Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Сущность бюрократии и бюрократизма


Появление бюрократии как социального явления связана с необходимостью управления, регулирования социально-политических отношений, и это обусловило формирование еще за рабовладельческого строя особой группы людей, определенного социального слоя, который специализировался на этом виде деятельности. Организационного оформления эта группа приобрела в виде аппарата чиновничества. С развитием общества менялись и организационные формы и спектр влияния бюрократии, но никогда не менялась сама сущность бюрократии и бюрократизма.

Следует иметь в виду, что тема бюрократии и бюрократизма в политической жизни общества является многоаспектной, ее исследовали на протяжении всей многовековой истории развития человеческой цивилизации. Само понятие "бюрократия" впервые появилось в 1745 году, его ввел французский исследователь Винсент де Турне. Дальнейшее научный анализ бюрократии и бюрократизма связан с именами таких выдающихся мыслителей, как Г. Гегель, К. Маркс, Г. Вебер, Т. Парсонс, Г. Михельс, О. Тофлер и др. Термин "бюрократия" происходит от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть, сила и трактовался как господство канцелярии, конторы, как специфическая форма социальной организации и отношений в обществе, в котором центры исполнительной власти практически независимые от большинства ее членов. К бюрократии относили выше, привилегированный слой чиновников-администраторов в государстве.

Понятие "бюрократизм" шире по своему содержанию, чем "бюро-кратія", и употребляется для характеристики такого состояния управления государством или другими различными организациями, где существует "господство канцелярии", оторванность исполнительных органов от интересов этих организаций, а приоритет отдается собственным потребностям, где функционируют отношения формализма, некомпетентности, консерватизма, коррупции и т.д.

В современных научных исследованиях прослеживается широкая трактовка понятия "бюрократизм", которое используется для анализа таких явлений общественной жизни, как несовершенство управления через низкий профессиональный и культурный уровень ее работников, противопоставления групповых интересов общественным.

Научные исследования бюрократии и бюрократизма начал Гегель. Он обосновал преимущества бюрократии и бюрократических методов управления, которые базируются на специализации и разделении труда в правительственных структурах. Такая специализация, по его мнению, давала возможность обеспечивать высокую образованность и профессионализм, беспристрастность и предотвращения злоупотреблений властью и надежную защиту государственных интересов.

В социально-политической доктрине Маркса доминирует негативная оценка бюрократии. Она характеризуется как препятствие на пути исторического прогресса общества и представлена как определенная социальная группа, управлінсько-организационная система, особая корпорация, имеющая в своем распоряжении государство, которое, по-сути, является его частной собственностью. Особый управленческий статус дает бюрократии возможность, по мнению Маркса, подчинять функционирования государства задачей сохранение и укрепление бюрократией своего состояния, сохранения собственных интересов. Отношения бюрократии и государства являются противоречивыми, поскольку государственные интересы превращаются на канцелярские или канцелярские - на государственные. И само государство Маркс рассматривал как совокупность различных бюрократических структур с определенными субординационными связями.

Среди исследований, которые больше всего повлияли на формирование научного представления о бюрократию как социальное явление, политологи выделяют социальную теорию М. Вебера. Он связывал функционирования бюрократии с отношениями управления, господства, положительно оценивал социальную роль бюрократии, настаивая на том, что сущность бюрократии - в профессионализме управления, составляющими которого являются рациональные знания управленческой сферы, строгая дисциплина, ответственность, беспристрастность и т.д. Эффективность деятельности бюрократии определяется определенными условиями и принципами, среди которых:

  • создание особых сфер компетенции путем распределения должностей между служащими, определение полномочий, которыми наделен каждый должностное лицо;
  • предоставление прав и обеспечение работой должностного лица только в зависимости от того, как она выполняет свои служебные обязанности;
  • право чиновника регулировать деятельность своих подчиненных и др.

Высокая оценка бюрократии М. Вебером (как вершина управленческой рациональности и эффективности; как идеальный тип управления) объясняется теми значительными преимуществами бюрократии, заключающиеся в создании рациональных структур с широкими возможностями универсального применения их в различных социальных институтах. При этом рациональность М. Вебер рассматривал как взаимосвязь власти, управления и образа жизни, а идеальность - как образец рациональной организации.

