Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Особенности межконфессиональных отношений в Украине


Украина - многоконфессиональное государство. Главным ее віровизначенням есть христианство - одна из самых распространенных религиозных течений современного мира. По церковным данным, до христианства принадлежит около 1 млрд, из них около 580 млн - католики, 344 млн - протестанты и 74 млн - православные. Ислам вера-исповедуют 592 млн, буддизм - 256 млн. Остальные человечества исповедует другие религии.

История христианства свидетельствует, что с самого начала своего зарождения внутри этого направления віровизначення человечества почти никогда не было единства. Уже в 4 в. наметились грани раскола западного и восточного христианства, окончательное завершение которого произошло в 1054 году. Это стало началом развития двух самостоятельных ветвей христианства - православия и католицизма.

Несомненно, крещение Владимиром в 988 г. жителей Киевской Руси усилило восточную православную ветвь христианства, одновременно с этим углубился межконфессиональный разделение внутри христианства. Правда, христианство как религиозное течение на украинских землях начала внедряться с 1 ст. новой эры, когда св. апостол Андрей Первозванный - один из 12 апостолов Иисуса Христа поставил крест на том месте, где сейчас стоит церковь Св. Андрея в Киеве. Однако неоспоримым сегодня остается и тот факт, что именно в княжение Владимира был крещен Русь и введено православия. Известно и то, что с самого начала высшая церковная власть находилась в Киеве, определенное время - в Переяславе и до 1686 г. была прямо подчиняется Константинопольскому патриархату, потом, по сути силой, Киевскую метрополию было интегрировано в

систему Русской православной церкви под власть Московского патриархата, а следовательно, были лишены автокефалии. Заметим, что признание каноничности Московской патриархии не было беспроблемным. Формально неканоническая Московская патриархия функционировала с 1442 года, а каноничность получила лишь в 1589 году. Именно в это время Вселенская Константинопольская Патриархия переживала материальные затруднения, а получение помощи от Московской патриархии напрямую связывалось с признанием ее каноничности.

Исторические источники свидетельствуют, что и после получения каноничности Московской патриархией Киевская патриархия сохраняла свою автокефалию вплоть до 1686 года, несмотря на значительное ослабление ее влияния после "воссоединения" Украины и России в 1654 году.

Заметим, что в ликвидации Киевской автокефалии было использовано и средства, далекие от христианской морали. В частности, известно, что Цареградский патриарх Дионисий, когда прибыл в Москву по очередную материальную помощь, под угрозой смерти вынужден был посвятить Московского патриарха и дал согласие на ликвидацию Киевской патриархии. Как вознаграждение за свой поступок он получил 120 соболиных шкурок и 200 червонцев. Сегодня есть подтверждение того, что Дионисий пошел на этот шаг не без ведома тогдашних государственных правителей, в частности, великого визиря Константинопольского, которому на тот момент были невыгодны любые политические осложнения в отношениях

С царской властью Москвы. При таких условиях Дионисий и продал Киевскую патриархию вопреки всем церковным канонам, но не вопреки законам "большой" политики. Это событие ярко иллюстрирует "добровольное" вхождение Киевской патриархии в состав Московской.

На этом важно обратить внимание тому, что и сегодня промосковские политики и религиозные деятели ссылаются на "добровольность" отказа Киевской патриархии от автокефалии.

В целом в своем развитии украинская автокефалия прошла 4 этапа:

  • 10-17 вв. - зарождение основ украинского православия и оформление самостоятельной Киевской метрополии;
  • со второй половины 80-х годов 17 в. до октябрьского переворота 1917 г. лишения автокефалии Киевского патриархата, инерционное существование остатков украинского автокефального православия;
  • с 1917 до 1991 г. - период тотального уничтожения украинской автокефалии с использованием хитро переплетенной большевистской политики "маскировка под толерантность" (Г. Конквест);
  • со времени провозглашения государственной независимости Украины (1991 г.) начался этап возрождения украинской православной автокефалии.

