Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая социализация как общественная проблема


Понятие "политическая социализация" начали активно использовать в последнее время для характеристики политической жизни общества и формирование политических знаний, норм и ценностей его граждан. Это понятие является производным от лат. socialis - общественный. Впервые в научный оборот понятие "социализация" ввели американский социолог Ф. Гиддингс и французские соціопсихологи еще в конце 1.9 ст. Они трактовали социализацию как процесс развития социальной природы человека. И в современной научной литературе эта категория используется для характеристики формирования человека под влиянием социальной среды, хотя природа и воздействие этой среды на человека определяются по-разному. Социализацию рассматривают как процесс развития человеческой общности и отдельного индивида. Сюда относят социальное становление индивида, его включение в различные социальные отношения, усвоения социального опыта, выполнение человеком определенных социальных ролей, которые обусловлены обществом, развитие социальной активности и т.д.

Итак, исследование сущности и содержания процесса социализации отечественными и зарубежными философами и политологами дают представление о сложность, многогранность и многофакторность взаимоотношений человека и общества. Социализация рассматривается как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, что осуществляется в различных видах деятельности и общения.

Понятие "политическая социализация", что его начали использовать в общественных науках с конца 50-х годов 20 века., дало возможность более основательно исследовать социализацию в сфере политики, включение человека в сложную систему политических отношений.

В истории общественной мысли проблема взаимоотношений индивида и политической власти решалась по-разному. Один из вариантов таких отношений берет начало в концепциях Т.Гобса и Ж. -Же. Руссо и строится на основе модели "підкоряння" граждан государству, институтам политической системы, а в настоящее время реализуется в рамках неоелітаристських концепций. Подчинение личности государству в современных условиях обосновывается потребностями стабилизации политических систем, решения конфликтов, которые возникают вследствие социального неравенства, а также "разделения труда" между элитой, которая профессионально занимается политикой, и остальными гражданами.

Другая модель базируется на категории "интерес", ее разрабатывали А еще. Смит и Г. Спенсер. Здесь основные истоки участия лица в политической жизни общества усматриваются в ее интересах, которые человека из пассивного объекта политики превращают в активного субъекта. Эта идея популярна в европейской либерально-демократической традиции и является составной частью основных политических доктрин различной ориентации - от леворадикальных к правоконсервативних.

В конце 19 в. зарождается политическая социология, и уже в трудах Дюркгейма, Г. Вебера, Паретто происходит переход к эмпирического анализа политической деятельности.

Марксистская концепция во взглядах на человека, на его взаимоотношения с обществом исходила из того, что сущность человека определяется совокупностью всех общественных отношений. Следовательно, она не может быть независимой от общества. В то же время лицо благодаря своей активной, целенаправленной деятельности способна преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими интересами. Марксизм рассматривал историю как следствие деятельности человека, которая имеет свою собственную цель.

В 20 в. в исследовании проблем взаимоотношений человека и политики наиболее четко выделяются два подхода: 1) марксистская концепция в этих вопросах предпочитает социально-классовым факторам, их домінувальному воздействию на человека; 2) политико-психологические и социологические концепции, базирующиеся на біхевіористському (анализе поведения) и когнитивном (навчальницькому) подходах, ориентируются преимущественно на социально-психологическое объяснение этих явлений (концепции Е. Фромма, Г. Маркузе, В. Райка, Т. Адорно, Г. Лассуелла, А. Адлера и др.).

Немарксистські концепции единственным реальным субъектом истории (политики) признают человека. Коллективные формы деятельности и

воздействия рассматриваются как производные от устремлений, поведения, одиночных действий. Особая роль отводится выдающимся лицам (пророкам, идеологам). Массы трактуются как несамостоятельная сила или статистическая величина (сумма типовых, средних индивидов, которые имеют несущественное влияние).

Концепции формально-конституционного направления решающую роль в политике отводится политическим организациям и институтам (государственным органам, партиям и объединениям, а также политической элите, руководящим группам и т.п.), деятельность которых побуждает к самоорганизации большие социальные группы. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике или даже как предмет влияния соответствующих политических сил, пассивный материал для действий и решений выдающихся личностей, как объект регулирования институтами.