Для обеспечения рациональной организации управления, по М. Вебером, деятельность чиновников должна регламентироваться такими требованиями:

  • четкое определение и неукоснительное соблюдение системы верти-кальних связей (служебная иерархия);
  • отрегулирован разделение труда, основанное на специализации;
  • система правил и директив четко устанавливает права и обязанности работников (членов) и организации;
  • система четко и точно определенных методов и приемов при выполнении заданий.

Таким образом, бюрократию М. Вебер представлял как следствие процесса рационализации общества и культуры с широкими возможностями влиять на все сферы общественной жизни. Залогом высокого профессионализма бюрократии является четкая организация постоянно действующего, подчиненного регламента аппарата чиновников, где каждый занимает определенное положение (благодаря личной независимости); назначение по договору (контракту); получение надлежащей заработной платы; соответствующая профессиональная квалификация и др. Важными условиями являются и отделение частной жизни от служебной деятельности; возможность служебного роста и служебной неприкосновенности. Нарушение этих условий приводит к потере личной независимости чиновника и, соответственно, к возникновению казнокрадства, взяточничества, злоупотребления служебным положением, произвола, формализма и т.д.

М. Вебер привлекал внимание к тревожной тенденции роста автономности и возможности выхода аппарата чиновников из-под контроля и даже к развертыванию системы анонимной влияния на общественные процессы с усложнением процедур принятия управленческих решений.

Много идей, которые высказал М. Вебер, нашли поддержку и получили дальнейшее развитие в современной политологии, хотя и здесь наблюдаются расхождения в трактовке содержания понятия "бюрократия", социальной роли и функции бюрократии в регулировании социальных процессов. Так, категория "бюрократия" употребляется для характеристики должностных лиц - чиновников, служебного персонала; административного аппарата как системы взаимосвязанных должностных лиц; любой организации со штатом служащих; государства, в управлении которой ведущая роль принадлежит ее должностным лицам общества, в котором доминирует бюрократия. Термины "бюрократия" и "бюрократизм" используют и для характеристики рациональной организации, эффективной администрации; административного управления, что его осуществляют должностные лица, и в то же время бюрократизм толкуется как бюрократическая поведение с ее неэффективной организацией.

Следовательно, здесь очевидна многофункциональность использования как самого понятия "бюрократия", так и оценки социальной роли бюрократии.

В советской и отечественной литературе проблематика бюрократии и бюрократизма не нашла должного анализа. Считалось, что в советском обществе нет политической и экономической базы для ее существования, а потому всегда речь шла преимущественно в критическом плане, только в отношении бюрократии капиталистического общества.

Значительное внимание исследованию бюрократии и бюрократизма уделяют западные и американские ученые, которые стремятся найти ответы на вопросы о сущность бюрократии и ее роль в современном процессе управления социальными процессами, условия и факторы рациональности ее деятельности, о факторах, которые приводят к иррациональности функционирования бюрократии, и об особенностях задач бюрократии в демократических обществах.

Обобщая важнейшие результаты исследований, надо отметить, что очень важно и необходимо, чтобы осуществляли управление и производили политические решения именно профессионалы, которые связаны не только сотрудничеством, взаимозависимостью, но и своеобразной бюрократической корпоративностью. Необходимость бюрократии предопределяется самой природой организации и управления социальными процессами. В то же время доминирующая роль демократии, по мнению А. Тоффлера, возможна лишь в индустриальном обществе, где она разрабатывает и воплощает в жизнь стандартизированные решения, что их принимают в высших эшелонах общественной иерархии. В новой "суперіндустріальній цивилизации" (информационной цивилизации) функции бюрократии, по Тоффлеру, будут выполнять объединения, которые будут создаваться только на время решения определенных задач, а централизованная бюрократия должна будет передать свои функции децентрализованным сообществам. Формирование бюрократии стало следствием все растущей политической централизации общества, тогда как демократическое развитие предусматривает децентрализацию всей общественной жизни и, соответственно, потерю доминирующей роли бюрократии.

Политические события последних лет все больше привлекают внимание исследователей к новым реалиям и процессов, в том числе к^ такого социального явления, как бюрократия и бюрократизм. Мировой опыт показывает, что бюрократия является важным звеном системы управления социальными процессами и требует основательного анализа политологов.



Назад