Межконфессиональные споры, которые продолжаются уже в условиях независимости, наглядно свидетельствуют деструктивность "воссоединения" Украины и России, трагизм многовековой зависимости украинской церкви от Московского патриархата, деятельность которого была и остается сейчас тесно сплетенной с государственной политикой сначала московских царей, а затем - и большевистских вождей, под руководством которых уничтожалась украинская церковь, ее автокефалия.

Известно, что в советские времена против Украинской Православной церкви использовались найруйнівніші средства борьбы: от организации "Союза воинствующих безбожников" (1925), p. массового сожжения предметов религиозного культа; икон, книг, как это имело место во время Рождественских праздников 1930, p. и тотального разрушения храмов в 30-х годах к ликвидации Украинских Автокефальной Православной (1930) и Греко-католической (1946 г.) церквей и массовых репрессий против священнослужителей. Только в самом начале таких репрессий в 1920 году в лагерях было уничтожено 32 епископы и десятки тысяч верующих Украинской Православной церкви. Возглавляла процесс разрушения церквей руководящая и направляющая сила тогдашнего общества - КПСС, которая немало сделала, чтобы вытравить из сознания людей религиозную идеологию и на ее место поставить большевистскую. Это была не просто борьба церковной и коммунистической идеологий, это была большая политика. И хотя окончательной победы над религиозной идеологией коммунистическая идеология в советские времена не получила, все же она и теперь, в условиях государственной независимости Украины оказывает негативное влияние как на религиозную ситуацию в Украине, так и на углубление межконфессиональных противоречий, основу которых составляют не канонические, а политические вопросы. Антиукраинская политика прежних московских правителей привела к углублению межконфессионального разделения, обострила межцерковные противоречия, которые иногда перерастают в конфликты.

Следует иметь в виду, что межрелигиозные конфликты, религиозная рознь и нетерпимость - не исключительно украинское явление. Боги древних греков постоянно враждовали между собой. Уже в этом Макс Вебер видел "несовместимость ценностей". Он говорил: "Выбирая одну из мировоззренческих позиций или исповедуя одного Бога, вы оскорбляете всех других Богов".

Типичным примером такого конфліктування может служить многовековая вражда между иудейской и христианской религий или отношения между иудаизмом и исламом. Особую остроту в такие разграничения привносит обвинения каждой из сторон в "відступності" от истины. Именно такую "відступність" положен в основу внутрішньохристиянського конфликта (между католиками, протестантами и православными), внутрішньоісламського - между суннитами и шиитами. Причиной этих и подобных конфликтов выступает тот факт, что та или иная религиозная группа свою истину считает самодостаточной, а следовательно, и нормативной, то есть такой, которая придерживается определенных ценностей. Такая группа претендует на абсолютное и универсальное толкование своего вероучения, проявляет высокомерие и нежелание принять право другого на владение своей истиной. Это приводит к конфликтам, которые выливаются в насилие или приобретают латентной формы. В связи с этим возникает немало вопросов, которые напрямую связаны с политикой. В частности, имеет ли право, например, та или иная группа, в том числе церковь, считать свои взгляды обязательными для большей или меньшей части общества, которая эти взгляды не разделяет? Вправе ли она поступать, скажем, давление на законодательство, пытаться влиять на правовые учреждения и содержание системы общественного воспитания и др.?

Ретроспективный анализ появления религиозных конфликтов наглядно показывает: причиной их появления является партикуляризм, то есть претензии религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью. Именно это и вызывает насильственное внедрение каждой религиозной группой своей веры. Партикуляризм всегда нуждается врагов, с которыми можно сопоставить свое собственное поведение как эталон мудрости и благопристойности. Враги нужны руководителям таких групп, чтобы легче было манипулировать своими сторонниками и обосновывать свои действия. Если врагов у такой группы не находится, их приходится создавать, в том числе и внутри группы. Религиозный партикуляризм тесно связан с религиозными групповыми убеждениями, нетерпимостью, фанатизмом. Проявление партикуляризма случается в виде разделения религий на "истинные" и "ложные", "хорошие" и "плохие", "полезные" и "вредные". Бывает, что религиозная вражда проявляется в форме классовых и этнических конфликтов. Вражда в отношении религиозных групп меняется в зависимости от того, в какой степени религиозные противоречия связаны с политическими, экономическими и национальными интересами. В таких случаях последние является лишь символом различий, которые за ними стоят. Именно такой характер имели события в бывшей Югославии, где национально-политические проблемы прикрывались религиозными знаменами. Такова сущность коллективных отношений между протестантами и католиками в Ирландии. Такие конфликты могут приобретать особое обострение.

