Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Стадии политического процесса


В самом политическом процессе можно выделить ряд важных стадий, таких, как: за законностью конституцирования (установление) политической системы, воспроизведение компонентов и признаков политической системы; принятие и выполнение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и направлениями развития политической системы.

В реальной политической жизни все эти стадии взаимообусловлены, взаимосвязаны и составляют единый целостный и динамичный процесс. В то же время выделение в нем отдельных стадий позволяет акцентировать внимание на особенностях действий и задач, которые решают его участники.

Стадию за законностью конституцирования политической системы можно рассматривать как совокупность действий социальных сообществ, направленных на интеграцию интересов отдельных участников вокруг предпочтений и целей, которые дают возможность на определенных этапах развития общества объединить локальные действия в общегосударственную программу функционирования политических институтов. Здесь решаются задачи определения и согласования интересов, формулирование целей и программ деятельности и воплощение их в основные законодательные акты.

За законностью конституцирования политической системы - сложный процесс приведения в порядок общественных связей, разрешение социальных конфликтов и создание условий для стабильного прогнозируемого развития общества, а также проведение мероприятий, направленных на легитимацию политической системы.

На стадии воспроизводства компонентов и признаков политической системы решается задача дальнейшей гармонизации общественных отношений, учета новых условий, интересов и проблем, сохранения выверенных принципов и методов работы политических институтов и совершенствование связей между ними. Содержание и характер политического процесса во многом зависят от действенности и эффективности управленческих структур, от их способности осуществлять контроль за функционированием политических институтов и за развитием политической системы в целом.

Тенденции и закономерности политического процесса состоят в зависимости от типа отношений субъектов политики, от их целей и задач и возможностей реализации в каждый исторический период. Они всегда являются сложными інтегративними образованиями действий социальных сил, направленных на сохранение или на определенные изменения общественных отношений, на перераспределение властных полномочий и, соответственно, на изменение их социального статуса. Эти действия могут иметь характер воспроизведения существующих политических структур, отношений, полномочий и влияния на общественные процессы на определенные изменения их вплоть до кардинальных преобразований политической системы, мировых политических связей.

В этом аспекте международный политический процесс представляется как баланс возможностей для принятия адекватных решений на вызов времени, на потребность решить актуальные общественные проблемы. Это чрезвычайно сложная задача. Дж. Сорос подчеркивал: "Политика определяется хладнокровным подсчету личных интересов. Поскольку разнообразные эгоистические интересы - национальные, институциональные, личные - противоречат друг другу, то искусство политики состоит в том, чтобы примирить их".

Разнообразие и противоречивость интересов участников политического процесса обусловливают его сложную структуру, подвижность стадий и направлений проявления, непоследовательность развития в кризисных ситуациях. В политическом процессе под влиянием разнообразия факторов своеобразно проявляются периоды социальных конфликтов и политической стабильности, политических кризисов, потрясений и даже социальных революций. Все эти проявления политической активности граждан характеризуют уровень развития общественных отношений, возможность и способность субъектов политики в соответствующих действий в тот или иной период.

Социальная революция представляет такие политические действия и, соответственно, состояние общества, которые приводят к коренных изменений во всей экономической и социально-политической структуре общества. Такая форма политической деятельности является показателем высокой стадии нестабильности развития общества, его конфликтности. Социальная революция в марксистской теории обозначенная как способ перехода из одного качественного состояния в другое, замены устаревшей формы на новый, более прогрессивный социальный порядок. Главной предпосылкой социальной революции является нерозв'язність противоречия между активным ростом производительных сил и устаревшими формами производственных отношений. Субъектами революционных сил выступают социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующих связей. При этом наличие революционной ситуации, объективных и субъективных предпосылок рассматривается как обязательный атрибут социальной революции.

В западной зарубежной политической теории значительной поддержки приобрели теории элиты, модернизации и массового общества как теоретико-методологическое основание социальных революций. Одна из наиболее проработанных элитарных теорий революционного процесса принадлежит Парето. Она рассматривает социальную революцию как способ обеспечения "циркуляции элиты", а поддержку непрерывности "циркуляции элиты" - как условие стабильности развития общества.

В теории модернизации авторитетной является концепция социальной революции американского социолога и политолога С Гангінгтона, который видит роль социальной революции в ликвидации несоответствия между растущим уровнем политического развития широких слоев общества и недостаточным уровнем модернизации политических институтов, их демократизации.

Теории массового общества объясняют причины кризисов, политической нестабильности, дестабилизации всей совокупности общественных отношений ростом роли широких слоев в политической жизни общества, а представители психологического направления напрямую связывают их с проблемами психологического порядка.

Долгое время на социальные революции возлагались большие надежды различных политических сил и их исследователей, однако анализ их роли и влияния на общественное развитие заставил многих ученых пересмотреть эти выводы, критически оценить возможности и последствия социальных революций в современном политическом процессе, поскольку революция как силовая форма изменения существующего политического режима не приводит, за отдельными исключениями, к демократии и демократических форм правления.

