Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Сущность, структура и функции политической системы


Модернизация общественных структур, которая происходит в Украине, поставила в центр политических исследований проблему поиска путей выхода из кризиса, определение оптимальных принципов функционирования политической системы украинского общества.

Понятие "политическая система" позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть общественно-политическую природу общества, существующие политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти. Это понятие призвано отразить два момента в политической науке:

1) целостность политики как самостоятельной сферы общества, что представляет совокупность взаимодействующих элементов (партий, государства, лидеров, права и др.);

2) характер связи политики с внешним окружением (экономической, социальной и культурной сферой, другими государствами).

Введение понятия "политическая система" имеет и практическое значение. Оно помогает выделить факторы, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрывают механизмы согласования интересов различных групп населения.

Понятие "политическая система" по смыслу очень объемное. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействие, в которой реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Поэтому в политическую систему включают не только политические институты, которые непосредственно и активно участвуют в политике (государство, партии, лидеры и т. д.), но и экономические, социальные и культурные институты, традиции, ценности и нормы, которые имеют политическое значение и влияют на политический процесс. Назначение всех этих политических и общественно-политических институтов заключается в том, чтобы распределять ресурсы (экономические, валютные, материальные, технологические и др.) и побудить население к принятию этого распределения как обязательного для всех.

Стимулирующим фактором в становлении и развитии теории политических систем стала общая теория систем, которую разработали Л.Л. Богданов и Людвиг фон Берталанфи. По их утверждению, "система - это определенное количество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивую целостность и имеют определенные интегративные закономерности, присущие именно этой общности". Будь-яка система характеризуется и устойчивыми связями элементов, которые достигаются в результате структурного упорядочения ее частей. Важной особенностью системы является ее целенаправленный функциональное состояние.

Учитывая методологию Богданова и Берталанфи, Талкот Парсонс подошел к рассмотрению общества как очень сложной системы управления, которая состоит из относительно самостоятельных систем: экономической, политической и духовной. Каждая из этих систем выполняет свои специфические функции. "Назначение политической системы, - считал Т. Парсонс, - это обеспечить интеграцию, разработать и реализовать общую цель общества".

Идеи Т. Парсонса существенно углубил другой американский политолог - Д. Истон, которого многие ученые считают основателем теории политических систем. В своих трудах "Политическая система" (1953), "Предел политического анализа" (1965) он показал политическую систему как организм, который саморегулируется и развивается, активно реагирует на импульсы, которые поступают извне, то есть на команды.

За Д. Істоном, у системы есть вход и выход. На вход с окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы осуществляются политические решения и политические действия, направленные на реализацию этих решений.

Требования - это первый вид импульсов на входе системы. Эти импульсы могут быть разными - от требований к властям повысить заработную плату, справедливо распределять блага и обеспечивать качество и образование, охрану прав и свободы граждан, нормировать продолжительность рабочего дня к вопросам охраны здоровья, обеспечения общественного спокойствия и т.д.

Второй вид импульсов на входе - это поддержка. Она возможна в различных формах: от материальных (выплата налогов, работа на общественных началах, военная служба и др.) через выполнение законов и других актов государственной власти к уважительного отношения к власти и духовной символики.

Д. Истон называет три объекты поддержки:

1) политическое общество - группа людей, которые взаимосвязаны в одной структуре благодаря распределению деятельности в политике;

2) "режим" - основными компонентами его ценности (цели и принципы), нормы и структура власти;

3) правление, к которому относят людей, которые принимают участие в ежедневных делах политической системы, признаются большинством общества ответственными за свою деятельность.

Поддержка, которую проявляют системе, может усиливаться, когда система удовлетворяет потребности и требования граждан. Поэтому без достаточной поддержки политическая система не может эффективно и надежно работать.

Эти импульсы-требования и импульсы-поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перерывами или и вовсе остановится. С другой стороны, чрезмерное перегрузки системы различными импульсами не дает ей возможности эффективно работать, система перестает оптимально реагировать на социальную поступающую информацию, и это приводит к ее застою.

