Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Типология политического лидерства


Пониманию проблемы политического лидерства способствует знание типологизации данного феномена. Сложность и многообразие общественно-политического развития, политических процессов и политической деятельности обусловливают разнообразие типов лидерства. В научной литературе существуют типологизации политического лидерства, которые базируются на различных критериях.

Одна из первых попыток типологизации лидерства принадлежит Г. Веберові, который осуществил ее с учетом типов властвования. На этой основе Вебер выделил три основные типы политического лидерства:

1. Традиционное лидерство, основанное на вере как правящих, так и подчиненных в том, что власть является законной, поскольку опирается на авторитет освященных и незыблемых традиций и обычаев подражания ее. Данный тип лидерства составляет основу существования всякой монархической власти.

2. Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство, основанное на вере в законность рационально установленных правил и процедур избрания лидера и в его деловую компетентность. Этот тип лидерства отвечает республиканским формам правления Нового и Новейшего времени. Его характерными признаками являются наличие легальных процедур избрания, соответствие личности претендента желаемом набору необходимых профессиональных качеств, конкурентность и периодичность изменений лидера.

3. Харизматичное лидерство основывается на иррациональной вере в чрезвычайные, сверхъестественные, недоступные для других, богоявлені качестве правителя, которые предоставляют ему возможность и неформальное право подчинять себе массы (харизма - исключительный, мистический Божий дар, присущий человеку). Харизматичное лидерство характеризуется режимом неограниченной власти лидера, которая основывается на идее служения масс интересам общества и государства, олицетворенных персоной лидера; полными личными преданностью и доверием, обусловленными наличием у лидера мнимых качеств пророка, мессии, вождя; некритическим отношением масс как к лидеру, так и к его политике. Как свидетельствует история, условием харизматической власти не только фанатичная преданность масс лидеру. "Харизма" довольно часто в нынешних условиях имеет формально-юридическую защищенность в виде процедур канонизации фигуры вождя, президента, выдвижение "отца нации и народов" единым кандидатом на выборах и т.п.

Характеризуя упомянутые выше типы лидерства, Вебер подчеркивал, что если первые два типа присущи стабильным социальным общностям, то харизматическая власть всегда возникает на переломных этапах развития общества, связанных с радикальным изменением социально-экономических структур и культурно-ценностных ориентаций, с активизацией массового энтузиазма. Харизматичное лидерство несет в себе отрицание прошлого государственного опыта, идею революционности и месіонізму. Однако в процессе объективной стабилизации оно может приобретать черты традиционного (монархического) и бюрократического типов.

Для более подробного анализа проблем типологии лидерства современная политология применяет следующие критерии: функции и роль лидера в обществе, стиль и методы деятельности, ценностные ориентации, характер участия лидеров в организации политической власти, масштаб и уровень их деятельности и так далее.

Применяя критерий функций и роли политического лидера в системе властных отношений, интересную классификацию политических лидеров предложил известный западный политолог М. Герман. Он разделяет лидеров так:

а) лидер-"коммивояжер" - смысл своей деятельности он видит в выражении и удовлетворении интересов своих последователей;

б) лидер-"пожарник" - его деятельность - это цепь реакций на начальные условия ситуаций;

в) лидер-"марионетка" - им руководят его сторонники.

Подобную типологии политического лидерства применяет Г. Такер, выделяя лидеров "реальных" и "менеджеров". Первые - это лидеры-герои, революционеры, реформаторы. Вторые - те, что почти не влияют на ход событий.

Проанализировав стиль политического поведения американских президентов, профессор Дж. Фарбер предложил четыре возможные стили реализаций лидерских обязанностей:

а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на продуктивную деятельность, рациональное понимание лидером своих обязанностей и способностей, своих возможностей;

б) активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций, самолюбия, честолюбия;

в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение лидером своих предыдущих ценностных ориентиров, представлений и круга сторонников, которые заставляют лидера принимать политические решения в пределах существующих традиций;

г) пассивно-негативный стиль предполагает минимальное выполнение лидером своих обязанностей в рамках существующей системы мыслей и отношений.

Для такого лидера характерно или передоверие ведения дел своему окружению, или прием импульсивных, непродуманных решений.

Используя данный критерий, Л. Г. Стогділ выделяет следующие типы политического руководства: авторитетный, переконувальний, демократический, интеллектуальный, исполнительный.

Наиболее распространенной в политологии классификации по стилю является разделение лидерства на авторитарный и демократический типы.