Конфликты существуют не только между религиозными группировками, но и внутри них. В их основе в основном лежат внутренние процессы - борьба за власть, престиж, привилегии и т.д. В таких конфликтов можно отнести конфликты между клиром (профессиональным церковнослужителем), который хочет монополизировать управление, и мирянами, которые не желают этого; между высшим и низшим духовенством за свой социальный статус; между сторонниками религиозного модернизма и сторонниками консерватизма (такой конфликт может возникнуть как следствие различной политической ориентации верующих одного вероисповедания в церковном руководстве). К этой группе относится и внутрішньоправославний конфликт, который перманентно обостряется в Украине между Украинской Православной церковью Московского патриархата (УПЦ-МП) и Украинской Православной церковью Киевского патриархата (УПЦ-КП).

В целом в Украине сегодня функционируют девять православных церквей. Кроме двух названных выше, украинское православие представляют: Украинская Автокефальная Православная церковь 1 (УАПЦ-1); Украинская Автокефальная Православная церковь 2 (УАПЦ-2); Русская Православная старообрядческая церковь (Белокриницкий согласие); Русская Православная апокалиптическая церковь; Русская православная беспоповское церковь; Российская православная свободная церковь; Российская истинно Православная церковь. Впрочем, среди семи названных выше православных церквей подавляющее большинство мирян поддерживают УАПЦ-1 и УАПЦ-2. Причем разделение автокефальной церкви на 1 и 2, как, впрочем, во многом и разделение УПЦ-МП и УПЦ-КП, для большинства мирян ассоциируется не с религиозными различиями, а с политикой. Каждая из этих трех православных церквей (УПЦ-МП, УПЦ-КП и УАПЦ) претендует на особую роль в становлении Единой Поместной Православной церкви, и через это они находятся во взаимном конфликте, который негативно сказывается на политических задачах создания украинской государственности и на имидже Украины в мире. Кроме того, в Украине действуют еще две самостоятельные христианские Греко - и Римо-католическая церковь (УГКЦ и РКЦ) и более 20 протестантских общин. Вообще состоянию на 01.01. 2001 г. в Украине действует свыше 24 тыс. зарегистрированных и не зарегистрированных религиозных общин и 277 монастырей. Ныне церкви в Украине перешли на качественно новый уровень функционирования. Активно идет процесс формирования их усредненных структур. Уже создано около 200 духовных центров и управлений, более 80 высших и средних духовных заведений (табл. 4).

Таким образом, более чем половину всех религиозных общин Украины создали православные - 12 011. Самой мощной является УПЦ-МП, число общин которой составляет 8951, далее идут УГКЦ (3268); УПЦ-КП (2760); УАПЦ (1013); РКЦ (798).

Из года в год в Украине увеличивается количество общин приверженцев протестантизма. В целом же по состоянию на начало 2001 года в Украине действовало свыше 6 тыс. общин протестантов. Хоть и медленно, все же в Украине распространяются такие восточные культы, как кришнаизм и буддизм. Сегодня действуют соответственно 34 и 29 их общин.

В условиях независимости Украины национальные меньшинства также активно включились в создание национальных религиозных общин. В последнее время создан немецкий, шведский євангелійсько-лютеранскую, Закарпатскую реформаторскую церкви, религиозные общины караимов и крымчаков. Активно утверждается в зоне своего исторического существования ислам, основное внимание которого направлена на возрождение духовности, культуры и традиций народов, которые исповедуют это вероучение.

