Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Структура и функции политической идеологии


Политическая идеология имеет по сути такую же внутреннюю структуру, как идеология в целом, но по более конкретной, более специализированной участка действительности, которая в ней отображается, - политической.

Структура политической идеологии, как и ее содержание, определяются объективным процессом общественного развития и развития политического субъекта - носителя политической идеологии.

Одним из основных структуроформівних факторов политической идеологии есть те социальные функции, которые она призвана выполнять. Среди них едва ли не самыми важными являются:

  • Теоретико-концептуальная - формулировки основных положений, которые раскрывают интересы и идеалы определенного класса, сословия, нации, государства.
  • Программно-политическая - перевод социально-философских принципов и идеалов в программы, лозунги и требования политической элиты. Эта функция непосредственно связана с деятельностью политических партий, союзов, объединений и избирательных блоков.
  • Функция овладевание массовой политической сознанием. Эта функция достигает положительных результатов лишь тогда, когда идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и представлениям населения об образе жизни, которому отдается предпочтение по сравнению с другими. Идеология интегрирует общество на почве сознательно сформулированных целей.

Своевременное и эффективное осуществление этих функций предоставляет соответствующим структурным элементам политической идеологии (интереса, идеи, гипотезе, концепции, теории, идеалу, к лозунгу, программе политического развития и др.) необходимого динамизма и оперативности в выработке и принятии оптимальных решений. Если политическая идеология не выполняет взятых на себя социальных функций, она становится тормозом для своего самоутверждения и ведет к деформации отдельных структуростримувальних ее элементов, между которыми существуют разнообразные связи: необходимо-причинные, закономерные, случайные и др.

Исходным элементом структуры политической идеологии, что ее определяет, формирует и определяет, выступает политический интерес, на который опирается и из которого выходит собственно политическая идеология.

Именно такой интерес выступает как форма выражения потребности, а потребность - выражение политической необходимости.

Политическая идеология начинается с идей, выступает как их система, хотя и не сводится к ним. В ней раскрывается функциональное назначение идей, возможности и особенности практической реализации их перехода в другие структурные компоненты.

Таким образом, исходным моментом теоретического познания содержания политической идеологии выступает политическая идея. Эта идея понимается как форма отражения политической действительности, как следствие постижения мнением предмета познания - политического процесса. В этом контексте политическая идея представляет собой "мостик" от мысли к действиям, от сознания - к активности. Здесь объективная потребность отображается в теории через интересы, цели и мотивы социальных общностей и личностей, она становится руководством к действию.

Поэтому выработка новых политических идей следует считать не только важной сферой духовного производства, но и необходимой потребностью совершенствовать деятельность политических механизмов общества. При таких условиях важно, чтобы возможность самореалізування политической идеи была дополнена соответствующими силами и средствами, которые бы наиболее полно воплотили ее в жизнь,

В современных обществах основными силами, которые воплощают политические идеи в жизнь, выступают разного рода политические институты, и прежде всего политические партии.

Обычно в процессе формирования политической идеологии важную роль играет взята на вооружение наиболее вероятная социально-политическая гипотеза, которая дает возможность предусмотреть процесс внутренне закономерной связи существующих идеологических и политических явлений, до определенной степени обосновать его фактическими данными, объяснить вероятность возникновения идеологических и политических явлений и предсказать новые.

С методологической стороны выработки гипотезы - чрезвычайно сложное дело. Поэтому есть много гипотез, которые неправильно, однобоко толкуют известные факты и толкают к ошибочным выводам. Использование системного и структурно-функционального подходов к процессу создания и обоснования политических гипотез позволяет рассматривать логическое и интуитивное, теоретическое и эмпирическое, дедуктивное и индуктивное как взаимосвязанные и взаимодействующие моменты в едином процессе разработки и реализации гипотез.

А в целом гипотеза не имеет самодовлеющего значения, она лишь "продвигает" знания к концепции, а от нее - к теории.

Именно в политической концепции происходит посутніше углубления и конкретизация знаний, хотя и она объективно все еще продолжает ту поисковую функцию, что ее начала гипотеза при анализе политической действительности.

Поэтому вполне правомерно рассматривать политическую концепцию как промежуточное звено или предпосылку создания политической теории. Таким образом, политическая концепция - это еще не теория, хотя она с большой степенью достоверности может объяснять исследуемый политический процесс или явление. Концепция превращается в теорию лишь тогда, когда она пройдет испытание временем или же практикой. Концепцию, не выдерживает такой достоверности, следует считать ни чем иным, как пропагандистским прожектом. Такая "концепция" испытывает теоретического и практического краха.

