Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Основные политические идеологии современности


Истоки современных общественно-политических течений уходят в глубину истории. Развиваясь и дополняясь новыми элементами, они активно влияют друг на друга. Практически все основные политические партии развитых стран сегодня представляют собой определенное сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов.

Среди значительного количества общественно-политических течений и учений одно из ведущих мест занимает либерализм (от лат. liberalis - свободный), истоки которого находим в эпохе Ренессанса.

Наиболее заметный вклад в разработку идей и принципов либерализма сделали Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Бентам, Дж. Милль, Б. Чичерин, П. Милюков, а также представители украинской общественно-политической мысли конца 19 в. - начала 20 ст. М. Драгоманов, Б. Кистяковский и др. Идеями и принципами либерализма руководствовались и участники английской буржуазной революции середины 17 в., и борцы за независимость США. Эти идеи зафиксировано в таких официальных государственных документах, как "Декларация независимости США", "Декларация прав человека и гражданина" и др. В частности, в "Декларации прав человека и гражданина" записано, что целью любого политического объединения является охрана естественных, неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и т.д.

В большей или меньшей степени принципы либерализма было воплощено во Франции в 1830-1870, pp. в Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах. Главное испытание эти принципы прошли в США и Великобритании.

Либерализм развивался на конкретном социально-экономическом и национально-культурной почве, он имел много разных оттенков, национальных особенностей. А объединяло всех либералов то, что они выступали за парламентский строй, свободное предпринимательство, демократические свободы, за изменение устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов, за решение важных социально-экономических проблем; за просмотр места и роли общественно-политических институтов, которые уже стали неэффективными, за ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с ситуационных изменений в обществе.

В зависимости от условий, которые сложились в стране, от особенностей ее развития либерализм постоянно совершенствовал как свои принципы, так и формы и методы своей деятельности. Считается, что либерализм - не идеологическая догма, а "проект общества", который можно приспособить к местным, исторических, национальных и культурных условий. Либерализм исходит из положения, что мир подчиняется законам, которые нам неподвластны, поэтому естественным принципом поведения человека должен быть здравый смысл, взвешенные действия. Обычно принято разделять на классический либерализм и новый (неолиберализм). Появление нового либерализма датируется концом 19 века. - начала 20 ст.

Основными идеями и ценностями классического либерализма были:

1. Индивидуальная свобода, достоинство человеческой личности, терпимость, право отличаться от других, иметь свое лицо. Осознание ответственности человека за свои действия перед собой и перед обществом, права человека на самореализацию. Классический либерализм предполагает гармоничное сочетание индивидуализма и гуманизма, самоценности человека и человеческой свободы и плюрализма мнений и убеждений.

2. Понимание свободы в негативном смысле, то есть свободы индивида от внешнего принуждения, от политического и социального контроля со стороны государства. Поэтому либерализм задекларировал тезис о том, что все формы наследственной власти и сословные привилегии потеряли свою силу. На первое место либерализм поставил природные способности отдельного человека как самостоятельной и разумного существа общества.

3. Признание частной собственности гарантом и мерилом свободы. Основная свобода - экономическая, свобода предпринимательства. С экономической свободы либерализм выводил политические и гражданские свободы. Воплощение в жизнь этих принципов возможно лишь при условии наличия свободного рынка и свободной конкуренции.

4. Сфера индивидуальной активности как реализация естественного права должна быть защищена от неправомерного вмешательства государства и церкви в частную жизнь человека. Государство не должно непосредственно вмешиваться в экономическую и социальную жизнь человека. Она должна поддерживать элементарный порядок и создавать необходимые условия для свободной экономической деятельности, защищать страну от внешней опасности. Либеральные идеи предусматривали обязанность государства стоять на страже прав человека, в том числе и беспокоиться о бедные слои населения, оказывать помощь тем членам общества, которые не могут обеспечить себе необходимые условия проживания.

5. Экономическая и юридически-правовая системы и государственная концепция, которые сформулировал либерализм с учетом естественного, неотъемлемого права человека. Право превращалось в инструмент, который гарантировал отдельному человеку свободу выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создание условий для воплощения в жизнь этого выбора. Законодательно должен быть закреплен принцип равенства всех перед законом.

6. Лицо не должно игнорировать принятые в данном обществе нормы и правила игры и обязана нести ответственность перед обществом за свои действия. То есть свобода понималась не как возможность лица действовать, как ей заблагорассудится.

Значительный вклад либералы внесли в разработку принципов политической демократии. Они разработали идеи парламентского и конституционного правления, идеи разделения властей, обеспечение политических прав граждан, идеи равенства всех перед законом, суверенитета народа, плюрализма, уважения к достоинству человеческой личности и др.

