовые идеи, касающиеся этой очень сложной и важной сферы.

В системе государственных органов, причастных к совершению этнонациональной политики в Украине, важная роль отводится Государственному департаменту по делам национальностей и миграции. Этот департамент создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 4 апреля 2000 г. при Министерстве юстиции Украины.

Государственный департамент унаследовал абсолютное большинство задач и функций, которые выполняли его предшественники - Министерство, а затем - Государственный комитет по делам национальностей и миграции. Работа Госдепартамента основывается на положениях Конституции Украины.

Особое место в деятельности Госдепартамента по делам национальностей и миграции занимают вопросы защиты национальных меньшинств и предоставления им необходимой помощи, содействия репатриации, возвращению депортированных народов, оказание помощи беженцам, регулирования иммиграции в Украину, в том числе предотвращения нелегальной иммиграции.

Одной из важных задач Госдепартамента является содействие правовой защите иммиграции украинцев, которые проживают за границей, решение проблем их национально-культурного возрождения, сотрудничество с украинской диаспорой в различных сферах жизни, привлечения ее к процессам создания государства в Украине.

Задача любой многоэтнической государства - обеспечить гармонизацию межэтнических отношений, направить эти отношения на путь взаимопонимания и согласия. Неудача в реализации этой задачи ставит непреодолимые препятствия на пути консолидации всего общества и объединение всех этнических групп в нацию.

Потенциал взаимопонимания в народов Украины достаточно высокий, что подтвердилось во время проведения референдума о независимости нашего государства 1 декабря 1991, p. когда большинство населения Украины обнаружило свою волю строить совместную суверенное государство. Украине на пути построения государственности по сути, удалось избежать вооруженных этнонациональных конфликтов. Однако некоторые обстоятельства мешают укреплению атмосферы взаимопонимания между различными национальными и языково-культурными группами страны. В частности, у определенной части населения, прежде всего, в русскоязычной, возникли сомнения в правильности независимой ориентации, к тому же отдельные ее представители требуют предоставления русскому языку статуса второго государственного или официального, а это воспринимается украинским населением как попытка закрепить доминирующее положение русского языка и остановить украинское этническое возрождение. Напряженные отношения сохраняются между крымско-татарской меньшинством и русскоязычной большинством в Крыму. Проявляются различные экономические и социальные интересы и производные от них идеологические симпатии между индустриальными, почти полностью зрусифікованими регионами и сельскохозяйственными регионами. Преодоления названных проблем даст возможность более оптимистично смотреть на перспективы консолидации украинского общества.

Первые годы существования Украинского государства продемонстрировали ее стремление осуществлять собственную етнонаціональну политику на принципах обеспечения основополагающих прав человека в соответствии с международными проектов, на традициях гуманизма и толерантности, издавна свойственных населению украинских земель. Украина показала всему миру пример мирного трансформации бывшей колонии в независимое государство, которое не сопровождалось противостоянием между автохтонным этносом и национальными меньшинствами.

Общая атмосфера этнонациональной толерантности, стремления большинства граждан Украины к мирному согласования своих интересов для политического объединения независимо от их этнического происхождения или религиозной принадлежности - все это создает предпосылки для завершения в перспективе процесса формирования украинской нации. Правда, на пути реализации этой перспективы существует ряд препятствий, устранение которых должно стать одним из главных направлений этнонациональной политики. И независимо от того, каким направлением будет двигаться этнонациональный процесс на землях Украины, перед государственными органами в дальнейшем будет стоять задача обеспечивать права и свободы каждого гражданина, предотвращать потенциально конфликтным ситуациям в межнациональных отношениях.



Назад