Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Религия и церковь как субъекты политики


Важность выяснения того, почему религия и церковь являются субъектами политики, обусловленная повышением роли этих двух социальных явлений в формировании политического сознания, вообще политической культуры. Каждая из существующих сегодня в мире религий имеет своих носителей, которые и выступают субъектами политического процесса: церкви, мечети, конфессии, религиозные общины, религиозные организации, секты, что веруют, и т.п. Для каждого из этих субъектов политического процесса характерна такая черта, как политическая субъектность. Последняя проявляется в том, что религиозные организации не только непосредственно участвуют в политической жизни, но и широко привлекают к выполнению социально-политических задач светские организации (политические партии, профсоюзы, молодежные организации и др.), и даже создают их.

В целом политическая субъектность религиозных организаций обусловлена двумя обстоятельствами: первая связана с выполнением религией одной из важнейших своих функций - хранения и поддержания установленных в обществе ценностей, вторая - с необходимостью усилить идеологическое влияние верующих на политические процессы, происходящие в государстве, шире привлекать людей общества в свою религию и в активную религиозную деятельность.

Поскольку сегодня влияние религии на общественное сознание небезосновательно приравнивается к средствам массовой информации, то становится понятно, почему политики всегда ведут бескомпромиссную борьбу за верующих во всех странах мира, в том числе и в Украине.

9

Схема 9. Основные религиозные течения

В истории человечества идеал Бога - главная и самоценна идея религиозной веры, поскольку для основной массы верующих она связывается с проблемой сущности человеческой жизни, с естественным желанием человека быть всегда счастливой, а значит, и политически независимым. Поэтому идею Бога даже и сегодня трудно заменить некой другой, более привлекательной и глубже. Есть основания утверждать, что религиозное сознание была одной из первых форм общественного сознания и связывалось, прежде всего, с инстинктом самосохранения человека, духовным очищением ее. Поэтому почти всегда и во всех известных культурах религия была в эпицентре социальных и политических событий, хозяйственных процессов, а следовательно, и оказывала определяющее влияние на духовную ситуацию времени.

Есть немало оснований утверждать, что с самого начала зарождения религиозных верований взаимопроникновение религиозных и политических основ было еще более важным, поскольку религиозные и политические функции в ранних обществах не были разделены. В таких обществах политический аспект их жизни оказывался в контроле и поддержке соответствующей социальной, в том числе и религиозной, поведения членов рода. Контроль и принуждение осуществлялся путем регуляции привычек, обычаев и с помощью таких методов, как коллективный осуждение преступника, лишение семейной поддержки, изгнание из семей и др. По своим основным содержанием такие средства воздействия на человека были ритуальными, в большей степени религиозными, поскольку их реализация сопровождалась широким использованием религиозных обрядов, символов и т.д.

Впоследствии религиозные и политические институты, которые были, по сути, объединенные в единое целое, немного усамостійнилися. Именно в этот период религия и политика как две самостоятельные сферы социальной действительности разрабатывают свои системы ценностей и верований (ритуалы, обычаи, основоположення), формируют свой профессиональный слой - религиозную и политическую элиту. Формівна политическая система функционирует в русле тех, в том числе и религиозных, ценностей, которые традиционно сложились в обществе. Более того, для утверждения политической системы политическая элита привлекает религиозную элиту для того, чтобы легитимизировать установлен политический строй. Религия освящает порядке от имени Бога, а нередко и сама выступает основой государственной власти. На этой почве возникают долгосрочные связи религиозной и политической элит, которые, хотя и в измененном виде, сохраняются и сегодня.

Политическая история сохранила немало примеров, когда тот или иной правитель (царь ли князь) выступает как представитель Бога на земле, сын Бога, воплощение Бога или пророка и др. Иногда религиозные культы становились основой создания государственных структур, а эти, в свою очередь, брали на содержание религиозных деятелей. Все это указывает на то, что ни одна политически значимое событие не происходило без участия религии. Однако это не означало, что религия доминировала над политикой. Практически ни античная Греция, ни античный Рим не сталкивались с угрозой узурпации политической власти религиозной элитой.

