Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Религиозно-клерикальні доктрины современности


Наряду с такими общественно-политическими доктринами, как консерватизм, либерализм, социал-демократизм, марксизм и национализм, существует и клерикализм (от лат. clericalis - церковный).

В разные исторические периоды, в зависимости от места и роли, которые определяли положение религии и церкви в обществе, клерикализм представал в разных формах - от участия духовенства в осуществлении государственной власти в коалиции с другими политическими силами до претензий на доминирующую роль религии, церкви и клира в государстве. Что касается последнего, клерикализм выступает в своей теократической форме, присущей преимущественно рабовладельческим и феодальным обществам.

В современном понимании клерикализм как общественная течение сложился в 19 в. Его появление связано с Великой французской революцией, которая нанесла ощутимый удар по экономической мощи католической церкви и по ее влияния на общество. Долгое время церковь открыто препятствовала этому, однако в конце концов вынуждена была смириться со своим новым статусом и начать сотрудничество со светской властью. Идеологические основы такого сотрудничества был определен в энциклике папы римского Льва XIII "Об новые вещи" (1891).

В этом документе определяется модель социального устройства государства, которая должна основываться на идеалах христианской демократии. Последняя предусматривает сотрудничество между классами и народами; ликвидации противоречий между трудом и капиталом и др. В энциклике папы церковь представлена как защитник интересов всех людей - как богатых, так и бедных, неравенство признается как естественный закон, а потому надо с ней смириться и прекратить любую взаимную борьбу.

В 1991, p. то есть через 100 лет после выхода энциклики Льва XIII, папа Иоанн Павел II выпустил новую юбилейную энциклику "Сотый год", в которой провозгласил дальнейшее развитие доктринальных подходов Ватикана, дополнив их необходимостью более активного участия католической церкви в защите прав и свобод человека, в укреплении и углублении христианской демократии. В энциклике модернизируется отношение церкви к общечеловеческих проблем, в частности, определяется необходимость укреплять солидарность между всеми народами, между верующими и атеистами во имя сохранения мира на Земле, осуждаются войны, использования оружия массового уничтожения. Энциклика предоставляет католической церкви большие права при установлении контактов с другими религиями и вероисповеданиями. Итак, хотя католическая церковь продолжает признавать истинно христианским только свое учение, она может устанавливать действенное сотрудничество с другими христианскими вероисповеданиями и религиями. Сегодня, как и в прошлом, остается справедливым утверждение, согласно которому папские энциклики является не только идеологическими документами Ватикана, но и основным идеологическим источником христианской демократии - одной из самых влиятельных политических течений современности. Именно на основе христианской демократии преимущественно формируются политические партии клерикального толка.

Процесс клерикализации общественной жизни - явление не сугубо христианское. Клерикалізуються и представители других верований. Особенно активно клерикалізуються отдельные последователи ислама, которые живут в 52 странах мира. В некоторых странах Азии и Африки исламская вера провозглашена идеологической основой функционирования государств. И это несмотря на то, что колена из этих стран имеет свою политическую ориентацию: Саудовская Аравия - абсолютистсько-теократическое, Иордания, Марокко, Малайзия - конституционную монархию, Ливия, Пакистан - республиканскую форму правления и др. Невиданных ранее масштабов политизация религиозной жизни среди мусульман набрала после победы "исламской революции" в Иране. В странах мусульманского Востока стали массово отмечать религиозные праздники, посещать святые места, активизировали свою деятельность исламские политические партии и движения, которые выступают за возвращение к "исламских ценностей" в политике, экономике и культуре. Духовные и политические лидеры широко используют ислам для влияния на верующих. "Обновленный" исламский социальный порядок пропагандируется как "третий" путь развития. За этим порядком предусматривается предоставить государству роль удерживающей силы, прочного барьера на пути проникновения западного и восточного воздействий идей и культур, с которыми мусульманские народы связывают свои беды, рост нищеты и бесправия.

Несомненно, что при определении социально-политических проблем каждая религия исходит из своих религиозных догматов, следовательно, каждая из них имеет свои особенности и по-своему расставляет акценты при решении их. Однако это не исключает наличия общих, характерных для всех религий признаков. Практически все конфессии доказывают примат религиозного над мирским, отстраняются от участия в политике. На этом, в частности, отмечается во многих энцикликах папы римского. Подобное утверждают и православные теологи, руководствуясь тем, что разрабатывать социально-политические программы не входит в обязанности церкви и даже противоречит евангелиям. Ислам также исходит из того, что земные порядки являются вечными и неизменными, поэтому нецелесообразно вмешиваться в политику. А реальная действительность опровергает такого рода религиозные постулаты. И в этой связи актуальным остается утверждение выдающегося немецкого философа-писателя Т. Манна, который считал, что религия и политика, хоть и вещи совершенно разные, однако между собой тесно связаны, не видеть этого " ... значит не видеть единства мира".