Религиозные общины нетрадиционных культов, которые действуют в Украине, существенно не меняют общую религиозную ситуацию. Однако влияние неокультов на общественную жизнь измеряется не только количеством этих группировок. Нововведения, что привносит деятельность неорелигий в украинскую ментальность, вызывают в обществе неоднозначную реакцию: от полного отрицания к поддержке нетрадиционных способов мышления. Нередко религиозные практики некоторых нетрадиционных культов нарушают гарантированные Конституцией Украины права человека, ведь их верные добровольно выполняют установки лидеров этих формирований. Климат же для распространения неорелигий в Украине чрезвычайно благоприятный. Это объясняется нынешней общественно-психологической и социокультурной атмосферой; отстраненностью адептов новых религий от традиции, что находится в области ортодоксальных церквей; исключительной активностью иностранных миссий и их финансовыми возможностями, которые значительно превышают те, что ими оперируют традиционные церкви. В целом же, новейшие религии - постоянный феномен религиозной карты мира и, по мнению многих специалистов, представляют собой "чисто антропологический протест против меняющейся действительности". В то же время такие культы со своей всеобъемлющей дисциплиной и контролем над поведением членов являются своеобразной "соблазном тоталитаризма"; эти новейшие религии время предлагают больше, чем действующие социальные институты, и указывают лицу определенные методы самопознания и самореализации.

Таблица 4. Количество действующих религиозных организаций Украины (по состоянию на 01.01.2001 г.)

Конфессии

Зарегистрированных религиозных общин

Незарегистрированных религиозных общин

Количество монастырей

Количество духовных учебных заведений, слушателей очной и заочной формы в них

Количество священнослужителей, из них иностранцев

Количество периодических религиозных изданий

1

2

3

4

5

6

7

Всего по Украине

23 400

1094

277

126

22 626/653

222

Украинская Православная Церковь (Московский патриархат)

8951

96

122

115/199/2029

750/5

64

Украинская Православная Церковь (Киевский патриархат)

2760

21

22

16/1411/388

2182/0

18

Украинская Автокефальная Православная Церковь

1013

2

1

6/214/80

628/0

7

Русская Православная старообрядческая церковь (Белокриницкий согласие)

48

7

2

 

29/0

-

Другие православные церкви

39

13

-

-

37/0

3

Всего по православных церквях

12 811

139

147

 

 

 

Украинская Греко-Католическая Церковь

3268

49

79

12/118/230

1872/52

24

Римо-Католическая Церковь

798

9

50

6/328/155

431/260

11

Всего по католических церквях

4066

58

129

 

 

 

Всеукраинский союз объединений христиан-баптистов

2033

101

-

33/830/3745

265/13

10

Другие баптистские объединения

118

-

-

-

-

-

Всеукраинский Союз Христиан веры Евангельской (пятидесятников)

1066

130

 

11/610/0

1569/17

9

Союз свободных церквей христиан Евангельской веры

98

8

-

2/190/0

131/0

4

Церковь полного Евангелия

278

СО

-

3/593/400

358/6

12

Религиозные общины харизматического направления

152

14

-

2/71/40

269/2

3

Церковь адвентистов 7-го дня

7777

32

-

3/0/772

1010/5

7

Церковь адвентистов 7-го дня реформационного движения

16

23

-

-

44/0

1

Ретроспективный анализ причин разделения христианства на католиков, протестантов и православных, а также и міжправославний разделение свидетельствует, что в их основу были положены не канонические догматы, а политику и борьбу за власть.

Анализ показывает, что догматические различия между католиками и православными не существенные. Одним из таких, в частности, является вопрос о соотношении лиц троицы, или так называемое вопрос о "филиокве" (с лат. "и от сына"). Речь идет о внесении западной церковью дополнение к символу веры: святой дух исходит не только от Бога-отца (как учили восточные теологи), но и "от сына". Эта поправка богословским языком означала не что иное, как то, что "дух" (власть) происходит и от "сына - Иисуса Христа", а практически - от его наместника, что им провозглашено папу римского.