Заметное изменение устоявшихся взаимоотношений политических и религиозных систем состоялась в период возникновения мировых религий - буддизма, христианства и, в определенной степени, ислама (см. схему 9). По своим основным содержанием эти религиозные течения являются универсальными, поскольку их вероучения основываются не только на многовековых чисто религиозным, но и на политических традициях народов разных регионов мира. Ниже проведен анализ возникновения мировых религиозных течений является наглядным тому подтверждением.

Старейшей среди религиозных течений является буддизм (6 в. н. э.). Это религиозное течение возникла в Древней Индии. Сегодня же основная масса буддистов сосредоточена в странах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. В буддизме отправление культов довольно простое, поскольку они не принимают участия в богослужениях. Культ отправляют монахи, которые читают буддийский канонический текст из религиозно-философского сборника Древней Индии - из Сутры. Буддизм имеет две ветви: хинаяна и махаяна. Хінаяністи чтят Будду не как божество, а как человека - великого учителя. Махаяністи, наоборот, считают Будду своим Богом. Одним из самых влиятельных ответвлений махаяністів является ламаизм, возникший в Тибете в 12-14 вв., а затем распространился среди монголов, бурят и калмыков. Надеюсь социально-политической чертой ламаистам является беспрекословное подчинение духовной и светской власти. Такое подчинение предусмотрено самим учением буддизма, поскольку исходит из того, что любые связи, в том числе и социальные - это зло. Конечно, есть немало верующих, которые принимают активное участие в общественно-политической жизни.

А христианская вера связывается с именем Бога-человека - Иисуса Христа (i в. н. э.). По своей численности сегодня христианство является крупнейшей мировой религией, она имеет своих последователей во многих странах мира.

Мировоззренческие основы христианства определено в главной книге - Библии. Эта книга состоит из двух частей: Старого и Нового заветов. Иудейская религия признает только ветхий завет, а христианская считает все из 77 книг Библии священными, поэтому все верующие должны соблюдать их содержания. Христианская вера основывается на положении, что Библия является главной книгой, книгой книг, в которой каждый человек может найти ответы на многие (а то и на все!) вопросов, что ее волнуют.

Социально-этические основы христианства способствовало его превращению в мировую религию, а церкви, что презентовали это учение, проявили незаурядную способность приспосабливаться к различным социально-политических систем. Так, в 4 в. христианство было государственной религией Римской империи, в средние века христианская церковь освящала феодальный строй, в 19 в. приспособилась к условиям капитализма и поддержала буржуазию, а в каш время пытается (и не без успеха!) модернизировать свои догматы согласно изменениям, которые произошли в мире. И это в условиях раскола христианства на несколько течений, крупнейшими среди которых являются католицизм, православие и протестантизм. Основой появления каждого из этих течений были не религиозные различия между ветвями христианства, а политические мотивы, связанные, прежде всего, с желанием отдельных духовных пастырей иметь высшую церковную должность, а следовательно, и соответствующую власть. Это является еще одним свидетельством того, что ни православная, ни католическая, ни протестантская церкви никогда не были и объективно не могут быть вне политики.

Появление исламской веры связывается с именем Мухаммеда (6 в. н. э.), которого было провозглашено величайшим пророком, посланником Аллаха. Сегодня ислам распространен в странах Ближнего Востока и в африканских странах и играет политическую роль в их общественно-политической жизни. Главной священной книге мусульман Коран. Мусульманское учение защищает частную собственность, имущественное и социальное неравенство, рабство, унижение женщины и т.д. Жизнь мусульман регулируется законами шариата.

Исламскую веру разделен на две главные течения: сунізм и шиизм. Если сунізм может допускать свободное толкование Корана, то шиизм будь-яку произвольность в этом плане категорически запрещает.

История возникновения всех мировых религий свидетельствует, что, несмотря на нередко очень жесткую внутреннюю борьбу внутри каждой из этих религий, конфликты между церковной и светской властями не приводили к длительным недоразумений, наоборот, каждая из них использовала другую в своих интересах.