При этом необходимо отметить и то, что либерализм как мировоззрение является одновременно и стимулом, и результатом революций конца 18 в. и начале 19 в., наконец-остальной он вступил антиреволюційного содержания и направленности. Ему не присущи такие черты, как радикализм и революционное мировоззрение.

На рубеже 19 и 20 веков с развитием западной цивилизации классический либерализм претерпел существенных изменений, появляется новый либерализм - неолиберализм. Особенно быстрыми темпами эти изменения происходили в 20-30-е годы 20 в., когда президент США Ф. Рузвельт начал проводить новый курс и когда широко начали внедряться экономические идеи Д. Кейнса.

Что же в неолібералізмі появилось нового?

  • В связи с ростом монополизма было принято законодательство о защите предпринимательства, прежде всего среднего, и предприятий-новаторов, которые испытывали особого риска.
  • В обязанность государства ставился разработать стратегию экономического развития для того, чтобы предотвратить кризис и стабилизировать финансовое положение в стране.
  • Расширялась государственная собственность, признавался плюрализм форм собственности.
  • Признавался обязанность государства и общественных организаций принимать активное участие в защите не только политических, но и экономических и социальных прав граждан, особенно бедных слоев, которые не способны обеспечить себе необходимые условия жизни.

После второй мировой войны идеи либерализма было поддержано во многих странах мира. В 1947 г. был создан Либеральный Интернационал, в который вошли либеральные, демократические и прогрессивные партии. В настоящее время в нем насчитывается более 50 партий стран Европы, Азии, Америки и Африки.

Идеологию либерализма положен в основу деятельности Демократической партии США (1828 г.), Либеральной партии Великобритании (1832 г.), Либеральной партии Канады (1873 г.) и других.

Одной из распространенных политико-идеологических течений современности является консерватизм, (от лат. conseware - сохранять, охранять). История этой политической идеологии начинается с конца 18 в.

Основные положения консерватизма впервые были сформулированы в работах Е. Берка, Ж. де Мэстра, Л. де Бонольда, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Соловьева и их последователей.

В Украине консервативную традицию развивали Ф. Прокопович, В. Липинский, С. Томашевский В. Кучабский и другие мыслители.

Консерватизм появился как антиреволюційна феодально-клерикальна идеология, которая ставила себе целью сохранить неизменными установленные ранее порядки. Впервые термин "консерватизм" принял французский писатель Ф. Шатобриан для определения идеологии периода Великой французской революции 1789 - 1794 годов.

Консерватизм - это политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержку форм государственного устройства и общественного лсиття, которые сложились исторически, его морально-правовых основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Несмотря на различные формы своего проявления, консервативная течение имеет следующие основные черты:

  • признание противоестественным сознательную перестройку общества; поскольку общество представляет собой систему норм, обычаев, традиций, институтов и моральных принципов, которые достигают в древности, до них и нужно приспосабливать современные политические принципы;
  • убеждение в существовании всеобщего морально-религиозного порядка;
  • признание несовершенства человеческой природы и врожденной неравенства людей, ограниченности человеческого разума и неверие в молсливість социального равенства между людьми;
  • твердое убеждение в том, что гарантом личной свободы и социального порядка является частная собственность;
  • признание необходимости классовой иерархии, преимущество устоявшимся общественным институтам и твердая ориентация на государственный авторитет.

В связи с изменениями, которые произошли в мире во второй половине 20 в., классический консерватизм трансформировался в "неоконсерватизм". У истоков неоконсерватизма стояли такие известные общественно-политические деятели и ученые, как Д. Белл, 3. Бжезинский, Ф. Хайек, Н. Кристон и др.

Неоконсерватизм пытается приспособить традиционные ценности консерватизма к реалиям постиндустриального общества и отстаивает такие принципы: в экономической сфере - освобождение частного капитала от чрезмерного государственного вмешательства; в социальной - экономический реализм, сокращение социальных расходов; в политической - усиление элитарных тенденций в управлении государством, укрепление законности и порядка.

Неоконсерватизм представляет собой своеобразный синтез идей консерватизма и либерализма, сущность которого содержит призыв: "Расчистить место от всего того, что было в обществе искусственно создан, и создать такое, что достойно сохранения".

