Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Понятие политического конфликта


Одним из важнейших компонентов широкого общественного контекста, на фоне которого развивается политический процесс, является структура политического конфликта. Далеко не все измерения социального конфликта в обществе могут иметь прямое или косвенное влияние на работу политической системы, однако несомненно, что влияние это ощущается значительно. Как раз именно структура социальных, культурных и политических противоречий, напряженности, простых различий во многом определяет стиль функционирования политической системы, а также характер ее структуры.

Политические конфликты - разновидность социальных конфликтов. Под последним понимается столкновение противоположных взглядов, совпадение интересов и действий отдельных людей и их общностей - профессиональных и социальных групп, классов, этносов, конфессиональных и других организаций и групп, государств, их блоков, регионов и др. Как бы далеко не углублялась современная наука в историческое прошлое человечества, она всегда проявляла конфликт как постоянный спутник общественного развития. Везде, где есть люди, есть и конфликты, их распространенность, важность роли, которую они играют в общественной жизни, привлекают внимание со времен глубокой древности. Неисчерпаемый древнегреческий гений, создавший немало мифов о единстве и согласии, оставил и великолепный миф о конфликте, олицетворением которого стал Прометей.

В древних мифах и религиозных преданиях, идеях и высказываниях философов, историков и писателей прошлых лет содержатся глубокие мысли и замечания о причинах разнообразных конфликтов и о путях их преодоления. Первые попытки рационально осмыслить природу социального конфликта принадлежат древнегреческим философам. Известный античный философ Гераклит стремился связать свои размышления о войне и социальные конфликты с общей системой взглядов на природу вселенной. Социальные конфликты здесь показаны в новом качестве - как атрибут общественной жизни, непременное и важное условие общественного развития. Идеи Гераклита разделял философ Эпикур, который, видя негативные последствия войн, отстаивал мысль о бесконфликтный состояние общества будущего.

Христианская философия, в частности, Климента Оригена, частично Тертулліана в начальный период своего развития доказывала преимущества мира, согласия и братства между людьми. Аврелий Августин, а впоследствии Фома Аквинский обосновывают концепцию "священной войны" на защиту церкви и веры. С резким осуждением социальных столкновений, конфликтов выступают Т. Мор, Е. Роттердамский, Ф. Рабле.

Исключительно основательными были высказывания о природе социального конфликта английского философа Ф. Бэкона. Он впервые подверг теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления. Он отмечал, что "основной причиной возникновения социальных беспорядков является бедственное материальное положение народа". Бекон обращает внимание на конкретные средства предотвращения конфликтов, справедливо отмечая, что с ликвидацией причин, которые порождают конфликты, можно достичь стабильности и согласия в обществе.

С открытой критикой вооруженных конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия выступали английские демократы и французские просветители 18 ст. Д. Пристли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. -Же. Руссо и Вольтер. Вооруженные конфликты между народами они рассматривали как пережиток "варварской эпохи" и считали, что ликвидация феодальных отношений приведет к "вечному миру".

Представитель немецкого просвещения А. Айнзідель выражал надежду, что расширение физического познания в конечном счете приведет к ликвидации войн. И поныне он имеет своих последователей, которые считают, что исключительно губительно по результатам применения ядерного оружия сдерживает человечество от войн и вооруженных конфликтов.

Возлагал надежды на больший разум человечества в будущем и Г. Овен (Оуэн), который считал, что общество на этой основе может найти состояние социального спокойствия, порядка и единства.

Для классика немецкой философии И. Канта характерным является признание определенной позитивной роли конфликтов в общей исторической судьбы человеческого рода. Подобный подход к оценке социальных конфликтов, войн находим и у Гегеля. Он отмечал, что "войны хранят моральное здоровье народов".

Свое отношение к пониманию сути политических конфликтов высказывали английский экономист Т. Мальтус, английский биолог Ч. Дарвин, английский философ, основатель позитивизма Г. Спенсер, что было отражением их научных теорий.

Марксистская теория социального развития признает социальные конфликты, коллизии и антагонизма как возможные, а в условиях острой борьбы - как неизбежные явления общественной жизни.

Проблема конфликта всегда привлекала к себе внимание ученых разных отраслей наук. Принимая во внимание теоретические источники современных концепций социального конфликта и доработок современных конфлік-тологів, можно прийти к выводу, что социальный конфликт - это явный или скрытый состояние противоборства интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, которые объективно расходятся, это - прямое или косвенное столкновения социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новой социальной единства.

