Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая социализация личности в условиях становления Украинского государства


Демократизация общественной жизни в Украине усилила интерес граждан к политике и политических процессов, ускорила процесс политической социализации личности. В политическую жизнь включились новые социальные группы и слои, возросло внимание граждан к историческому прошлому страны, к вопросам национальных отношений, развития Украинского государства. Все это актуализирует потребность исследовать проблемы политической социализации личности.

Общественная жизнь Украины, которое характеризуется многогранными процессами становления собственного государства, предопределяет сложную диалектику взаимоотношений человека и государственно-властных структур и функций человека как объекта и субъекта политики.

Общие условия политической социализации личности определяются тем, что в Украине происходит процесс государства, реформирования всех сфер общественной жизни на принципах демократии и рыночной экономики. Продолжается поиск оптимальных вариантов политического и экономического механизмов управления обществом.

Особенность нынешнего периода заключается в том, что в общественных отношениях сочетаются элементы авторитарного и демократического строя, разнообразные, нередко противоположные политические интересы и потребности людей, которые включаются в политическую жизнь и, соответственно, формируют свои жизненные отношения.

Кроме этого, нынешний процесс социализации личности происходит в условиях становления многопартийности, определенной неопределенности идейных позиций партий, а это усложняет гражданам политический выбор. Кризисное состояние общества приводит к углубления социальной дифференциации граждан, ухудшает жизненный уровень значительной части населения и негативно влияет на процесс социализации. Предыдущие общественные идеалы и цели в значительной степени потеряли мировоззренческую функцию для человека, а формирование новых находится на стадии становления.

Таким образом, можно констатировать, что некоторые объективные условия и факторы процесса социализации личности являются деструктивными.

Анализируя субъективные детерминанты этого процесса, нужно отметить прежде всего, что отношение человека к политике обусловливается потребностями реализации личных интересов. Поиск путей удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов побуждает к включению в деятельность тех или других субъектов политики, в зависимости от их направленности. Так создается общая основа взаимодействия человека с политическими партиями, движениями и общественными объединениями.

Определяющим субъективным фактором политического поведения лица является политическое сознание. Она предопределяет познавательные и практические функции политической деятельности, ее выбор форм и средств и развитие социальной активности.

Абсолютизация государственных интересов может привести к нивелированию и обесценение политических интересов и потребностей граждан. Эти явления уже известны нашей истории, они опасны тем, что формируют тип личности, которая способна поддержать любое решение партии или государства. Человек, у которого личные интересы жестко подчинены государству, лишенная необходимости производить собственные жизненные позиции и самостоятельно принимать политические решения.

Современная жизнедеятельность человека все более усложняется и требует более полного использования культурного достояния общества. Поэтому политика может реализовать свои функции, лишь опираясь на социально-культурные факторы развития личности.

Взаимоотношения человека и политики определяются в значительной мере направлением самой политики, насколько она способна отражать и защищать политические права и свободы граждан. Учитывая это, становится понятным широкий диапазон проявления человеческого отношения к политической жизни - от активной сознательной и целенаправленной деятельности до полной индифферентности и даже к противостоянию политическим процессам.

Отсутствие необходимых общественных условий для реализации личных интересов и потребностей в сфере политики заставляло человека занимать определенную жизненную позицию. Одной из типичных реакций индивида при таких обстоятельствах была утилитарно-прагматический поведение, когда человек сознательно подчинялась существующей государственно-правовой системе, пыталась быть дисциплинированным исполнителем определенных функциональных обязанностей, а это давало возможность достичь определенных служебных льгот, повысить свой жизненный уровень и т.д.

Разновидностью защиты граждан от влияния общества в условиях политического отчуждения является ескейптизм, когда люди сознательно отмежевываются от того, что предлагает им общество, сосредотачиваясь на сфере личных интересов.

Анализируя развитие личности в нашей стране, Есть. Головаха выделяет три основные типы особистості1. Личность первого типа растворена в обществе, она не выделилось из системы традиционных общественных связей и, естественно, усвоила колективістську идеологию, в пределах которой отдельный человек - лишь функционально определенный элемент общественной системы, который только в ней приобретает смысл функционирования и только ради нее приобретает собственное достоинство и ценность. Этот тип личности хранил господствующее положение в течение всей ее социалистической истории вплоть до начала периода "застоя", когда начался процесс отчуждение личности от государства, приватизации интересов и отчуждение их от интересов тоталитарной системы.

Личность второго типа отчуждена от общества. Это базовый тип, который соответствует периоду постепенного упадка тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внутреннего пользования и на внешние требования).

Третьем, "переходном", типа личности присуща выражена амбивалентность отношения к перспективы дальнейшего демократического преобразования общества, сочетание элементов как демократического, так и тоталитарного развития.

Итак, жесткая регламентация поведения и деятельности граждан со стороны государственных и общественных структур ограничивало их возможности определять личную социальную ориентацию. С ослаблением влияния внешних факторов усиливается потребность внутренней регуляции и саморегуляции. Именно в переходе от преимущественно внешней к внутренней детерминации поведения и деятельности заключается особенность нынешнего развития личности. Это касается всех сфер жизнедеятельности, и прежде всего политической.

Современные динамичные изменения социального развития по-разному воспринимаются людьми в зависимости от их способности воспринимать новые реалии, ценности и нормы. Здесь можно выделить две крайние тенденции. Первая - социальная пассивность, когда граждане остаются дезориентированными, пассивными и отчужденными; вторая - экстремистская активность, то есть безоговорочное принятие изменений в обществе и поддержка их даже без надлежащего оценивания и адекватного понимания, что может быть показателем значительных сдвигов в мотивации и деятельности.

Анализ общественного мнения показывает, что в Украине достаточно критически оценивается политическая деятельность партий и движений, профессиональная политическая деятельность вообще. Так, опрос жителей Киевщины показало, что положительно относятся к профессиональной политической деятельности лишь 16% респондентов, отрицательно - около 51,23%, 26,77% не могли ответить, в 6% это отношение безразлично. Характерно, что с возрастом негативное отношение к политике как профессии усиливается. В то же время отношение граждан Украины к политике, их участие в политической жизни достаточно динамичные, со своими периодами роста и спада интереса к политике, в зависимости от конкретных условий и общественных процессов. После бурных политических процессов 1989-1991 гг. наступил период относительного спада интереса граждан к политике, который активизируется во время избирательных кампаний.

Политические партии не оказывают значительного влияния на процесс политической социализации значительных слоев населения, им доверяет незначительная часть общества.

Социологические исследования свидетельствуют, что значительное внимание политике в передачах телевидения уделяют 32%, а читают о политике в газетах меньше чем половина опрошенных, часто посещают собрания политических партий лишь 7%, принимают участие в политических митингах 5%, в общественно-политической деятельности - 4% граждан. Поэтому реформирование политической системы, создание гражданского общества, обеспечения действенного контроля граждан за деятельностью всех систем социального управления, всесторонняя демократизация общественной жизни - важные условия повышения социальной активности личности.

Украина стала на путь реального выполнения международных правовых обязательств, включая сферу прав человека, а это является решающим условием для вхождения государства до мирового сообщества. Основы гражданства нашей страны заложено в Декларации о государственном суверенитете Украины, в Декларации прав национальностей Украины, что дает возможность сформировать целостную систему гражданства, конкретизировать права и свободы граждан, включая политическую сферу общества.

Следовательно, построение независимого Украинского государства требует обеспечения широких возможностей для развития личности, для ее политического опыта и политической культуры, преодоления отчужденности от политики и активной политической деятельности, то есть объективизации реальных политических интересов.



Назад