Основное внимание неоконсерваторы обращают на требования укреплять законность и порядок, не допускать каких-либо новаций, которые могут подорвать стабильность политической системы, ограничить власть представителей крупного капитала. Неоконсерваторы утверждают, что реальное развитие общества возможно только в условиях свободных рыночных отношений. При этом основные усилия должны быть сосредоточены на достижении формальной свободы, поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство - невозможна. Неоконсерваторы выступают против высоких налогов на крупный капитал с целью перераспределения средств в пользу бедных слоев населения, против уравнительного распределения, за сокращение государственных социальных программ, которые превращают государство в "дойную корову" и развращают человека, которая должна рассчитывать только на свои собственные силы.

Для консерваторов классическая демократия не только невыполнима, но и вредна, поэтому необходимо сочетание демократии и власти элит. Главным правом человека является право иметь собственность и распоряжаться ею.

Сегодня западные консерваторы являются охранниками общественных институтов, выступают за укрепление морального порядка, против любых попыток смягчить социально-экономическое неравенство, за свободу частного предпринимательства, активное участие аристократии в государственном управлении.

Во многих западных странах идеология консерватизма является довольно популярной, на ее основе созданы политические партии. Успешно функционируют они в США, Великобритании, Франции, ФРГ и в ряде других стран.

В Украине спектр консервативных политических партий пока не сложился. А те политические партии, которые считают себя консервативными, в частности Украинская национально-консервативная и Украинская консервативно-республиканская, если проанализировать весь комплекс их программных требований, скорее тяготеют к правого радикализма, чем к консерватизму.

Ближе всего подходит к собственно консервативных идей Украинская республиканская партия, идейные корни которой можно отыскать в Украинской Хельсинском союзе.

Консервативные партии в Украине, учитывая имеющийся состояние общественно-политических отношений, вопреки консервативным май-диціям, выступают за жесткие и решительные изменения во всех сферах жизни общества. Поэтому консерватизм в Украине неизбежно будет не правым, и левым, поскольку остро ощущается необходимость активизировать инновационную деятельность, направленную на трансформацию общества, выведения его на путь общечеловеческой цивилизации.

В середине 19 в. произошло резкое обострение борьбы между пролетариатом и буржуазией. Это вызвало появление новой политической идеологии - социализма, с почти одновременным появлением в ней двух ответвлений - марксизма и социал-демократизма. Основатель марксистского крыла социалистической идеологии К. Магжс, как и его последователи Ф. Энгельс, Г. Плеханов, В. Ленин, И. Сталин и другие, исходили из того, что решения основных общественных проблем напрямую связано с построением более справедливого по сравнению с капитализмом социалистического общества.

Идейной основой создания марксизма стали: немецкая классическая философия; английская политическая экономия и французский утопический социализм.

Базовыми ценностями марксизма является общественная собственность на средства производства, равенство, народовластие, интернационализм.

В основу марксизма возложены следующие постулаты:

  • Социализм выше по сравнению с капитализмом форме общественной организации, переход к которой возможен только путем революции.
  • Построение социально справедливого общества невозможна без уничтожения частной собственности на средства производства.
  • Путь к социализму пролегает через замену буржуазного парламентаризма диктатурой пролетариата. Поэтому марксизм особенно много внимания уделял разработке теории диктатуры пролетариата, стратегии и тактики революционного рабочего движения.

Неслучайно в 19 в. марксистское учение особое внимание уделяло именно революционным методам перехода от капитализма к социализму, обоснованию необходимости диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы.

В 20 в. учение марксизма было развито в трудах В. Ленина. Именно это коммунистическое учение было названо "марксизмом-ленинизмом", согласно которому социалистическая идея осуществлялась через массовое социальное насилие, полный запрет частной собственности, рыночных отношений, политической и духовной оппозиции. Все это привело в конце концов к краху так называемого социализма (СССР, страны Центральной и Восточной Европы), или до глубокого кризиса (Куба, Северная Корея), или до рыночного реформирования (Китай, Вьетнам). В свою очередь, это негативно сказалось на самом представлении о социализме как о политическую идеологию, повлекло ее кризис. Поэтому есть все основания считать, что опыт, накопленный марксизмом-ленинизмом, не только не оправдал надежд ее идеологов, но и трагически сказалось на всем жизни народов, которые руководствовались этим учением и которым пришлось пожить несколько десятилетий по его жестокими законами.

Другая судьба сложилась в социал-демократического крыла социалистической идеологии, что уже окончательно отделился от марксистской еще в 1889 г.

Идеологи социал-демократического направления Е. Бернштейн, К. Каутський, О. Бауэр, К. Реннер, Д. Манн и некоторые другие исходили из того, что новый порядок, который должен заменить капитализм, можно организовать не путем революционного насилия, а путем постепенной исторической эволюции общества в направлении социальной справедливости и равенства граждан. По мнению сторонников социал-демократизма, социализм не означает некоего реального общественного строя, идея социализма - это морально-политический идеал: "Конечная цель ничто, движение - все".

