Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политические элиты


Наряду с политическими лидерами лучшими и самыми активными субъектами политики и власти выступают политические элиты. Феномены политического лидерства и элитизма тесно связаны между собой и взаимно переплетены, как и теории, которые отражают. Эта взаимосвязь основывается на их совместной природе. Очевидно, именно поэтому в западной политологии довольно часто лидерство рассматривается как "демократическое формирование" того же уровня, что и элита. В то же время под элитой подразумевается группа лидеров. Как свидетельствует американский политолог Г. Ласвел, термин "элита" употребляется в описательной политической науке для того, чтобы очертить социальный слой, из которого "вербуются лидеры".

Термин "элита" (от франц. elite) означает самый лучший, отборный, избранный. Начиная с 17 ст., этот термин употребляется в отношении товаров повышенного качества и только впоследствии - относительно лучших людей в обществе. Понятийного статуса в сфере общественно-политических наук данный термин приобретает лишь в конце 19 в. - в начале 20 в. С этого времени элитой считаются наиболее выдающиеся, лучшие представители общества или любой его части - слои, группы людей, которые имеют такие личные человеческие и профессиональные качества, которые выделяют их из окружения, делают избранными, а это дает им право властвовать. В политике это означает, что развитие общества осуществляется в значительной мере благодаря власти правящего меньшинства, то есть политической элиты. Основной постулат элитизма - это разделение общества на выбранную активное меньшинство (элиту) и пассивное большинство (массу). Это разделение осуществляется на основе различных критериев, основными из которых являются теократический, генократичнии и ценностный. Очевидно, что человеческое общество ієрархізоване и упорядоченное, что через естественные и социальные различия, которые существуют между людьми, каждый выполняет свою роль в организации общественно-политической жизни, в том числе и в руководстве, в управлении общественными процессами. С ростом общественной активности людей, с развитием государственной организации и с разделением труда выделяется определенная группа людей, которая по своим психобіологічними и социальными качествами наиболее способна именно к руководящей, управленческой деятельности, а следовательно, и к осуществлению политической власти в обществе. В политике это означает, что развитие общества осуществляется под властью меньшинства, то есть под властью политической элиты.

Несмотря на очевидность и рациональная обоснованность, елітистська проблематика долгое время рассматривалась советским обществоведением как псевдонаукова, буржуазная и антидемократична. Такая позиция вытекает из марксистско-ленинского трактовки политики как концентрированного выражения экономики и классовых интересов. В отличие от марксизма, сторонники теории элит отрицают непосредственное детерминированность политики и политической власти отношениями собственности и классовым интересом. Они рассматривают политику как относительно самостоятельную и весьма влиятельную сферу развития общества, более того, именно в политической власти они видят одну из главных причин социального размежевания. В соответствии с этим пониманием термина "политические элиты" от начала его применения в политической науке, теоретики элитарных концепций употребляют его для обозначения людей, которые олицетворяют носителей политической власти. В современной политологии политическая элита обычно трактуется как высшее, относительно самостоятельная и привилегированная группа людей, которые занимают ведущее положение в политической жизни общества, в частности в подготовке, принятии и реализации политических решений, при этом многие из современных политологов справедливо считает, что не следует отождествлять политическую элиту с правящей. Ведь кроме правящей элиты объектами изучения политической науки есть и оппозиционная элита и контрэлита, коммуникационная, идеологическая и другие активные субъекты политической деятельности. Концепции элитизма, как и лидерства, достаточно разнообразны. Они основываются на социально-политических представлениях, сформированных в глубокую древность. Еще в период распада родового строя появляются идеи разделения общества на высших и низших, благородных и низменных, аристократов и простой люд. Наиболее системно эти идеи были развиты в учениях Конфуция, Платона, Аристотеля, Макиавелли, Ницше и других мыслителей. Однако серьезного теоретического обоснования и практического применения они еще не приобрели.



Назад