Политический конфликт - это столкновение противоположных сил и взглядов, которое обусловлено взаимодействием политических интересов и целей. Субъектами этих интересов государства, классы, казни, социальные группы, этносы, политические партии и движения, а также отдельные лица. Понятие "политический конфликт" включает в себя взаимную борьбу целых обществ, общественно-экономических формаций.

Конфликты различаются по уровню и по субъектами. Одним из разновидностей политических конфликтов можно считать взаимоотношения, которые проявляются в противостоянии политических интересов. Поскольку интересы субъектов политики имеют определенную структуру, то столкновения их, противостояние может иметь более широкий или более узкий спектр. Соответственно, конфликты характеризуются как общие, широкие за позициями конфронтации, комплексные и как узкие, как компоненты первых. При этом взаимодействие узких конфликтов определяет характер и ведущую тенденцию общих конфликтов.

В самом общем виде конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические. К первым относятся міжкласові, межэтнические и межконфессиональные. Поскольку политическая жизнь происходит в условиях многопартийности, то возможны и реально довольно часто случаются межрегиональные конфликты, конфликты между партийными лидерами, а также - между ветвями власти и их лидерами. Последний вид конфликтов в подавляющем большинстве случаев приводит к политического кризиса, дестабилизации в обществе, обострение противостояний, неуверенности масс населения и недоверия ко всем ветвям власти. Этот вид конфликтов - это борьба за ведущие должности в политической системе, а также за завоевание позиций в важных социально-политических вопросах. Чаще всего он проявляется в переходный период развития общества и усиливается, когда к этой борьбы привлекаются средства массовой информации.

Особое место среди видов внутриполитических конфликтов принадлежит классовой борьбе - міжкласовим конфликтов. Классовая борьба - это борьба между классами, интересы которых не совпадают или противоречат друг другу. В настоящее время по-разному оценивают место и роль классовой борьбы в развитии общества. Но история, весь ход развития человеческого общества беспрекословно доказывают наличие такой борьбы, таких конфликтов, которые играли и играют соответствующую роль в прогрессивном развитии общества. История знает разные формы классовой борьбы. Особое место в межклассовых внутриполитических конфликтах принадлежит таким видам их: восстания, политическую забастовку, путч, гражданское неповиновение, мятеж, заговор, переворот.

Восстание - массовый открытое вооруженное выступление определенного класса или социальной группы против существующей власти, господствующих классов и групп, национального и религиозного гнета. Самая острая форма восстания - вооруженное восстание. Восстание характеризуется тем, что господствующие классы не отдают власть без сопротивления, прибегают к насилию. Вооруженным восстанием часто начинается революция (взятие Бастилии, октябрьский переворот в Петрограде). Вооруженное восстание может быть правомерным лишь тогда, когда нет никакой возможности завоевать власть мирным путем.

Путч - специфическая форма вооруженной борьбы за власть, которая опирается на военных, на часть армии, что выступают непосредственным инструментом захвата власти или средством психологического давления на правительство, на поддержку требований его полной отставки и передачи власти военным. За механизмами захвата власти путчи близки к дворцовых переворотов. Для них характерны тенденции к утверждению тоталитарных форм правления, создание горизонтальных и вертикальных военизированных структур управления для контроля за ситуацией в стране и для борьбы с инакомыслящими. Поскольку путчисты не имеют широкой поддержки в массах, они используют репрессивные меры. Характерным для них является попытка поставить армию в привилегированное положение в обществе и обеспечить тем самым ее лояльность к новой власти.

В отличие от мятежа, путч не может перерасти в массовое вооруженное восстание против старой власти. Путчем может быть и попытка переворота.

Мятеж - вооруженное выступление вражеских государственной власти сил, направленный на захват власти, на смену формы правления или отделение части территории. Мятеж имеет более широкую социальную базу, чем путч, однако по уровню размаха и привлечения масс он не достигает значения вооруженного восстания, хотя в условиях всестороннего кризиса общества может перерасти в него. Мятеж может иметь как прогрессивную, так и консервативную направленность.

К насильственной формы изменения государственной власти относят и переворот, вследствие которого политическое управление страной переходит в руки представителей армии. Характер переворота, его политическая направленность зависят от того, какие силы - прогрессивные и реакционные - и с какой целью осуществляют его, интересы какого класса они выражают.

К внутриполитических конфликтов относится и заговор, под которой понимают тайное соглашение узкого круга лиц о вооруженное выступление с целью усилить или свергнуть власть, подорвать существующий строй. Заговор военных преимущественно оказывается реакционными социальными слоями, которые не могут рассчитывать на поддержку народных масс. Демократическое общество исключает заговор как форму борьбы за власть.

