Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Конфліктологічний подход к современной ситуации в Украине


Среди многих важных задач, которые встают перед будь-какой государством в процессе создания государства, особое место занимает задача достичь национального согласия, политической и социальной стабильности, гарантировать права человека, национальных меньшинств и наций. Это особенно важно для полиэтнических государств. К таким государствам относится и Украина, на территории которой проживают представители более 100 народов. И хотя в целом можно сказать, что Украина выдерживает экзамен на демократичность в области межнациональной политики, на фоне обострения различного типа конфликтов в некоторых регионах бывшего Советского Союза в Украине удалось сохранить национальное согласие и стабильность, но это не означает, что проблем не существует.

Для украинского общества характерным является стремительное обнищание массы населения, отсутствие доверия к всех властных структур, специфические отношения между ветвями власти, противостояние между партиями и их лидерами. Все это не может не влиять на рост социальной напряженности в обществе. Конфликты в современном мире имеют глобальный характер и является закономерным явлением. А поэтому выявление предпосылок, объективных и субъективных причин и мотивов конфликтов, моделирование их, поиски оптимальных способов своевременного решения их локализации, перевод с насильственной формы в ненасильственную, предубеждение назревающего конфликта, а не следование за ним - все это имеет принципиально важное значение в политике. Над этой проблемой работают ученые, разрабатывая практические рекомендации политикам.

Учитывая поліетнічність нашего государства, особое значение следует уделять межэтническим отношениям. К наиболее конфліктогенних факторов в этой сфере жизнедеятельности украинского общества можно отнести полиэтнический состав его населения. По данным переписи населения 1989 г., кроме украинцев, численность которых на то время составляла 37,4 млн (72,7%), в Украине проживало 14 мель, или более чем 27% іноетнічного населения. Самой многочисленной частью этой группы являются россияне, которых насчитывается 11,4 млн и которые расселены дисперсно по всей территории Украины, хотя больше всего их проживает в Крыму и в восточных областях. Второе место по численности заняли евреи - 486 тыс. Они также расселены по всей территории Украины, но в основном (до 99%) проживают в городах.

Кроме того, в Украине проживают представители еще 8 этнических групп, численность которых составляет от 500 до 100 тыс. Это - белорусы, крымские татары, болгары, поляки, греки, румыны и молдаване. Большинство из них проживает компактно в отдельных регионах Украины.

Молдаване проживают преимущественно в Одесской и Запорожской областях, поляки - в Житомирской, Хмельницкой и Львовской, венгры - в Закарпатской. В Украине живут и группы этносов, которые насчитывают от 10 до 100 тыс, а также этнические группы, насчитывающие несколько тысяч: ассирийцы, албанцы, корейцы, карелы и др. Подавляющее большинство этих народов расселена дисперсно и не имеет четко определенных этнических границ, а это, по мнению западных етнополітологів, создает дополнительные причины для возникновения конфликтов и трудности в решении их. Это обстоятельство следует учитывать, решая любые проблемы в регионах. хоть 1 Законом "О национальных меньшинствах в Украине", принятым в июне 1992 г., гарантируется правовой защиты представителей всех национальных меньшинств, проживающих в нашем государстве, провозглашено государственные гарантии в обучении на родном языке, в развитии национальных языков и культур, использование национальной символики, відзначанні национальных праздников, сохранении традиций и обычаев, памятников истории и культуры, исповедовать свою религию и др., все же в условиях экономического и социально-политического кризиса в обществе не все положения Закона можно реализовать, не хватает средств на финансирование его. Трудности в реализации Закона могут вызвать недовольство со стороны отдельных этнических групп или их представителей, а это, в свою очередь, может привести к возникновению конфликта. Чтобы предотвратить возникновение конфликтной ситуации, необходимо проанализировать состояние, в котором находятся национальные меньшинства, проблемы, которые существуют в удовлетворении их этнических потребностей, определить их первоочередность - и с учетом возможностей государства раскрыть механизмы их решения. Не менее конфликтогенным фактором, чем предыдущий, является стремление национального большинства, то есть украинцев, реализовать собственные этнические потребности, прежде всего, языковые и культурные. Известно, что во времена СССР приоритет в развитии языка и культуры предоставлялся российской нации. Было создано русскую национально-культурную инфраструктуру, которая включала образовательные заведения, где преподавание проводилось преимущественно на русском языке, газеты, радио, телевидение, театры и др. Русскоязычная среда преобладал и в административных органах, в армии, милиции и т. д.