Светская власть нередко использовала религиозные лозунги, под которыми осуществлялись значительные социально-политические сдвиги и даже национально-освободительные революции, завоевательные войны и политические перевороты. В свою очередь религиозные деятели нередко не без помощи светских правителей становились общепризнанными народными вождями, реформаторами, державотворцями и политиками. Все это создавало предпосылки для налаживания внутри стран тесных политических взаимосвязей светских и религиозных систем с приоритетом первых. Но история христианства зафиксировала случай, когда религия пыталась утвердить свое первенство. Это было в эпоху Средневековья, когда, с одной стороны, наблюдался сильный влияние религиозно-церковной организации власти в обществе, а с другой - происходили распад Римской империи и становление национально-территориальных государств.

Пипин, который стал в 751 г. королем франков, при восхождении на трон для обоснования своей власти принял так называемый церковный помазания. Этот шаг на длительный период (до 16 в.) изменил взаимоотношения между христианством и государством, во главе которой теперь стоял "помазанник Божий". Принимая благословение на власть и поддержку из рук церкви, опираясь на духовную легитимацию, монарх отказался от принципа первенства светской власти. Это событие, хоть и имела огромное значение, была все-таки особым случаем, а не общим правилом.

И в настоящее время остается актуальной проблема взаимоотношений политики и религии, в частности, при определении места и роли религии в политической системе общества (см. схему 10).

Релігізація политики

Политизация религии

• учет в политике состояния религиозности в обществе и отношение к религии разных слоев населения

• использование религиозного фактора для достижения политических целей

• использование церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучения

• осознание роли верующих и их организаций в решении социально-экономических задач

• демократическое общения государственных и партийных лидеров с церковью

• создание возможностей для религиозного воспитания в учебных и воспитательных заведениях

• участие в политической деятельности служителей культа, религиозных организаций

• функционирование политических партий и движений на религиозной основе

• участие церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов

Схема 10. Диалектика взаимодействия политики и религии. Основные тенденции

В различных политических системах религия и ее организационные институты играют неодинаковую роль. В некоторых странах религия выступает как самостоятельный субъект не только духовного, но и политической жизни. Характерный пример этого предоставляет католическая церковь. В столице Италии Риме есть небольшой город-государство Ватикан, которая не только имеет свое самостоятельное политическое управление, но и является мировым центром католицизма. Вся полнота власти в этом государстве и церкви сосредоточена в руках папы римского, который почитается католиками как наместник Христа на земле и преемник апостола Петра. Католическая церковь традиционно претендует на особый статус в политических системах стран, где живут верующие-католики. В средние века служители католической церкви раздавали короны и боролись за власть как духовным, так и светским мечом; в 19 в. организовывали крестовые походы против либерализма и социализма, а в 20 в. - против коммунизма. С этой целью они инициировали создание христианских политических партий и общественных организаций. Католицизм поддерживает программные установки консервативных партий, а в Германии руководствуется наставлением К. Аденауэра - делать политику посредством религии.

В современных условиях католицизм предложил новую модель развития взаимоотношений с политической системой. В основу этой модели положен тезис о необходимости преодолеть "политический клерикализм", то есть добиться деполитизации церковной жизни.

Реализация этого сверхзадача предусматривает:

- тщательное соблюдение положения об отделении церковной власти от политической, вообще от социальной общественной системы;

- отказ от любых государственных привилегий и использования в собственных целях государственной власти;

- широкое использование принципов плюрализма;

- признание права на альтернативу при решении основных политических и социально-экономических проблем.

В большинстве стран сегодня церковь и религия тесно взаимодействуют с органами государственной власти, а иногда они являются составляющими политической системы общества. Такой статус ставит их в ранг государственных религий. Пример такой подает английская церковь. В Исландии, Дании, Швеции и Норвегии государственный статус имеет евангелистская лютеранская церковь.

В мусульманских странах государственный статус имеет ислам. В таких государствах другие конфессии и религиозные группы не пользуются государственной поддержкой.

Политическая история знает немало таких стран, в которых религия и церковь конституционно отделены от государства, однако тесно взаимодействуют между собой, в том числе и в сфере политики. Такие религии, а соответственно и церкви, имеют статус общественных организаций и действуют в соответствии с определенными им границ. Так называемые общественные религии создаются преимущественно в государствах, которые предоставляют гражданам право на свободу выбора той или иной веры при одновременной защите права неверующих граждан. Такие религии обычно играют важную роль в политической жизни своих государств, активно включаются в избирательный процесс, в политическое структурирование общества, открыто выражают свое отношение к правительству и тем самым влияют на политическое поведение человека.