Отношение к требованиям, которые поступают от различных слоев населения, в значительной мере зависит от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное проявление недовольства властью и поэтому стремятся подавить выступления с этими требованиями. Демократические конституционные политические системы в основном рассматривают запросы и требования населения как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Население поддерживает тех лидеров, те группировки, которые уже подтвердили свою готовность защищать и удовлетворять запросы и потребности этого населения, то есть те группировки и тех лидеров, на которых оно может влиять.

На выходе системы как ее реакция на требования и поддержку появляются авторитетные политические решения и политические действия властей относительно распределения ценностей и ресурсов. Они могут быть в форме новых законов, ассигнований на конкретные потребности, политических заявлений о политических намерениях и политические действия и т.д.

И все же подход Д. Истона к определению модели политической системы не дает возможности объяснить, почему правительства порой принимают решения, которые не выходят из требований граждан, даже больше - противоречат их интересам. Примером могут быть решение правящих кругов Соединенных Штатов развязать войну во Вьетнаме, решение ЦК КПСС ввести войска в Афганистан, решение российского правительства начать боевые действия в Чечне и др. Можно утверждать, что принятие таких политических решений обусловлено требованиями, которые поступают не от социально-культурной среды, а от правящей элиты, которая принимает решения.

Теория политических систем Д. Истона была критикуемая за поверхностное учета психологических аспектов политического взаимодействия.

Другой подход к определению политической системы предложил Габриэль Алмонд. Он считает, что на передний план необходимо выдвинуть целевой, поведенческий аспект различных структур, которые входят в политической системы. С его точки зрения, политическая система - это различные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня: институциональный и ориентационный. Если институциональный уровень сосредоточен преимущественно на исследовании государственных и негосударственных политических институтов, то ориентационный ориентирован на изучение политических структур, которые в своей совокупности создают политическую культуру. Г. Алмонд подчеркнул, что, в отличие от всех других общественных систем и организаций, политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия. "Это - узаконенная сила, - пишет он, - которая пронизывает все "вводные и выводные" факторы общества, предоставляя ему особых качеств и смысла, обеспечивая его сплоченность как системы".

Г. Алмонд определяет четыре функции "введение":

1) функция политической социализации и привлечения к участию в политической жизни;

2) функция артикуляции интересов, то есть формирование требований, соответствующих реальным или воображаемым интересам;

3) функция агрегирования, то есть объединение интересов;

4) функция политической коммуникации, то есть общения, обмена мнениями, идеями.

Он определяет три функции "вывод":

1) разработка норм;

2) применение норм;

3) контроль за выполнением этих норм.

Функция "введение" осуществляется неправительственными формированиями (группами давления, политическими партиями, независимой прессой и др.), тогда как функция "вывод" - это правительственная прерогатива.

В советские времена в научной литературе вплоть до середины 80-х годов аналогом понятия "политическая система" было понятие "политическая организация общества". Политическая организация общества включала профсоюза и молодежные организации. Ядром политической организации была КПСС - "направляющая, мобилизующая и руководящая сила общества". Монопольное положение КПСС в политической жизни общества приобретало роли государства, придушувало инициативу, политическую самостоятельность других субъектов политики.

И лишь в конце 80-х годов категория "политическая система" стала утверждаться в философской и политической литературе советского общества. Но объем и содержание этой категории объяснялись все же иначе, чем в зарубежной литературе. Согласно марксистского подхода к предопределенности политической надстройки экономического базиса, социально-классовой структуры общества политическая система была тесно связана с определенным типом формации.

Политическая система общества в научной литературе того времени определялась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий и общественных организаций, в рамках которого происходит политическую жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть. Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимосвязи политической системы с другими социальными структурами общества, с психологическими и идейными установками правящей элиты и политических лидеров.

Современные научные взгляды, которые существуют в отечественной научной литературе, очерчиваются двумя подходами. Первый из них политическую систему трактует как теоретический, идеальный инструмент, который позволяет выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отражение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятия "политическая система" можно применять для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюзы, общественно-политического движения и др., каждое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему.