В условиях развития государственных процессов попытки украинской национальной большинства изменить приоритеты и создать условия для развития украинской культуры и особенно языка нередко подвергаются недовольство, а то и на противодействие проимперских сил, которые пытаются выдать закономерные процессы по "принудительную украинизацию".

С другой стороны, часть украинцев все еще не может преодолеть чувство своей национально-культурной неполноценности, проявляет определенное нежелание менять нечто в своей жизни. Без сомнения, положение, когда на собственной земле, в собственном государстве украинцы не могут считать себя полноправной большинством, хозяином, способное вызвать конфликты, а кроме того, значительно ограничивает возможности гарантировать полноту прав другим этническим группам.

Еще одна конфликтогенная проблема, что также требует своего решения, - это возвращение украинцев, крымских татар и представителей некоторых других народов, которые проживают за пределами Украины, на свою историческую Родину. Как известно, только в бывших республиках СССР ныне проживает около 7 мли этнических украинцев. Очевидно, что часть из них уже сейчас стремится вернуться в Украину, другие - позже, но, бесспорно, что такие миграционные процессы активизируются в ближайшее время. Экономическая ситуация в Украине не дает возможности сразу принять всех желающих и создать им соответствующие условия для проживания. Неустроенность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне может привести к неудовлетворенности и иммигрантов, и постоянных жителей тех регионов, куда они прибывают. Поэтому миграционные процессы надо не только контролировать, но и регулировать определенными органами. Целесообразно изучать, анализировать и прогнозировать эти процессы и их возможные последствия, чтобы предотвратить негативным явлениям, а может, и установить определенные квоты, то есть определить, какое количество людей Украина может принять в определенный период с учетом социально-экономической ситуации, которая сложилась. Следует учитывать и то, что в последнее время Украина испытывает на себе процессы глобального мирового характера. Имеется в виду активизация подвижности населения во всем мире и скачкообразное увеличение притока мигрантов в Украину, которая начала играть роль своеобразного "общего дома". Территория Украины стала одной из звеньев международной нелегальной миграции из стран Южной Азии, Китая, Пакистана, Афганистана и др., которые используют ее как перевалочную базу для въезда в европейские страны. Эти процессы беспокоят мировую общественность, особенно правительства европейских государств, куда направляются мигранты.

С целью изучать и прогнозировать миграционные процессы при ООН создана Международная организация по миграции, которая в начале 1994 г. провела достаточно фундаментальное исследование разновидностей и мотивов возможной миграции из некоторых стран, в том числе из Украины и России. Организация планирует дальнейшее изучение миграционных процессов и выработки соответствующих рекомендаций правительствам тех стран, которые вовлечены в эти процессы.

Поскольку приток мигрантов в Украину в последнее время растет, это создает определенные трудности и ведет к обострению социальной напряженности в обществе. В условиях ухудшения социально-экономической ситуации в стране, противостояние различных политических сил не исключена возможность возникновения конфликтного потенциала в различных сферах общественной жизни. Это касается конфликта и общества в целом, которое желает позитивных изменений и смены власти, что не в состоянии обеспечить их.

Наиболее рациональным способом разрешения конфликта является тот, который устраняет именно его основания, т.е. удовлетворяет требование осуществления желаемых в обществе реформ. Прогресс общества в реализации этих реформ в определенной степени может обострить ситуацию в стране, углубить конфликт, но по своему характеру будет носить позитивную функцию - конструктивную, стабилизирующую.

Для Украины характерно смещение "горячих" точек конфликта с западного региона на восток и юг - в Донбасс и Крым. Если в Западной Украине значительным фактором, который сдерживает проявление социального протеста против резкого снижения уровня жизни, является готовность терпеть ради независимости Украины, в Крыму и на Донбассе, где именно на независимость возлагались надежды на лучшую жизнь, этот фактор не срабатывает.

Анализ ситуации в Украине подтверждает, что наше государство, несмотря на все социально-экономические трудности основные проблемы пытается решать цивилизованными методами.



Назад