В Украине идеи социал-демократизма поддержали и развивали такие известные ученые и общественно-политические деятели, как Д. Антонович, П. Федченко, И. Мазепа, В. Винниченко, Г. Порш, С Петлюра, В. Чеховский и др.

Базовыми ценностями социал-демократии является свобода, справедливость, равенство и солидарность. Решающее условие утверждения социализма - осуществление настоящей демократии.

В основу социал-демократизма возложены следующие основные идеи и принципы:

  • государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов, их сочетание;
  • социальное партнерство, а не классовая борьба;
  • переход к новому общества путем реформ, отказ от революции;
  • преданность парламентаризмові, ориентация на плюрализм и понимание в решении общественных проблем;
  • социальная защищенность человека и введения рабочего самоуправления;
  • возражения диктатуры как формы политической власти;
  • повышенное внимание к этических побуждений политического развития. В центре внимания социал-демократии - идея создания "социального государства" как инструмента формирования "солидарного общества", где должны соединиться два большие достижения 20 ст. - индивидуальность творчества и коллективная солидарность. Своего практического воплощения эта идея получила в ряде европейских стран.

Социал-демократы заменили и частично усовершенствовали идею классового противоборства концепции "социального партнерства". Однако не все так хорошо у них сложилось, как это представляется на первый взгляд. Невыполнимыми оказались идеи "демократического социализма" и "общества - государства всеобщего благополучия". Неправильное толкование современной роли средних слоев, трудности в решении вопросов относительно наемного труда, социальных последствий технологической революции в развитых странах и другие теоретические просчеты серьезно подорвали влияние социал-демократов. Впрочем, и успехи некоторых стран в социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, жилищном строительстве и многих других сферах значительные. В странах, правительства которых возглавляли социал-демократы, практически ликвидирована безработица и бедность.

В 80-х годах 20 в. большинство социал-демократических партий приняла новые редакции своих программ. В основу их положены такие базовые принципы, как политический плюрализм; приватнокапіталістичні принципы экономики и государственное регулирование ее; социальная помощь бедным слоям населения; обеспечение максимального уровня занятости и др.

Особенностью современной социал-демократии является то, что общее направление политической деятельности этих партий определяется относительно краткосрочными программами и мероприятиями. Именно этим и объясняется согласие социал-демократов идти на компромиссы и договоренности как внутри своих партий, так и вне их. Именно этим можно объяснить и появление многочисленных социал-демократических концепций (австромарксизму, африканского социализма, этического социализма и др.).

Многовариантность этих и некоторых других подходов социал-демократов к решению наболевших социальных проблем приводит к тому, что в настоящее время трудно провести четкие различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентаций.

Это усиливает позиции социал-демократии и на международной арене. В 1974 г. был создан Союз социал-демократических партий Европейского сообщества, создана в парламенте Европейского союза социал-демократическую фракцию. Положительным фактором мирового развития стал Социалистический Интернационал, который в настоящее время объединяет около 80 социалистических и социал-демократических партий, которые насчитывают 20 млн членов.

Одной из очень распространенных идеологий является христианско-демократическая. В ее основу положено.

  • синтез "мира любви" и "мира власти";
  • признание необходимости формировать государство как гаранта свободы для всех граждан общества;
  • утверждение тезиса о том, что благополучие человека зависит от благополучия общества и государства, и наоборот;
  • признание государства как гаранта духовной свободы с одновременным отрицанием того, что государство является высшей политической ценностью, а поэтому не следует слепо подчиняться светской власти;
  • моральными критериями деятельности человека и государства являются христианские ценности;
  • государство должно обеспечить реализацию демократических прав граждан, оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается; это может обеспечить баланс интересов и отношений между государством и гражданином.

Одной из одиозных общественно-политических течений современности является фашизм. Термин "фашизм" (от лат.fascio - повязка, пучок, связка, объединение) стал широко употребляться с 1919, p. когда в Италии был создан фашистскую партию, которую возглавил Бы. Муссолини. В своей классической (итальянской) форме фашизм был призван поднять силу национального духа, возродить историческое значение Римской империи, сформировать ментальные основы новых имперских амбиций, установить твердую государственную власть, которая бы организовала все общество для осуществления исторической цели национального возрождения. С этого времени фашизм проявляется как екстремістсько-политическое движение, как форма правления и как идеология.

Фашизм как екстремістсько-политическое движение появился после первой мировой войны, в условиях глубокого экономического кризиса. Именно в это время огромные массы людей жили на грани выживания. Этим и воспользовались фашисты, привлекая их под свои знамена.

