Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Идеология как конституційований элемент политики


Сейчас идеология стала ключевым элементом организации общественного, в том числе и политической жизни. Глубже выяснить сущность этого важного общественного феномена можно, обратившись к истокам его возникновения и развития.

В политической теории термин "идеология" начали употреблять с конца 18 в. - начала 19 вв. Внедрение этого термина в научный оборот связывается с именем французского ученого Где Трессі (1754 - 1836). Он определял идеологию как науку об идеях, их возникновения и функционирования.

Если рассматривать процесс формирования идеологии как теории в исторической ретроспектив^ то можно выделить несколько этапов.

Первый этап охватывает период теоретических поисков мыслителей 17-18 вв. В настоящее время общественно-политическая мысль эпохи буржуазных революций начала активно выступать против феодально-религиозной идеологии, надеясь построить общество на гуманистических началах.

Второй этап связан с появлением различного рода либеральных и коммунистических концепций. Идеологи либерализма термин "идеология" почти не употребляют, а марксистские пользуются им, однако вкладывают в него классовый смысл.

Третий этап становления и развития идеологии связывается с 20 ст. Именно в это время западная научная мысль стала широко употреблять термин "идеология" для определения сознания, которая призвана выражать интересы классов или социальных групп. В этот период появилось много концепций обоснование сущности идеологии. Одна из них, например, доказывает, что идеология - это форма отображения искаженной сознания, которую никаким способом нельзя подтвердить экспериментально, но нельзя и опровергнуть. "Идеология" - это слово "занепадницьке" (Д. Белл), поскольку оно заманивает в заросли каких конструкций, которые уже давно заржавели, а потому оно отчуждено от жизни человека. Другая концепция исходит из того, что идеология - это наука об идее, а потому следует полно идеологизировать все сферы общественной жизни. Однако отдельные сторонники этой концепции все же находят аргументы, которые предостерегают от отождествления идеологии и науки. Идеология, в отличие от науки, предостерегает Г. Шахназаров, не только несет знания, но и отражает определенное отношение к предмету знания. Идеология всегда страстная, а наука, наоборот, бесстрастная, во всяком случае обязана быть такой. Она не имеет права подстраиваться под любые вкусы и настроения. Это закон ее существования, нарушение его приводит к вырождению научного знания.

Либерал-демократы рассматривают идеологию как надісторичне явление, которое существует вне зависимости социальных и политических явлений.

Неомакіавеллісти (Г. Моска, Г. Михельс, В. Парето) утверждают, что политические идеологии порождаются потребностями легитимации власти. Марксисты считают, что идеология - это "теоретическое представление, что призвано защищать загальноколективні интересы, которые при определенных условиях могут выполнять функции научного знания."

Неоанархісти считают, что идеология является результат массового сознания.

Современный немецкий философ В. Лемберг в своем труде "Идеология и общество" определяет понятие "идеология" как систему некоторых идей, что включает и определенные ценности и нормы и предназначена объединять людей, чтобы они были способны совместно жить и действовать. Лемберг обращает внимание и на то, что не можз'ть существовать политические движения, партии и общество в целом без идеологии, поскольку "идеологический вакуум для человека невыносимый", а поэтому "люди не могут жить в мире, который был бы непонятен им, они не могут жить без тех ценностей и норм, которые являются основой их образа жизни и поведения".

Есть и другие подходы к толкованию идеологий.

Неоднозначность подходов к определению идеологии не означает уменьшения ее роли в общественно-политической жизни.

Именно на третьем этапе своей эволюции идеология становится важной частью сознания людей, поскольку именно на ее основе происходят поиски общности взглядов, идей, ценностей, которые и создают почву для организации различного рода ассоциаций, клубов, союзов и вообще любых общественно-политических объединений. Это указывает на то, что идеология является совокупностью тесно связанных между собой идей, позиций или верований, присущих определенной группе или общности.

Идеология - это теоретическая система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и одного человека к другому, социальные проблемы и конфликты, а также

формулируется цель (программа) социальной действительности, направленная на укрепление или замену (развитие) имеющихся общественных отношений.

Таким образом, идеология - это духовный фундамент, на котором строится сознание человека. Каждая нация имеет свою идеологию, и никакие изменения в общественной жизни не способны уничтожить то, что заложено в природе человека, - потребность в идеологии как осознанной целью общественной деятельности.

По-настоящему конструктивная идеология должна соответствовать жизненным реалиям и опираться на достижения науки. Правильно сформулированные идеологические доктрины дают возможность разработать адекватные подходы к социальных процессов, к проблемам внутренней и внешней политики.

Идеология сориентирована на политические реалии и действия, на политический процесс и имеет своей целью привлечь самые широкие слои общества на свою сторону.

Несмотря на наличие міжідеологічних различий, все идеологии имеют много общих черт:

  • Они направлены на подчинение личных убеждений групповым интересам. Идеология - одна на всех.
  • Идеология непримиримая к несогласованных с ней действий и поступков, всегда пытается поглотить многообразие духовной жизни.
  • Идеология способна отделиться от сознания в форме демагогии со страшной силой массового внушения.
  • Идеология при благоприятных условий переходит в подсознание и навязывает человеку стереотипы поведения, однообразие действий, предвзятое отношение к людям, к их жизни, их мыслей.

С помощью идеологии теоретически осознанные интересы воплощаются в идеалах общественного развития, в практической политике государства и политических партий, а также определяется и реализуется отношение к другим классов и социальных групп.

Идеологии могут выступать как средство единения, консолидации социальной группы, класса или общества и могут быть источником конфронтации между ними в условиях, когда социально значимые интересы этих слоев принципиально отличные.

Идеология - это конституированный элемент политики, поэтому ее нельзя отделить от власти и властных отношений. Именно с помощью идеологических категорий, К замечает. Гаджиев, обосновываются или отрицаются те или иные политические институты, политические курсы и социально-политические доктрины. В конце концов она призвана предоставлять значимости институциональным отношениям между людьми, объяснять политические реальности в конкретно-исторических условиях.

В структуре идеологии самым заметным является такой ее вид, как политическая идеология. Она представляет собой систематизированную совокупность идейных взглядов, которые призваны выражать и защищать политические интересы определенной общественной группы.

Ретроспективный анализ появления политических идеологий показывает, что они прямо и непосредственно детермінуються способом материального производства, а косвенным путем - через политические и идеологические отношения. Поэтому их формирование имеет свои особенности, они обусловлены потребностями и интересами классов, наций, партий и других субъектов политики.

В понятійній системе политологии понятие "политическая идеология" является одним из важнейших. Большинство ученых считает, что идеология является формой политического сознания. В широком смысле - это синтезированная совокупность взглядов, которые отражают и защищают интересы определенной общественной группы, ее цели и задачи во время завоевания и удержания власти. В узком смысле политическая идеология - это доктрина, которая обосновывает стремление соответствующей группы к власти и поэтому предполагает ту или иную стратегию политических действий.

Политическая идеология призвана раскрыть как специфику процессов двух видов развития - политического и идеологического, так и их взаимодействие, взаимовлияние в реальной жизни. Здесь идеологический процесс раскрывается с политической стороны, а политический - с идеологической. Следствием этого является синтезированное знания о политический и идеологический процессы.

Традиционно термин "политическая идеология" применяется для обозначения политических концепций, которые стали идеологиями, - либерализм, консерватизм, социализм, национализм, социал-демократия, коммунизм и др. В основу классификации политических идеологий, как правило, ложится определенный критерий: мировоззренческий, партийный, классовый, формаційний, цивилизационный и др.



Назад