На понимании взаимоотношений политики и человека в современной политологии отражались различные концептуальные подходы философской антропологии, и прежде всего - персоналістські, екзистенціалістські, психоаналитические, феноменологические, прагматичные и структуралістські концепции и т.д. Так, в соціобіологічних учениях поведение человека, как и разнообразные проявления социальной и нравственной жизни, трактуются через редукцию к эволюционному генотипа данной биологического сообщества (К. Лоренц, Г. Тріверс, Г. Александер). Структурализм рассматривает человека как социальное существо, лишенное своей самости и есть только конкретным проявлением соответствии целости (группы, социальной системы) своим ролям и функциям.

Одним из главных направлений в современной политологии является поведенческая, что главную акцентирует внимание на изучении поведения людей в политической сфере, все общественные явления и процессы сводит к взаимодействия между стимулами или комплексами стимулов, которые влияют на человеческий организм, и реакциями этого организма. Поскольку поведение человека с точки зрения бихевиоризма является совокупностью реакций на определенный набор фиксированных стимулов, то и задача видится в том, чтобы изучать поведение человека в различных ее проявлениях.

Следовательно, проблема взаимоотношений человека и политики является сложной и многогранной. В истории общественной мысли она получала разное толкование. В наше время эта тема является одной из самых актуальных в политологии.

В последние годы проблема социализации привлекает к себе внимание Исследователей различных научных и идеологических течений. Обогащается представление о сущность, содержание, задачи и функции социализации. Более сложным представляется и процесс политической социализации. Так, современное определение социализации характеризуется как процесс операционного овладение совокупностью программ деятельности и поведения, характерного для той или иной культурной традиции, а также как процесс інтеріоризації индивидом знаний, ценностей и норм, которые ее отражают.

Политическая социализация анализируется как составляющая соціалізаційного процесса индивида и представляется как непрерывный процесс активного обретения человеком политических качеств, политических знаний, умений, навыков и наследия политической культуры.

Исследования политической социализации создает хорошую перспективу для новых концептуальных исследований этих процессов. Проблема "политика - гражданин" является составляющей взаимоотношений "власть - общество - человек", и этим определяется разноплановость и разнообразие вопросов, охватываемых ими. Поэтому необходимо рассматривать эти процессы сквозь призму общественных отношений, ибо только их анализ позволяет выявить место человека в политической системе общества, ее основные функции как субъекта и объекта политики.

Развитие общества - это развитие определенных отношений, в которых находятся люди и которые определяют возможности развития личности. В то же время в пределах общих общественных условий человек способен в определенной степени развиваться автономно, выбирать свой жизненный путь, реализовать свою жизненную позицию. В свою очередь, развитие общественных отношений зависит в конечном счете от условий, способа деятельности и социального состояния человека, от уровня его культуры в целом.

Решающую роль в определении человеческих отношений играет именно культура, которую индивид усваивает на разных этапах его социализации. И от того, насколько человек воплощает в себе все лучшие человеческие качества, которые вырабатывались на протяжении существования цивилизации, зависит и универсальность развития человеческой личности. Человек является субъектом и объектом различных социальных отношений. При этом ее социальный статус зависит от того, как реализуются индивидуальные творческие возможности в системе общественных отношений. Здесь одинаково важны и условия для реализации творческих возможностей личности, и развитие политического сознания, и формирование социальной активности.

Рассматривая взаимоотношения человека и политики, надо исходить из того, что политические отношения общества состоят из определенных действий конкретных лиц или групп людей. Совокупность действий, в которых реализуются политические интересы граждан, составляют содержание политической жизни общества и существующих отношений субъектов политики.

Характер взаимоотношений человека и политики в значительной степени зависит от организации государственной власти, которая может функционировать по-разному:

  • Государство господствует над обществом и человеком (етатизм).
  • Государство ограничено в своих возможностях влиять на жизнь общества и личности (либерализм).
  • Государственная власть находится под контролем всего общества и ее главная задача заключается в соблюдении законности и защите прав человека (демократия).
  • Государство подвластна духовно-религиозной власти (теократия).
  • Государство и общество подвластны одной политической группе и ее идеологии (тоталитаризм).
  • Государство и общество покорены выдающейся лицом, осуществляющим харизматическую власть (авторитаризм).

Польские политологи считают, что субъектом политики является и лицо, организация или общественная группа, которая способна творить политику, то есть активно и в отношении самостоятельно участвовать в политической жизни в соответствии со своими интересами, влиять на поведение и состояние других, вызывать важные изменения в политических отношениях. Эту способность они определяют понятием "политическая субъектность".