Указанное различие между католиками и православными не является принципиальной и по доброй воле высших религиозных правителей обеих церквей могла бы быть закрытым.

Относительно причин отсутствия единства внутри православия, то между различными православными церквами нет никаких догматических различий. Виной разобщенности, а порой и конфликтов является лишь амбиции отдельных иерархов, которые не хотят уступать власть.

В условиях государственной независимости Украины претерпела существенных изменений как стратегия и тактика основных носителей религиозной политики. В частности, украинские автокефалисты основную свою задачу видят в переходе от инерционного существования украинского православия к его возрождения в полном объеме и создания Единой Поместной Православной церкви.

Сторонники единой канонической пророссийски настроенной церкви пытаются любой ценой удержать украинские приходы под своим влиянием. С этой целью прилагают много усилий для углубления взаимосвязей с отдельными украинскими политиками, поощряют их всевозможными наградами, поддерживают на выборах и т.п.

В свою очередь власти России всеми возможными средствами помогают удерживать украинские приходы под влиянием Московской патриархии как на территории Украины, так и за ЕЕ пределами. В частности, на территории Российской Федерации государственные мужи организуют преследование приходов Киевского патриархата. Например, администрация Ногинского района Московской области своим письмом от 25.12.95 г. в ультимативной форме потребовала передачи собора Богоявления и другого недвижимого имущества УПЦ-КП Ногинской Богоявленской прихода Московской патриархии.

Такие действия российских правителей является вопиющим нарушением ст . 18 всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975).

В то же время, как известно, российские приходы в Украине пользуются всеми правами в соответствии с международными правовыми нормами.

С провозглашением государственной независимости Украины национально сознательные религиозные деятели активизировали работу по преодолению межконфессиональных противоречий и налаживание братских отношений на основе принципов христианской морали. Однако такая работа наталкивается на отчаянное сопротивление некоторых иерархов, от которых, собственно, и зависит православная единство в Украине. Это касается, прежде всего, высшего руководства УПЦ-МП, которое рассматривает Украину как "каноническую территорию РПЦ". Хотя на словах все высшие руководители православных церквей выступают за создание единой Поместной церкви, однако выставляют друг перед другом такие условия, что до настоящего единства дело не доходит.

Диапазон подходов православных иерархов к созданию единой автокефальной церкви в Украине достаточно широк: от полного отрицания ее необходимости с требованиями достижения через промежуточную модель - вступление полноценной автономии с внесением в диптих (вроде Финляндской и Японской церквей); от осознания необходимости присоединения к УПЦ-МП, которая признается Вселенским православием, до категорического отрицания самой возможности получить автокефалию из рук Московского патриархата.

При активном содействии Украинского государства и в связи со вступлением в третье тысячелетие немного активизировались поиски взаимоприемлемых компромиссов и преодоление межконфессиональных противоречий в украинском православии.

Интересы государства и общества требуют объединения всех православных Украины, а потому руководство страной не имеет права быть сторонним наблюдателем их разобщенности. Конечно, речь идет лишь об участии государства в нейтрализации экстремистского, разрушительного влияния, раскола православных церквей на общественные процессы, в противодействии внешним факторам, что инспирируют или гальванізують раскол.

Одной из важных задач государственных органов является оказание помощи в поисках общей платформы по налаживанию сотрудничества в рамках Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций, получения поддержки со стороны национальных поместных церквей процесса становления и канонического оформления в Украине единой Поместной Православной церкви.

Однако, и это понимают и сами иерархи, процесс сближения их позиций, а тем более создание единой Поместной церкви в Украине зависит от доброй воли всех, кто в нем участвует, от их желания идти на компромиссы. Церковный раскол болезненно сказывается не только на религиозно-православной жизни в Украине, и, прежде всего, на создании единой Поместной Православной церкви, но и в политической жизни. И чем дольше политики будут вмешиваться в религиозную жизнь, политизировать его, тем меньше шансов решить внутрішньоправославні проблемы в ближайшей перспективе.

