Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Типология бюрократии


В отечественной и зарубежной литературе можно проследить различные подходы к анализу этой проблемы. Так, типологию бюрократии предлагают проводить за видами политических режимов, за национальными, профессиональными, региональными и другими признаками. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и свои недостатки, но в целом они дают возможность сформировать более полные представления о сущность бюрократии и ее разновидности (модификации).

Американский исследователь С. Біялер предложил классифицировать бюрократию, исходя из интересов, которые она реализует, и выделил, соответственно, три типа бюрократии.

К первому типу относится бюрократия, которая напрямую зависит от потребителя и руководствуется его интересами (администрация заводов, учреждений, обществ, кооперативов и др.). Деятельность такой бюрократии является гибкой, мобильной, она учитывает изменения условий, конъюнктуры, интересов и т.п.

Ко второму типу относятся бюрократию, деятельность которой зависит от политических лидеров, она подчинена их интересам, целям и задачам.

Третий тип составляет корпоративная бюрократия, важнейшая задача которой заключается в обеспечении собственных интересов и потребностей.

Рассматривая классификацию бюрократии по признакам существующего политического режима, можно выделить, соответственно, тоталитарную, авторитарную бюрократию и бюрократию демократического общества с присущими каждому из ее видов типичными характеристиками определенного политического режима. Кроме того, в рамках загальнотипових признаков выделяются специфические формы. Так, если анализировать тип "тоталитарная бюрократия", то здесь можно выделить такие ее формы, как "новый класс" и "номенклатура".

Тоталитарная бюрократия функционирует в тоталитарном обществе, где реализуется принцип подчинения всех сфер жизнедеятельности общества интересам государства с ее всеобщим государственным аппаратом. В рамках этого типа можно говорить о определенные особенности тоталитарной бюрократии в той или иной стране, но здесь есть и совместные важнейшие черты, к которым можно отнести следующие:

  • наличие "ядра" бюрократии, которым является партийная (политическая) структура;
  • сращивание партийно-политического руководства с государственным управлением;
  • монопольність партийно-политической власти;
  • некомпетентность партийно-государственной бюрократии;
  • отсутствие модернизации и реформирования социально-политических отношений;
  • суперцентралізація и надцентралізація и т.д.

Обобщение важнейших характеристик бюрократии этого типа позволяют выделить, в частности, такие:

  • егалітаристську всеобщность как стремление влиять на все сферы жизнедеятельности общества;
  • ничем не контролируемую, неограниченную власть бюрократии;
  • репресивно-карательную ориентацию с чрезвычайно широким диапазоном используемых форм и методов;
  • коррумпированность, сращивание тоталитарной бюрократии с криминальными силами.

Особенно опасной тенденцией современных тоталитарных государств является усиление взаимодействия и переплетение тоталитарной бюрократии с криминальным миром, а это таит большую угрозу не только для этих государств, но и для международных отношений.

Одной из форм тоталитарной бюрократии является "новый класс", или политическая бюрократия, которая, по исследованиям югославского политика М. Джиласа, является особым классом собственников, который возник в странах социалистического лагеря после соответствующих революций и завоевание политической власти. Особенность этого класса заключается в том, что он не является аналогом класса собственников прошлых времен, а объединяет в себе бывших профессиональных революционеров. По социальному происхождению "новый класс" состоит преимущественно из пролетариата слаборазвитых государств, всегда выступает от имени рабочего класса, является сознательнее и организованней в отстаивании своих интересов по сравнению со своими предшественниками. Экономическую основу политической бюрократии составляет всеобъемлющая коллективная собственность, которой эта бюрократия монопольно распоряжается. Во взаимоотношениях с пролетариатом и біднотою она прагматична, учитывает интересы других слоев настолько, насколько это необходимо для удержания своей власти. Среди главных характеристик "нового класса" Джилас выделяет и его монолитность, преданность коллективности, закрытость, корысть и др. Все эти обстоятельства и определили особый статус "нового класса" в странах бывшего социалистического лагеря, а это важно и для анализа современных трансформационных процессов.

Своеобразной формой тоталитарной бюрократии есть и номенклатура. Слово "номенклатура" латинского происхождения, что в переводе означает "перечень", "список". В политике это понятие используется достаточно широко, одним из значений его является "перечень должностей", кадры которых утверждают высшие органы.

Одним из основателей исследования номенклатуры как феномена политической жизни является Г. Восленський, труды которого напечатаны во многих странах. Они дают возможность всесторонне анализировать роли и функции номенклатуры в общественных процессах.

Номенклатура, по характеристике Восленського, является особым типом чиновников, правящим классом общества, которому принадлежит вся полнота власти с такими ее особенностями, как приоритетность политического руководства, монопольність принятия политических решений государственного уровня, диктат собственной воле через подчинения государственных и общественных органов партийным структурам и др.

Номенклатуру правомерно рассматривать как эксплуататорский класс, поскольку она, по сути, является обладателем социалистической влас-ти, монопольно управляет экономикой и получает от этого прибыль. В то же время номенклатура есть еще и привилегированным классом, пользуется почти безграничными привилегиями и льготами, которые существуют только для нее. Вседозволенность и паразитизм существования номенклатуры приводит к чрезвычайно тяжких общественных потерь.



Назад