Подобные взаимоотношения религиозных и политических структур характерные для таких государств, как США, Германия, Франция, Украина и др.

Специфическими являются взаимоотношения религии и церкви, с одной стороны, и политической системы - с другой, в государствах с теократичними и тоталитарными режимами.

Согласно теократической моделью светская власть или объединяется с религиозной, или же даже устраняется от управления государством, а тоталитарная модель, напротив, предполагает не только отстранение религиозной власти от управления государственными делами, но и свое вмешательство в деятельность церкви. Характерной особенностью этих моделей является радикализм.

Самый яркий пример теократического модели зафиксировано в Иране во времена правления аятоллы Хомейни, который разработал концепцию "велайте факира" (власти факира), которая обосновывает необходимость ликвидации светской власти в государстве с целью предоставить обществу действительно исламского характера путем создания своего рода мусульманской общины - государства. Расположение политических режимов многих мусульманских стран к исламу - не внешний атрибут, а часть социальной психологии, средство политической мобилизации масс, обоснование господствующей ныне в этих странах политической модели.

А классический пример тоталитарной модели зафиксировано в период существования советской политической системы. Согласно этой модели церковь по сути перестает существовать как самостоятельная величина. И это при условиях, когда официально было задекларировано отделения церкви от государства.

Состояние развития политических систем в современных обществах в основном не нуждается в своей легитимации со стороны религии и церкви, однако в ряде стран такая форма легитимации (в виде определенного ритуала или традиции) все же пока что сохраняется. В этом в конечном счете заинтересованы обе стороны. Религиозные конфессии заинтересованы в данной церемонии, поскольку они предоставляют возможность расширить свое влияние на политическую жизнь в стране. Церковные служители всех конфессий хорошо понимают, что участие в подобных церемоніалах любого уровня углубляет их влияние на общественные отношения, укрепляет их контакты с государственной властью. В свою очередь, поддержанные религиозной властью государственные правители получают свои "дивиденды", поскольку такая поддержка их означает не просто духовное благословение, но и всяческую поддержку со стороны такого важного института, каким является сегодня церковь. Нередко церковь, предоставляя такую поддержку, использует чисто политические средства, она может наказывать или осуждать неугодные ей режимы, а другим проявлять свои симпатии и оказывать всяческую помощь.

Конечно же, в основе взаимопомощи государственной и церковной властей возложены определенные, и прежде всего политические, интересы. Поскольку эти интересы постоянно пересекаются, то такая взаимная поддержка и взаимодействие является очевидной. Поэтому установление конструктивного сотрудничества между религиозной и государственной властью является одной из важлизих предпосылок укрепления государственности и сохранения межконфессионального мира и межнационального согласия в любой многонациональной по составу своего населения стране. Выяснение диалектики отношений государства и церкви крайне необходимо, поскольку оно дает возможность лучше понять те политико-религиозные процессы, происходящие сегодня в Украине, - релігізацію политиков и политизацию священнослужителей церквей.

Сегодня религия превратилась из объединительной силы общества на одну из сфер его жизни. Религия существует наряду с политикой, наукой и искусством. Она привлекается к политической жизни больше как мотивация поведения индивидов и групп людей, которые являются верующими, или религиозных организаций. Тень религиозного всегда накинутая на политический организм власти. Нельзя забывать, что человеческое сознание базируется на большом разнообразии опыта, включая и религиозный опыт. В этом контексте объективно религия выступает как субъект политики, как одна из форм организации людей, наряду с национальными, классовыми, местными объединениями, каждое из которых способно ускорить или затормозить процесс развития общества. Глубже познать деятельность религиозных организаций как субъектов политики можно путем определения функций и раскрытия их содержания.

В комплексе таких функций выделим наиболее значительных - мировоззренческую, компенсаторной, коммуникативную, регулятивную, інтегративно-дезінтегративну и легитимно-делегітимну (схема 11). Сами названия функций указывают на определенное взаимодействие, взаимопроникновение религиозного и политического.