Важным представляется и марксистское понимание субъектности в политике, которое заключается в том, что общественное значение деятельности и сфера влияния индивидов и организаций является следствием и отражением определенного уровня самопознания и организованности больших общественных групп, интеграции их, связей отдельных людей и коллективов с большой общественной группой и соотношение сил между различными группами (классами, этносами и т.п.).

Следовательно, организация государственной власти предопределяет как направленность политики, так и возможности политической деятельности граждан, их отношение к политике. Здесь особенно важно, как именно государство определяет и обеспечивает осуществление прав и свобод граждан.

Общественное развитие в нашей стране долгое время не создавал условий для того, чтобы личность была в центре политической системы. Более того, человек был "винтиком" в существующей бюрократической системе, что отчуждала ЕЕ от политической жизни общества, лишала возможности влиять на политику. А это, в свою очередь, приводило к формированию безответственности граждан перед государством.

Проблема взаимоотношений личности и государства приобрела особую актуальность в процессе демократизации нашего общества, формирования правового государства. Правовое государство, которая руководствуется законом (Конституцией) и, соответственно, определяет и регулирует отношения властных структур и личности, направленная на обеспечение прав и свобод граждан, общественных интересов в целом. Если тоталитарное государство стремится охватить гражданское общество и полностью подчинить человека авторитарно-бюрократической власти, то правовое государство исходит из принципа свободы выбора народом своего социального и политического устройства, неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В этом случае общество не подчиняется государству, а государство создается и функционирует в интересах общества. Поэтому условиями деятельности правового государства является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, всеобщее избирательное право, проведения референдумов из важнейших общественных вопросов и т.д.

Права и свободы граждан определяются государственным законодательством, которое регулирует их взаимоотношения, предусматривает как обязанности граждан по государства, так и ответственность государства за соблюдение прав граждан.

Проблема прав человека приобрела в последнее время особое значение. Ведь права обеспечивают человеку возможности и необходимые условия для существования и развития.

Политические права - это права человека участвовать в государственной и общественной жизни, в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления, в государственном управлении, влиять на деятельность государственных органов, а также общественных объединений политического направления, в частности, по таким вопросам, как права на гражданство и правосубъектность. Это и право государственного защиты от нарушений прав и свобод граждан.

Для обеспечения политических прав и свобод граждан необходима демократическая организация политической власти, которая достигается выборностью и подотчетностью всех органов политической власти народу и созданием широких возможностей для общественной и личной деятельности на основе закрепленных в законах свобод граждан.

Отношение человека к политике является следствием влияния многих факторов, среди которых - ее социально-экономическое положение и субъективное восприятие его, потребности, ценности и ценностные ориентации, знание политических процессов, личный социальный опыт и т.д.

Отечественные политические науки в совокупности факторов, которые определяют взаимоотношения человека и политики, выделяют две основные группы: 1) внешние, к которым относятся институты политической системы, национальные и социальные группы и различные неформальные объединения, под влиянием которых происходит социализация личности; 2) внутренние (субъективные), характеризующих механизм мировосприятия, анализа и принятия определенных решений. Это потребности, интересы, духовные ценности и индивидуальные психологические особенности человека.

При всей важности влияния внешних социальных факторов на процесс политической социализации человека важно подчеркнуть значимость внутренних, субъективных, факторов. Понимание развития человека как процесса інтеріоризації и екстеріоризації1, личных психических сил человека дает возможность рассматривать взаимодействие, взаимообусловленность материальных, социальных и психологических аспектов в политической социализации личности.

В научной литературе социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, что осуществляется в общении и деятельности. К политической социализации относят всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения людей, принятие и выполнение политических ролей, проявления политической активности. Содержание и характер политической социализации детерминированные социально-экономическими и политическими отношениями, уровнем культуры, историческими традициями и многими другими факторами.

Благодаря включению в систему политических отношений лицо усваивает политические ценности, приобретает опыт политической деятельности, реализует свои возможности в политической жизни общества. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека.