В политической жизни общества значительное внимание, особенно в последнее время, уделяют реформам. По своему характеру реформа является таким типом преобразования, изменения или нововведения, который не уничтожает основ существующей структуры. Реформы создают благоприятные условия для трансформации существующих общественно-политических отношений и властных полномочий субъектов политики, для реализации их интересов и потребностей. Они могут быть обусловлено изменением объективных условий деятельности социальных сил, усилением давления оппозиции, осознанием необходимости проведения реформ со стороны высшего руководства или его неспособности продолжать предыдущий курс и т.д. Реформы могут происходить и в результате согласования действий правительственных и оппозиционных сил общества по укреплению стабильности его развития. Учитывая потенциальные возможности демократического развития, на усиление взаимосвязи внутренней и внешней политики в современном политическом процессе, а также на рост конструктивного влияния международных институтов и организаций, можно надеяться на значительный потенциал реформ в современной политической жизни.

Негативная реакция социальных сил на политическую ситуацию проявляется в различных акциях политического протеста. Такие действия могут приобретать форм восстание, бунта или путча.

Восстание - это массовый открытое вооруженное выступление определенного класса или социальной группы против существующей власти, господствующих классов и групп, национального и социального порабощения, направленный на изменение существующих отношений и является одним из средств завоевания политической власти.

Бунт является формой стихийного протеста группы людей, доведенных до отчаяния невыносимыми условиями своего существования, который выражает негативное отношение к определенным представителей государственных или правительственных структур, существующих отношений в целом.

Путч - это государственный переворот (или его попытка) путем выступления противников существующей власти с привлечением армейских формирований, который осуществляется узким кругом заговорщиков и, как правило, приводит к установлению военно-авторитарных режимов.

Все формы политического протеста и использования их участниками политического процесса свидетельствуют о неэффективности проводимой политики и организации власти, о необходимости коррекции или изменения способов и методов осуществления власти.

В политической жизни разных стран можно наблюдать как конвенционные (легальные) формы политического протеста, так и неконвенційні (незаконные) проявления негативной реакции социальных сил. В конвенционных форм относят разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции и запросы переговорщиков, а к неконвенционных - антиконституционные демонстрации, шествия, деятельность подпольных политических партий, революции, политический терроризм и тому подобное.

В последнее время растущую тревогу в разных странах вызывает политический терроризм, который становится международным.

Терроризм - это политика запугивания, подавляння противников силовыми методами. Терроризм является ответной реакцией недовольных и подавленных на террор властных структур. Он проявляется в региональных, этнических, конфессиональных и клановых отношениях и становится реальной угрозой как для государственных институтов, так и для граждан, а потому требует от правящих кругов объединения усилий и координации действий на уровне международных организаций.

Политический процесс можно представить как совокупность отдельных политических кампаний, которые их проводят социальные субъекты для достижения своих тактических и стратегических задач. Они являются целенаправленными действиями, готовятся и регулируются политическими институтами. В таких кампаниях выверяется политический курс, возможности союзников и политических противников, конкретизируются задачи будущих политических акций. Такие действия влияют на содержание политической жизни общества, способствуют решению актуальных проблем, направленных на усиление позиций сторон.

Однако различие и даже противоположность интересов отдельных политических сил могут блокировать процесс принятия необходимых решений по тем или иным вопросам, приведет к политическому кризису.

Политический кризис - это форма проявления комплекса противоречий, которые образовались и углубились на основе экономического кризиса и политической нестабильности. Она проявляется в падении авторитета правящих кругов, в неспособности официальных властных структур принимать рациональные решения, согласовывать и примирять разнородные интересы явной или скрытой оппозиции, направленной на ликвидацию данной политической системы. Различными могут быть и последствия политического кризиса - от модернизации политических структур, соответствующих экономических преобразований и примирения интересов различных социальных групп к наступлению реакции и реставрации прежних властных структур вооруженным путем.

Среди важнейших задач современного политического процесса выделяется проблема создания условий для стабильного демократического развития общества. Стабильность (устойчивость) развития является важной характеристикой политической жизни общества, удостоверяющий его способность к сохранению состояния стабильности, укрепления.

В целом в ходе политического процесса можно выделить несколько качественных состояний как показателей его доминирующих тенденций:

  • функционирования, или простого воспроизводства существующих общественных связей;
  • развития или состояния адекватного реагирования на новые общественные явления;
  • упадка, распада политической целостности через несоответствие новым политическим реалиям.

Каждый из этих состояний указывает на особенности определенного периода политического процесса, его основные признаки и характеристики.

В современном политическом процессе после распада социалистической системы, исчезновение двополюсності и двосистемності, после долгого периода кризисов и противостояние в международных отношениях наступил сложный, динамичный период формирования новой системы мировых политических отношений и мировой системы хозяйствования, становление демократических политических режимов післякомуністичних государств, их развития как самостоятельных суверенных демократических стран на базе общечеловеческих ценностей.

Безусловно, здесь еще возможны определенные явления и процессы, даже значительные и влиятельные по своему содержанию на определенных отрезках времени, по реставрации предварительного общественного состояния, но демократизация общественно-политических отношений, масштабность трансформационных процессов, либерализация и гуманизация их, создание условий для обеспечения прав и свобод личности - все это неуклонно формирует определяющие признаки современного мирового политического процесса.



Назад