Политика

Религия

Политико-идеологическая

Нормативно-регулятивная

Познавательно-прогностическая

Интегративная

Воспитательная

Коммуникативная

Религиозно-мировоззренческий

Морально-регулятивная

Компенсаторная

Интегративная

Воспитательная

Коммуникативная

Схема 11. Функции политики и религии

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней соответствующих взглядов на человека, общество и природу. Религиозное мировоззрение вмещает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных процессов в частности), мироощущение (эмоциональное принятие и отрицание) и мировосприятия (оценка). Религия реализует мировоззренческую функцию, благодаря тому, что наделяет смыслом наличное бытие человека, предоставляя тем самым том, кто верует, возможность вырваться, хотя бы в воображении, за пределы скучной реальности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, на избавление от страданий, несчастье, одиночества и морального падения.

Компенсаторная функция религии заполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания и объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается вольностью духа", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страданиях; церковная благотворительность, милосердие, забота, перераспределение доходов смягчает несчастье обездоленных; разрозненность и изоляция компенсируется "братством во Христе" в общине.

Коммуникативная функция религии осуществляется через общение людей как в нерелігійній, так и в религиозной деятельности, охватывая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятие человека человеком. Можно назвать два уровне общения. Один из них - уровень общения верующих между собой. Такое общение объединяет людей одной веры в моральную сообщество. Второй уровень - общение верующих со "священным" (Богом, ангелами, святыми, душами умерших и т. п.), которое выступает как посредник общения между людьми посредством священных обрядов и ритуалов. Социальная жизнь по своей природе - коллективное. Связь, которая объединяет членов группы с "Высшей силой", который воплощается в ритуальной деятельности, в общих обрядах, сопровождающих рождение, брак, смерть и другие моменты человеческой жизни, - все это закрепляет чувство групповой солидарности.

Регулятивная функция религии заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, суждений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и действием индивидов, групп, общин. Большое значение здесь имеет система норм в виде религиозного права и морали, образцов и примеров для подражания, заинтересованность и наказание как в реальном, так и в загробной жизни. Особо следует отметить эту функцию как действенную силу в отношении семьи. Связь семьи и религии берет свое начало в древнем периоде истории института семьи. И сегодня религия остается регулятором и легітиматором семейных отношений

Особое место в понимании связи религии, общества и политики занимает інтегративно-дезіитегратшна функция религии. В одном смысле она объединяет индивидов, группы и институты, а в другом - разъединяет их. В первом случае нужно исходить из того, что прочную общественную интеграцию и стабильность можно обеспечить только с помощью духовно-культурных факторов - системы идей, ценностей и значение символов. Религия в этом плане и является универсальным фактором, без действия которого общество как определенное духовно-культурное целое функционировать не может. Интеграция способствует устойчивости, сохранению стабильности лица, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. В более узком значении интегративная функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее общее вероисповедания. Но если в религиозном сознании и поведении человека оказывается несогласованность тенденций, если в социальных группах и обществе существуют различные конфессии, которые взаємопротистоять, а тем более, если это проявляется внутри одной конфессии, как это мы видим в Украине в православии, то здесь религия становится фактором дезінтегративним, выполняет дезінтегративну функцию.

Легитимно-делегітимна функция означает узаконивание некоторых общественных порядков, государственных, политических, правовых и других институтов и отношений, норм и образцов как надлежащих или, наоборот, утверждение неправомерности каких из них.

Ни одна политическая система не может существовать, если не обеспечена легітимована действие, если ее деятельностью можно произвольно варьировать. Необходимо следовать определенным узаконенных образцов поведения. При этом речь идет не просто о нормативный порядок в обществе (это - функция правовой системы), а о легитимации, то есть обоснование и узаконить существование самого нормативного порядка. Речь идет не о соблюдении некоего закона, а про отношение к закону в принципе, то есть о том, существует ли и нужно ли принимать во внимание некое определение в виде закона, который ограничивает человека. Другими словами - все ли возможно и разрешено все?



Назад