Поскольку в лидерстве всегда проявляются определенные ценностные ориентации, то его типология часто осуществляется на основе отношение лидера к господствующих в обществе культурных и идеологических ценностей. По этому принципу лидеров разделяют на следующие типы:

1. Лидер-консерватор, деятельность которого направлена на возрождение и сохранение устоявшихся ценностей и традиций, норм и правил социального поведения. К ним относят преимущественно руководителей консервативных, республиканских и христианско-демократических партий и движений.

2. Лидер либерал-(реформатор), который, не отвергая ценностей, которые царят в обществе, стремится внести в них некоторые изменения в соответствии с требованиями времени и изменений политической ситуации. Это лидеры партий либерального и социал-демократического направления.

3. Лидер-революционер, деятельность которого направлена на отрицание существующих ценностей и утверждения новых. К этому типу относятся руководители революционно-демократических, коммунистических и анархических партий.

4. Лидер-реакционер, который отстаивает устаревшие, отжившие ценности и традиции. Это преимущественно вожди ультраправых и ультралевых партий, которые тяготеют к тоталитаризму и диктатуре и очень часто порождают харизматичный тип лидера.

В теоретической и практической политологии распространенным является деление лидерства на формальное и неформальное по критерию характера участия лидеров в организации общественно-политической жизни.

Формальное лидерство связано с установленными правилами выдвижения и назначения лидера-руководителя, неформальное возникает как результат личных взаимоотношений лидера с определенной сообществом благодаря завоеванию собственного авторитета. На этой основе в политологии различаются понятия "лидер" и "руководитель". Разница между политическим руководителем и лидером заключается в том, что руководитель чаще всего назначается "сверху", а лидер выдвигается стихийно "снизу". Конечно, в некоторых случаях руководитель может быть или может стать и неформальным лидером. Однако руководитель часто не обладает необходимыми качествами лидера. Это в основном "номенклатурник", послушный рупор верхов.

Большое значение имеет осуществление типологии по масштабу лидерства. Различают лидеров общенационального, регионального и местного уровней, а также лидеров определенных классов, групп и этнических сообществ.

Одним из сложных аспектов, связанных с типологізацією политического лидерства, является проблема вождизма. Вождизм следует рассматривать как разновидность политического лидерства, характерный для идеологизированных, жестко организованных (тоталитарных) обществ, что проявляется определенным типом властных отношений и иерархии учреждений власти корпоративного характера. Это тип властных отношений, которые основываются на личной преданности персоне вождя, который владеет ничем не ограниченной верховной властью. Характерными чертами вождизма есть иррациональное восприятие политических отношений носителями обычного сознания, харизматизація и атрибутизація вождя. В современном мире внешними формами проявления вождизма выступают мессианизм, теократизм, непотизм, трайбализм и др.

Завершая рассмотрение проблемы типологизации политического лидерства, следует напомнить положение Вебера о том, что типов лидерства в чистом виде не существует. Изучение различных методик типологии политического лидерства выявило взаємоперепле-теність типов. Это требует применения во время исследования их конкретно-исторических подходов. Однако и на этой основе невозможно найти окончательных ответов на множество вопросов, связанных с типологии политического лидерства, с сущностью, функциями и тенденциями его развития, с приоритетностью определенных типов. Это обусловливается тем, что, с одной стороны, лидерство является творческим процессом и каждый лидер выступает творцом собственного стиля, собственной политической программы и путей ее осуществления, а с другой - лидерство в значительной степени зависит от уровня развития общества, его типа и политического устройства, политического режима, уровня развития политической культуры и сознания масс, от исторических и национальных традиций и от других факторов.

Среди современных политологов не существует единой позиции относительно приоритетности определенного типа лидерства в условиях современного мира. Одни, как, например, американский ученый Д. Белл, считают, что условия современного технотронного, информационного, постиндустриального демократического общества требуют лидеров демократического типа, лидеров-профессионалов, меритократів. А другие не делают вывод, что нынешняя эпоха - это эпоха харизматического лидерства. По мнению многих специалистов, именно харизматичный лидер способен вывести современную цивилизацию из кризисного состояния, преодолеть наступление бюрократизации и масовизації общественных отношений, общественную "атомізацію", отчужденность масс от политики и государства.

Политический лидер в любом обществе призван выполнять определенные функции, а именно: объединять общество вокруг общих целей; сплачивать массы на реализацию компетентных политических решений; создать в обществе согласие, консенсус, взаимопонимания.

Следовательно, проблема политического лидерства является сложной, многогранной и багатовимірною. Только применение комплекса различных методов исследования позволяет охватить все грани политического лидерства.



Назад