В этом контексте, в частности, нельзя считать конструктивными заявления иерархии УПЦ-МП о нецелесообразности в ближайшее время поднимать вопрос о предоставлении автокефалии УПЦ.

Несомненно, что этот шаг дестабилизирует общественно-религиозную ситуацию в государстве, консервирует зависимость верующих Украины от "иностранных центров", что существенно тормозит процесс объединения православных церквей в одну Поместную Автокефальную церковь.

УПЦ-КП исходит из того, что в Украине должна быть создана автокефалия со статусом государственной церкви. По этому поводу в одном из своих интервью газете "Вечерний Киев" ее патриарх Владимир (Романюк) заметил: "Я - за государственную Церковь. Это необходимо, когда нация строится. Должен быть фундамент, и в Украине ним должно быть православие".

Эту позицию разделяет и нынешний предстоятель УПЦ-КП Филарет (Денисенко), который во время обсуждения Конституции предлагал не закреплять в ней " ... равноправного положения всех конфессий в Украине, привилегии должны быть для национальной, традиционной Церкви, то есть УПЦ-КП".

Усезростаюча политическая активность религии и ее институтов при отсутствии сдерживающих рычагов со стороны государства может привести к серьезным эксцессов, ведь религиозные чувства наделены большим взрывоопасной силой, особенно если эта сила направляется в русло противостояния и конфронтации.

В новых политических условиях, когда происходит борьба за стабилизацию положения в Украине, за гуманизацию и демократизацию всех общественных процессов, важное значение имеет выработка научно обоснованной политики в отношении религиозных организаций, умение использовать в нужном направлении их возможности и влияние на верующих.

Сегодня в мире применяются различные типы государственно-церковных отношений. Так, в советское время церковь была отделена от государства, но государство, как об этом говорилось выше, постоянно вмешивалась во внутренние дела церкви, ограничивала пространство ее канонической деятельности, а сама церковь занимала маргинальное положение в обществе. Модель государственно-церковных отношений в Украине по условиям ее независимости является принципиально отличной, поскольку государство и церковь определяются как равноправные субъекты государственно-церковных отношений, каждый из которых действует в сфере своей компетенции, взаимно поддерживая друг друга. При этом религиозные организации действуют в правовом поле государства, которое не вмешивается в дела церкви.

Государство нормирует и закрепляет свои отношения с религиозными объединениями, прежде всего в Конституции Украины (ст. 35) и Законе Украины "О свободе совести и религиозные организации". В этих документах отражено основное содержание и характер государственно-церковных отношений. В них рассматриваются социально-политические и организационные вопросы взаимодействия государства с религиозными организациями, их хозяйственная, благотворительная и культурно-просветительская деятельность.

Политика государства в отношении религии находит отражение и в других отдельных законодательных и подзаконных актах, регулирующих деятельность церквей в сфере здравоохранения, в семейно-брачных отношениях и т. п.

Основными приоритетами государственной политики в отношении религии и церкви являются:

  • обеспечение конституционного положения об отделении церкви от государства и школы от церкви, равноправия всех официально действующих в Украине религий и права граждан на свободу совести;
  • содействие религиозным организациям в выполнении их уставных задач, участия церквей в служении, что имеет большое социальное значение, поскольку это способствует укреплению моральных устоев общества, развитию милосердницької, благотворительной деятельности и т.п.;
  • преодоление дестабилизирующим воздействиям церкви на общество, блокирование попыток отдельных политических партий, движений и других политических формирований использовать религиозно-институциональные структуры во время избирательных кампаний и т. п.
  • содействие развитию религиозной самобытности коренных народов и национальных меньшинств, их отношений с единоверцами за рубежом.
  • содействие в создании предпосылок для стабилизации религиозной ситуации, а в конечном итоге - и утверждение гражданского мира и согласия в обществе.

Беспристрастный анализ религиозной ситуации в Украине свидетельствует, что при наличии доброй воли церквей и политической воли государственной власти негативные тенденции церковно-религиозных процессов можно преодолеть, и церковь в Украине будет играть присущую ей роль мощной институты гражданского общества.



Назад