Для демократического общества приемлемой является такая форма конфликта, как гражданское неповиновение, которая может проявляться в

разнообразных формах: ненасильственный выступление некой социальной группы или партии против общественно-политического порядка, против существующих социальных норм (правовых, морально-этических правил человеческого общежития). Гражданское неповиновение проявляется митингами, демонстрациями, политическими забастовками, а также противостоянием правительству.

Политическая забастовка является высшей формой забастовочного движения. Он проявляется в коллективной отказе забастовщиков продолжать работу вплоть до удовлетворения их политических требований. Политическая забастовка может сопровождаться демонстрациями, столкновениями с правительственными войсками, с полицией или милицией. Политические забастовки бывают локальными и общими (охватывают одну или больше отраслей экономики), национальными (в масштабах всей страны) и международными.

Вторую большую группу конфликтов составляют внешнеполитические (международные) конфликты. В зависимости от сущности, содержания и формы данного конфликта, цели его участников, применяемых средств, втягивание других или выход действующих участников, индивидуального течения и совместных международных условий развития конфликт может проходить различные фазы. Фазы конфликта способны спресовуватись во времени, сливаться или распадаться на более мелкие.

Первой фазой международного конфликта является экономическое, идеологическое, международно-правовое или только дипломатическое отношение сторон к определенной противоречия или группы противоречий, которые выражены в конфликтной форме.

Второй фазой конфликта является определение своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы за решение объективных или субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных ли немирних средств, использования союзников, оценка общей внутренней и международной ситуации.

Третья фаза связана с втягиванием в конфликт в той или иной форме других государств.

Четвертая фаза - нарастание борьбы до самого высокого политического уровня - международной политического кризиса, который охватывает не только государства, что конфликтуют, но и целые регионы. На этой фазе уже возможен переход к практическому применению военной силы.

Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, завершением которого является победа одной из сторон или переговоры.

В современной западной политологии методологической основой изучения международных конфликтов (выяснение сути, содержания) является общая теория конфликтов Боулдинга. В последнее время "общую теорию конфликта" довольно энергично прорабатывают в различных модификациях социологи, социальные психологи, политологи, историки, международники и др.

Эта теория претендует на создание универсальной методологии исследования, в равной степени применяется как к конфликту между двумя индивидами, которые случайно или не случайно встретились на улице, к конфликтам в семье или в группе, между предпринимателями одной или разных отраслей производства, так и до всех типов международных конфликтов, независимо от их конкретно-исторической, социально-политической природы и содержания, от ситуации в мире.

"Общую теорию конфликта" долгое время не воспринимали политологи и ученые большинстве стран бывшей социалистической системы, в том числе и отечественные ученые. Они исходили из того, что "общая теория конфликта" не учитывает системы, структуры и процесса международных отношений, в рамках которых возник конфликт, отношений, присущих этой системе закономерностей и тенденций развития, соотношение сил двух социально-экономических систем. То есть было попытки объяснять, обосновывать международные конфликты с классовых позиций, с позиций определения содержания современной эпохи, который раскрывался в материалах и документах мирового коммунистического движения. Нынешняя переориентация на "общую теорию конфликта" дает возможность подойти к анализу международных конфликтов объективнее, научно, универсально. Именно универсальность этой теории делает ее жизненной, методологической основой исследования международного конфликта.

Иногда международный (внешнеполитический) конфликт рассматривается очень широко. Будь-яка противоречие на международной арене, объективная или субъективная, существенна ли незначительная относительно практической жизни, экономическая, политическая, идеологическая или другая выдается за готовый международный конфликт.

Экономические, политические, идеологические, территориальные, национальные, религиозные и иные противоречия имеют непосредственное отношение к международных конфликтов, которые возникают. Такие противоречия могут выступать как объективная основа, причина и движущие силы конфликтов. Реально существующие противоречия находят прямое или косвенное, адекватное ли суб'єктивістськи искаженное отражение в сущности и в типе конфликта, в интересах, стратегии, тактике и в средствах осуществления его государствами, политическими силами, во внешних условиях развития международного конфликта.

Противоречия выступают движущей силой развития общества; они существуют всегда и имеют специфические формы и методы решения. Конфликты имеют свою специфическую форму, свои фазы развития. Существуют и пути их преодоления. Они не всегда существуют в конкретном обществе, в отношениях между государствами или между группами государств. Даже определение конфликтов и противоречий не совпадают, более того, исключают друг друга.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений и взглядов, серьезные разногласия, острые споры, переполненные осложнениями и борьбой враждующих сторон разного уровня и состава участников.