Общей чертой для всех современных конфессий является и то, что все они пытаются дополнить свои религиозные доктрины согласно существующим реалиям общественной жизни. По этому поводу папа Иоанн Павел II отметил, что рост потребностей нашей эпохи и эволюция общества поставили перед римо-католической церковью "опасные вопросы, решение которых надо найти в мировом масштабе, на всех уровнях: социальном, политическом, идеологическом и религиозной.

На II Ватиканском соборе (1962-1965) папа римский определил новую политику католической церкви - . "аджорнаменте". Эта политика предусматривает обновление имеющихся в католицизме социально-политических доктринальных подходов при решении актуальных проблем общественной жизни.

Современный католицизм критикует капиталистическую систему хозяйствования за нерешенности проблем, связанных с качеством жизни людей, за злоупотребления и эгоизм владельцев средств производства и др. Положительно оценивая роль предпринимательства, рынка и частной собственности, новая социально-политическая доктрина католицизма одновременно выступает за возможность и легальность существования различных форм собственности". Политически важным пунктом социальной доктрины "аджорнаменте" есть идея ассоциации труда и капитала, обеспечение широкого участия работников в осуществлении руководства предприятиями. Признавая социальные конфликты неизбежны, современный католицизм одновременно осуждает их, равно как и формы борьбы, которые исключают разумный компромисс. Наиболее приемлемой формой прогрессивных преобразований в обществе современные католики считают реформы. Политика "аджорнаменте" предлагает новые подходы к определению места и роли человека в общественном прогрессе, до определения общечеловеческих ценностей и т.п. В частности, конкретизируются подходы относительно определения понятий "война" и "мир". При наличии оружия массового уничтожения "справедливой войны" как средства разрешения споров между государствами вообще не может быть, потому такая война недопустима, а настоящий мир не может быть результатом военной победы. "Планетаризація" современного мира требует углубления международной солидарности и сотрудничества в решении глобальных проблем человечества.

Перспективным представляется положения программы политики "аджорнаменте", которое предусматривает дальнейшую модернизацию деятельности низовых католических общин на идеалах первоначального христианства. О серьезности намерений идеологов католицизма реализовать поставленную цель говорит концепция, которая получила название "теология освобождения", которую они разрабатывают. Большого распространения эта концепция приобрела в Латинской Америке. В соответствии с концепцией "теологии освобождения" все настоящие христиане должны вести борьбу с социальным злом и несправедливостью, с неоколоніалізмом и империализмом. Причем эту борьбу надо вести на трех уровнях: социально-политическом, историко-антропологическому и религиозной, или сакральном.

Анализ социально-политических доктринальных подходов католицизма показывает, что все нововведения католической церкви призваны укрепить ее позиции в христианстве, чтобы иметь больше своих сторонников во всех регионах мира.

Поскольку православная и протестантская ветви христианства не имеют единых центров, которые бы разрабатывали социально-политические доктрины, то провести системный анализ их, определить уровень их влияния на политические процессы обществ не представляется возможным. Обе эти ветви христианства и церкви, которые их представляют, широко включены в политические процессы в соответствии с "местных" доктринальных социально-политических подходов. А общей характерной чертой социально-политических доктринальных подходов как для православия, так и для протестантизма является ориентация обоих этих ветвей христианства на общечеловеческие ценности при решении внутренних и международных проблем общественного развития.

В основе социально-политической доктрины ислама положена идея неизменности и вечности земных порядков. При этом каждая из ветвей ислама толкует эту идею по-своему. Так, традиционалисты, или ортодоксы, активно защищают неизменность исламских идей; модернисты, или реформаторы, наоборот, пытаются приспособить мусульманские догматы к потребностям современного развития. А фундаменталисты отмечают на особом значении для мусульманского мира идей раннего ислама.

Определяющей чертой ислама все еще остается консерватизм. Однако в последнее время в мусульманских странах активизировался модернистский социально-политическое направление. В его основе лежит политический ислам, то есть не просто религию, а концепцию ислама как политического^ идеологической и даже экономической основы общественного устройства. Речь идет об адаптации ислама в современных политических процессов активное использование исламом воинственного настроения в политической борьбе. В частности, утверждается, что активизации ислама при закреплении его позиций как религии во всех сферах общественной жизни надо осуществлять не путем войн, нападений и завоеваний, а изысканными средствами, под флагом "исключительной верности исламу как религии, точно и полно отражает чаяния людей и может спасти их от нищеты и угнетения и принести им счастье.

Модернисты исходят из того, что кризис, охвативший большинство современных стран, можно преодолеть, ориентируясь на социализм. Концепция "исламского социализма" и призвана дать ему теоретическое обоснование, предложить шире использовать различные формы собственности, проводить национализацию в ряде отраслей экономики, аграрную и налоговую реформы в интересах беднейших слоев населения и др.