Главным объединяющим лозунгом для фашистов стала корпоративная единство нации, основанной на общности крови и расы и гарантом которой призвана быть государство.

Как государственная форма правления фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма. Он предусматривает полный контроль всей общественной жизни со стороны государства и силовых структур правящей партии, ликвидации демократических свобод и институтов, милитаризацию страны. Такой социальный порядок обеспечивается репрессиями против инакомыслия и "фильтрацией" общества от всех элементов, которые выступают против фашизма.

Фашизм как идеология представляет собой смесь расистских, інтернаціоналістичних, националистических, социалистических, консервативных и некоторых других идейно-политических течений. Соединительным цепью этих течений выступает апологетика исполнительной роли государства, нации и ее вождя.

Среди теоретиков - основателей фашистской идеологии следует назвать А. Ракко, Д. Джентиле и Б. Муссолини. Наибольший вклад в становление фашистской идеологии сделал Бы. Муссолини. Именно он не только определил основные черты фашизма: активизм, национализм и футуризм, раскрыл их содержание, но и первым попытался воплотить идеи фашизма в жизни.

Одним из самых реакционных течений идеологии фашизма является нацизм (национал-социализм). Нацистскую доктрину обоснованно в книжках А. Гитлера "Моя борьба" и А. Розенберга "Миф xx века". Самыми характерными чертами нацистской идеологии и политики являются: господство расистской шовинистической идеологии; культ вождя; установление однопартийной системы; отождествление партии с государством, сращивание их аппаратов; милитаризация и унификация всей общественной жизни и т.д.

В политической доктрине фашизма индивид - ничто. Он должен растворяться в высшей силе - нации и испытывать гордость от участия в ней. Фашизм широко пропагандирует самопожертвование с очевидной целью - обосновать необходимость существования и деятельности вождей, их властвования над массой.

Основными средствами достижения своей цели фашизм считает силу, прежде всего военную. Поэтому милитаризация, насильственные методы как во время завоевания власти, так и в процессе выполнения программных задач фашизма является необходимым условием его существования. Фашизм противопоставляет военную силу таким основополагающим политическим ценностям, как свобода, равенство и демократия. Всеми доступными методами фашизм насаждает правовой нигилизм, антипарламентаризм, ограничение демократических прав и свобод.

Фашистская идеология основывается на идее расовой исключительности господствующей нации, а это обусловливает проведение антинациональной по своей сути политики - шовинизма, расизма, геноцида и этноцида.

В условиях господства фашизма невозможно легальное существование любых оппозиционных политических партий или других политических объединений.

Идеи фашизма и фашистские движения имеют место и в современном мире, уже в виде неофашизма. Ныне неофашистские организации действуют в 80 странах мира. Создан Всемирный союз нацистов со штаб-квартирой в США. В основу неофашистской идеологии положено все те же фашистские постулаты. Но есть и отличия, которые содержатся в призывах неофашистов, - отказ от этнического мессианства, пропаганда так называемого гуманизированного фашизма и некоторые другие.

Современные неофашисты выступают под лозунгами "чистого" фашизма, свободного от искажений, пытаются отмежеваться от преступлений гитлеровского фашизма. Сегодня они говорят о белую человека вообще, которая противопоставляется "цветным" народам. Неофашисты США, например, твердят о преимущество "англосаксонской расы".

До крайних взглядов и методов политической деятельности относят и политический экстремизм. Левое его ответвления в теории возлагается на идею немедленной революции и борьбы, а правый направление использует ультранационалистические лозунги и проявляется в форме фашизма и расизма.

Особым проявлением политического экстремизма религиозный экстремизм. Очень большое распространение в наше время приобрел исламский фундаментализм.

Для практики политического экстремизма характерным является попытка достичь политической цели путем использования любых форм насилия, включая и политический террор.

Таким образом, политические идеологии формируются на основе определенных социально-экономических отношений и имеют своей целью активизацию субъективного фактора. Плюрализм идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, терпимость к инакомыслия является залогом стабильности любого политического строя.

Сейчас в мировой социально-политической мысли все больше очерчиваются контуры планетарной идеологии гуманизма. Такая синтетическая идеология в будущем может иметь перспективу, потому что она будет основываться на идее "съема" противоречий между сознанием человека и обществом через трансцендентальные субъекты: Вселенная и знания. Новая эпоха уже сформировала необходимость в такой идеологии, поскольку именно гуманизм как планетарная идеология сможет объединить все нации в мировое сообщество, призванное обеспечить социальное благосостояние и интеллектуальные и духовные потребности каждого человека Земли.



Назад