Воплощение политических концепций на практике показывает, что реализация политических знаний опосредуется многими факторами: типом государства, системой общественных организаций, борьбой или сотрудничеством разных политических сил, монополизмом или плюрализмом взглядов и т. д. Учет этих и некоторых других факторов является непременным условием выработки научно обоснованной политической концепции.

Истинность или ошибочность политической концепции проверяется анализом не только ее внутренней структуры, но и детермінуючих факторов (необходимость, потребность, интерес), мировоззренческих идеалов (справедливость, свобода, смысл жизни) и ценностных регулятивов решение проблем политической жизни (демократия, политическая норма, идеал).

Относительно политических теорий концепции могут выполнять в одних случаях роль неполного теоретического знания, а в других - создавать "концептуальное ядро" теории.

В современной суспільствознавчій науке понятие "теория" употребляется в разных смысловых контекстах. При определении стратегии и тактики деятельности основных субъектов политического процесса: общества, государства, социальных групп, партий, общественных организаций, политических взглядов, действий и т.д., традиционно употребляется понятие "политическая теория", что является важнейшим системотвірним элементом внутренней структуры политической идеологии.

Правильность или ошибочность политических теорий проверяется практикой (политическим экспериментом, реализацией целей, задач, лозунгов и др.).

Сторонники различных направлений политологии едины в одном: практические факты подтверждают или отрицают научность, эффективность теорий, а сами теории в процессе познания и преобразования действительности становятся фактами, если точно отражают эту действительность и дают реальные рецепты преобразования или воспроизведение ее.

Политические теории могут реализоваться двумя путями: непосредственным влиянием на политическую деятельность государств, социальных групп и личностей и через идеалы и лозунги, которые находят себе место в комплексном образовании - политических программах.

В структуре политической идеологии понятие "теория" может употребляться в двух значениях: как структурная часть политической идеологии и как завершающий этап познавательного процесса становления политической теории.

Программным стержнем политической идеологии является политический идеал - представление политического субъекта о совершенстве политического устройства общества. В политическом идеале должны отображаться коренные интересы и задачи политических субъектов, касающиеся основ их жизнедеятельности, - характера собственности и отношений социальных сообществ по поводу собственности; отношение политического субъекта к государству и политической власти, к перспективам их развития при условии, что класс, группа или партия в этом государстве становятся господствующими; а также отношения между нациями, народностями, другими этническими группами; проблемы создания и использования равных условий политического, духовного и физического развития личности и др.

Политическому идеалу присущи следующие черты: опережающее отражение действительности на основе предвидения, прогноза; прогрессивное влияние на развитие общественных отношений, на сознание и мировоззрение людей.

Основой жизнедеятельности политических идеалов является их соответствие действительности, они не могут опережать действительность, поскольку выступают специфическим отражением ее в форме идеального. Который бы не выдвигался идеал, как бы он не продвигался, но если его реализация не влияет на улучшение условий жизни людей, то его привлекательность быстро угасает и он становится тормозом в развитии общества.

В структуру политической идеологии включаются и политические лозунги, которые также должны соответствовать реалиям жизни. Политические лозунги - это руководящие идеи, задачи, требования и направления политических преобразований. Они всегда должны призывать людей к непосредственного действия, следовательно, не могут быть "вечными" и застывшими. Политические лозунги - это эффективное средство трансляции политической идеологии в массовое сознание, а через нее - и внедрения их в практику.

Таким образом, политический лозунг является не только средством развития творческой активности людей, но и способом проверки действенности политической теории.

В комплексном виде структурные составляющие политической идеологии (идеал, гипотеза, концепция, теория, лозунг) составляют политическую программу деятельности субъектов политического процесса.

Политическая программа - это предлагаемый план деятельности класса, социальной группы, партии, правительства, политического блока, региональных общественных организаций, мировых сообществ и т.д. В политической программе теоретически обосновываются основные позиции субъекта политического процесса во всех сферах общественной жизни, определяется последовательность его действий, путь и цели предлагаемых политических преобразований, их средства, методы деятельности и т.п.

Одним из самых сложных разделов при разработке политической программы является предвидения путей, темпов и сроков политической трансформации общества. В нем недопустимо как забегания вперед, без достаточного прогнозного обоснования, так и отставание от реалий жизни, без выяснения его причин и условий.



Назад