Противоречие - взаимодействие противоположных сторон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самопродвижения. Следовательно, между противоречиями и конфликтами невозможно ставить знак тождества, хотя противоречия между государствами иногда приводят к возникновению международного конфликта.

Не стоит смешивать понятия "конфликт" и "конфликтность" в международных делах. Конфликтность как общая характерная черта определенной политической ситуации, порожденной объективно существующими противоречиями, - это еще не международный конфликт. Конфликтность всегда является решающим компонентом любого международного конфликта, какого бы масштаба он не достигал. То есть, конфликтность - только элемент конфликта, тем более международного.

Международный (внешнеполитический) конфликт - вполне конкретный міжнароднополітичний процесс, который имеет определенное происхождение, содержание и форму, систему, структуру и фазы развития.

В каждом отдельном случае эти тенденции воплощаются в жизнь в специфических условиях. Будь-яка конкретная международная ситуация, любой конкретный международный конфликт, будучи по своему содержанию уникальным, неповторимым, требует серьезного исследования и индивидуального подхода.

Содержание международного конфликта, с одной стороны, фокусирует в себе природу и причины возникновения конфликта, а с другой - отображается в целях и стратегии сторон. Содержание конфликта неразрывно связан с его структурой. Но эта связь не является односторонним. Структура конфликта, изменения в ней в ходе развития конфликта сильно влияют, в свою очередь, на его содержание, иногда могут даже изменить его.

Конфликт политическими отношениями двух или нескольких сторон, которые в острой форме воспроизводят противоречия, лежащие в основе отношений участников конфликта. Это составляет в самом общем виде содержание конфликта.

Не вызывает сомнений то, что конфликты в 20 в. имели преимущественно характер отношений между системами, хотя возникали и внутри систем.

Отдельное место среди конфликтов занимают межнациональные конфликты. Цепная реакция конфликтов этого типа охватила целые страны и даже регионы, приковав к себе внимание мировой общественности. Объяснить то, что происходит, найти пути к преодолению межнациональной напряженности, предотвратить дальшій эскалации вражды между народами, выработать механизм разрешения конфликтов, которые возникли, - основная задача ученых и политологов.

Межнациональные конфликты являются специфической формой проявления социальных конфликтов. В их основе лежит неприятие доминирование одного этноса над другим. Это касается экономики, власти и доступа к культурным ценностям. Такое неприятие проявляется в разных формах - как мирных, так и насильственных.

Каковы основные причины возникновения межнациональных конфликтов, напряженности в отношениях между людьми разных национальностей? К таким причинам следует отнести: ошибки в национальной политике, которые были допущены в разные периоды жизни страны; миграция из других регионов; пренебрежительное отношение к языка, обычаев и культуры людей других национальностей; ухудшение экономического положения в стране; неспособность центральной власти стабилизировать обстановку в стране; неспособность местной власти решать проблемы, возникшие в регионе; искусственное раздувание различными силами национальных трений; деятельность коррумпированных, преступных элементов. Значительное влияние на развитие межнациональных конфликтов имеют средства массовой информации. Таким образом, среди причин национальной конфликтности на первое место выходит экономический фактор - ухудшение экономического положения, на второе - ошибки в национальной политике, на третье - неспособность центральной власти стабилизировать ситуацию в стране и в регионах (политический фактор). Все три фактора тесно взаимосвязаны.

Опираясь на причины возникновения межнациональных конфликтов, оценивая состояние межнациональных отношений, можно выработать механизмы их предотвращения и локализации их. Среди таких механизмов локализации конфликтов можно было бы определить и создании совместной экономической децентрализованной инфраструктуры сотрудничества; создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные культурные общества, фестивали народного творчества и др.); это увеличение открытости региона, политика расширения контактов не только экономических и культурных, но и других (туризм, спорт, научный обмен и т.д.); привлечение третьей стороны к преодолению конфликта. В случае, когда конфликт приобретает затяжной характер и стороны не могут договориться между собой, возникает потребность в "третейском суде"; специальные меры, которые вытесняют насилия с межнациональных отношений, переводят конфликт в мирное русло; политико-административный механизм, который предусматривает введение федерализма и региональной автономии; механизм чрезвычайного реагирования означает обязательное введение чрезвычайного положения на территории, где развитие межнационального конфликта вступил угрожающей формы.



Назад