В процессе семейного и школьного воспитания, общения с друзьями, в различных неформальных молодежных объединениях, а позже и через деятельность в общественных, партийных и государственных структурах осуществляется объективизация индивидуальных возможностей человека. Поэтому главными субъектами политической социализации личности, влияющие на процесс его социализации, является семья, школа, молодежные общественно-политические организации, политические партии и государственные структуры.

Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека. Их реализация осуществляется благодаря ее участию в разнообразных институциональных и стихийных формах политической жизни. Самыми массовыми институциональными формами являются выборы органов представительной демократии, референдумы и другие массовые политические меры, осуществляемые различными конституционными органами. К стихийных форм политической жизни относят митинги, манифестации и т.п., где ярко проявляется феномен толпы с его непредсказуемым влиянием на политическую жизнь и политическое поведение граждан.

Политическая социализация личности происходит под значительным влиянием средств массовой информации, литературы и искусства, культуры общества в целом.

Можно различать средства непосредственного воздействия на личность (пропаганда знаний, норм поведения и деятельности и др.) и опосредованные, что создают определенные условия, которые побуждают человека действовать определенным образом.

Чтобы понять взаимоотношения человека и политики, необходимо определить мотивы и потребности власти в человеческой деятельности. Определенную попытку в этом направлении осуществил С.Б. Каверин. Он рассматривает потребность власти как условие реализации материальных потребностей, потребностей в свободе, самоутверждении и самовыражении, потребность быть личностью. В таком аспекте потребность власти предопределяется необходимостью обеспечить развитие человека и проявляется в форме контроля над необходимыми средствами жизнедеятельности. Такая необходимость возникает тогда, когда удовлетворения собственных потребностей наталкивается на какие преграды. Поэтому она является обычным явлением, характерным для каждого человека. С такой трактовкой потребности власти можно согласиться, поскольку оно приближает нас к пониманию отношений человека и политики именно на личностном уровне.

Важно в этой связи и предложенная автором типология личности в зависимости от соотношения определенных составляющих в формировании потребности власти. Так, если в отношении к власти предпочтение отдается потребности свободы, а власть является средством достижения независимости и самостоятельности, то такой тип лица имеет черты нонконформиста.

Доминирование материальных потребностей влияет на формирование конформистского типа личности; потребности в самоутверждении - диктаторского типа; в самовыражении - авантюристського; потребности быть личностью, когда отношение к власти воспринимается как средство служения людям, обществу, - типа демократического направления. Таким образом, потребность власти является интегративной, она существенно влияет на формирование различных личностных качеств.

В політологічній литературе существует множество определений и характеристик политического поведения человека. Наиболее признанной является оценка политического поведения как любой формы участия в реализации власти (или противодействия в ее реализации), что включает деятельность в формальных организациях, в массовых движениях или сознательное отмежевание от них; публичную манифестацию взглядов с целью определенных действий и влияния на общественное мнение, политические институты. Выделяют два основных типа политического поведения: 1) открытый (политического действия); 2) закрытый (политическая імобільність - бездействие).

Польские политологи выделяют 6 степеней участия граждан в политической жизни.

  1. Рядовой член общества, гражданин не оказывает никакого влияния на политику, неактивный и незаинтересованный в политике (вплоть до аполитичности); имеет статус почти исключительно предмета политики.
  2. Гражданин является членом социальной организации, движения или нескольких организаций; опосредованно включен в сферу политической практики (решений, действий), если это согласуется с его ролью рядового члена организации, организационными идейными связями со всеми объединениями, движениями.
  3. Гражданин является членом политической организации (политической партии), целенаправленно и сознательно принимает участие в политической жизни, по крайней мере в такой степени, в какой оно сказывается на внутренней жизни этой организации. Наивысшая степень его участия определяется соотношением между его устремлениями, интересами и возможностями, обусловленными общественным значением организации, и той конкретной ролью, которую он в ней выполняет.
  4. Общественный и особенно политический деятель.
  5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность - не только профессия, способ существования ли главное занятие, но и смысл жизни.
  6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), которого воспринимают как авторитет, как последнюю инстанцию.

Понятно, что такое деление условно, здесь каждый следующий, высший степень впитывает в себя характеристики предыдущих. Анализируя реальные политические процессы, легко выяснить и некоторые другие возможные промежуточные варианты политической деятельности граждан. В то же время эта дифференциация позволяет полнее представить разнообразие мотивов участия лица в политической жизни общества, ее отношение к политической власти.



Назад