Представители этого направления пытаются согласовать мусульманское вероучение с достижениями современной науки. Например, утверждается, что Коран содержит указание на нынешнюю научно-техническую революцию и др.

Особое место в общественно-политической доктрине ислама занимает исламский фундаментализм. Преувеличивая значение сравнительных принципов в жизни мусульман времен пророка Мухаммеда, сторонники этого направления видят в ранних сообществах идеальное объединения верующих на началах равенства и справедливости.

Исламские фундаменталисты отрицают и капитализм, и социализм как пути социально-политического развития мусульманских стран. Они предлагают свою альтернативу, "третий путь", согласно которому будет установлено исламский социальный порядок, который станет моральной крепостью против коррупции и несправедливости. Ливийский лидер Муаммар Каддафи называет эту концепцию "третьей мировой теории". Согласно этой теории передовые принципы, предлагаемые в ней, издавна существовали в арабском мире и были неотъемлемой частью положений раннего ислама, социальными и этическими нормами, которыми руководствовалось в своей жизни арабское общество еще в период его племенной организации.

Реальное теоретическое и практическое воплощение идея исламского фундаментализма получила в деятельности аятоллы Хомейни во время иранской революции 1978, p. результатом которой стало создание в Иране исламской государства, которая базировалась не на законах, которые выработало общество, а на "божественных законах", зафиксированных в Коране и шариате.

Модернизируется и внешнеполитическая доктрина ислама. Возрождается концепция "панісламізму", которая предусматривает создание единой мусульманской нации. В этой концепции надкласовість, наднаціональність мусульманского единства, всемирной общности правоверных выступает ее центральной идеей.

Поскольку мусульмане, по мнению идеологов панісламізму, единые в своей вере, политике, правах и обязанностях, то это непременно приведет их к мировой формы правления. Поэтому уже сегодня они рекомендуют всем мусульманским странам выйти из ООН и создать "Мусульманские Объединенные Нации", "Общий рынок", "вооруженные силы" и др.

Особенностью социально-политической доктрины буддизма является, с одной стороны, сохранение чистоты буддийской религии, очистка от светского, а с другой стороны, - модернизация, призыв к духовенства и верующих привлекаться к общественной жизни, формировать "третий путь развития общества", отличный от капиталистического и социалистического, который через совершенствование человека приведет к социально справедливого общества, к "национального социализма".

Во внешнеполитической части доктрины буддизма определяются три основные подходы к проблеме войны и мира. Один из них - моральный - исходит из того, что только нравственный образ жизни может спасти человечество от гибели. Поэтому главная задача - нравственное совершенствование природы человека. Другой подход - кармический, который обосновывается ссылкой на действие кармы, "закона зависимого существования". Согласно закону жизни человека, наций и государств определяет социальная карма, которую можно улучшить, помогая буддийской общине. Общества, которые будут иметь благоприятную карму, выживут даже в случае термоядерной войны, а страны, которые производят оружие массового уничтожения, формируют плохую карму, что приведет их к взаимному уничтожению.

Третий, социально-политический подход ставит своей задачей обеспечить сотрудничество буддистов всего мира для укрепления мира. Отсюда вытекают и другие задачи: защита и поддержка национальной независимости и противостояние імперіалізмові и неоколоніалізмові, агрессивным военным блокам, содействия всеобщему и полному разоружению, сотрудничество с другими миролюбивыми движениями религиозных и нерелигиозных организаций, которые имеют схожие цели.

Ретроспективный анализ религиозных социально-политических доктрин современности показывает, что каждая из них пытается предложить якнайпривабливішу идейно-политическую концепцию с тем, чтобы произвести на людей якнайсильніший влияние и привлечь к себе как можно больше сторонников. Через это разные религиозно-политические течения неизбежно соревнуются между собой, надеясь оттолкнуть друг друга на обочину общественной жизни. Поэтому взаимоотношения различных религиозных социально-политических течений невозможно свести только к борьбе, поскольку в процессе ведения ее возникает немало проблем, требующих совместных усилий на пути к их решению. Взаимодействуя между собой, каждая из религиозных общественно-политических течений взаємозбагачується, налаживается диалог между религиями.

В последнее время большое распространение получил екуменістичний движение, которое объединяет христианские церкви. Организационно это движение представляет Всемирный Совет церквей (ВСЦ). Екуменістичний движение стремится к преодолению разногласий в трактовке вероучения ветвями христианства, хотя и не ставит задачу создать единую церковь. ВСЦ разрабатывает программы борьбы с голодом, нищетой, несправедливостью и расизмом, защиты окружающей среды и т.д.

Одной из главных задач религиозных социально-политических доктрин современности является приспособление своих вероучений до тех изменений, которые происходят в мире с учетом специфики социально-экономического, политического и духовного развития своих стран.



Назад