Во втором, более конкретному, толковании понятия "политическая система" означает реальный сложный механизм формирования и функционирования властных отношений в обществе. Этот механизм включает политическую деятельность и политические отношения между различными политическими субъектами (группы и индивиды): политическую организацию (к которой входят государства, партии и политические ассоциации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру и др.

Опираясь на эти подходы, во время анализа политических систем различных обществ следует учитывать как системные свойства различных политических явлений, так и стали взаимосвязи между ними, а именно:

  • інвайроментальні (взаимосвязь среды и системы);
  • институциональные (организационные свойства элементов системы - государство, партии, общественные организации, массовые объединения, участвующие в политической жизни);
  • регулятивные (правовые и политические нормы как нормативная основа деятельности институтов системы);
  • коммуникативные (внутренние системные свойства, связи и отношения);
  • функциональные (политический режим и процесс, состоящий в результате деятельности из элементов системы);
  • культурно-творческие и идеологические (политическая культура и сознание);
  • ролевые (назначение политической системы как целого в общественной жизни отдельной страны и на международной арене, а также роль отдельных элементов политической системы).

Следовательно, политическая система-сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связями и свойствами элементов ее можно определить как системную совокупность политических взаимоотношений, правовых и политических норм, институтов и идей, связанных с формированием, осуществлением власти и с управлением обществом.

Какое же методологическое значение категории "политическая система" для анализа государственного политического управления?

Во-первых, с ее помощью значительно легче отделить политическую сферу от государственной, раскрыть ее взаимодействие.

Во-вторых, легко сопоставить элементы государственной политики и политики общества, отличить государственное управление от управления в обществе в целом.

В-третьих, системный подход дает возможность найти много общего в различных типах политических систем, определить тенденции модернизации и пути их сближения.

По-четвертых, возможности этой категории дают возможность изучать динамику различных национальных политических структур в сравнительном плане в течение долгого времени, помогают оценивать политический климат страны и на этой основе принимать найоптималь-ниши политические решения.

Политическая система функционирует как целостная динамическая система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, социальной, религиозной и идеологической. Все системы общества взаимосвязаны и взаимозависимы.

Определяющей относительно всех систем, в том числе и политической, выступает экономическая система. Ведь среди многочисленных и разнообразных интересов социальных групп ведущими являются именно экономические. Правящие группы, их партии и организации образуют такой экономический организм, который удовлетворял бы прежде всего их интересы. Поэтому именно экономическая система определяет сущность, структура и функции политической системы. А политическая система, со своей стороны, оказывает регулирующее влияние на экономическую систему, обеспечивает существование именно такого экономического организма, который нужен правящим социальным группам.

Анализ политической системы дает возможность раскрыть ее структуру. Это - внутренняя организация целостной системы как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, которые ее образуют; стойка упорядоченность элементов; закономерные связи между элементами. Структура дает возможность понять, как именно системное целое организовано.

Обратимся к взглядов на структуру политической системы, которые чаще всего встречаются в современной отечественной политической литературе.

Первым фундаментальным элементом политической системы общества являются политические отношения между индивидами, социальными и этническими группами, между нациями и государствами; между государством и гражданами, гражданами и их организациями относительно власти, выработки и осуществления политики. Здесь политическая деятельность выступает формой функционирования политических отношений. Она является осознанной, целенаправленной деятельностью социальных субъектов по реализации своих политических интересов в конкретной политической деятельности людей, их социальных групп, общественно-политических объединений.

Политическая деятельность начинается с возникновения определенного интереса и завершается его реализацией, то есть практическим результатом.

Одним из центральных элементов политических отношений и политической деятельности являются политические роли. Анализ показывает, что, какой бы надежной ни была система, политические роли ее субъектов всегда в динамике.

Стабильность политических отношений заключается в четкости определения и закрепления в законах и нормах (правовых, политических и моральных) ролей, то есть круга прав, обязанностей и ответственности субъектов политической системы. Поэтому самое важное политическое действие состоит из образования, укрепление и исполнение ролей, связанных с сочетанием элементов политической системы с определенными связями. Такие роли - роли формирование политической системы и ее функционирования - играют "офисы", совокупность "офисов" (имеется в виду система органов и должностей государственных, партийных и общественных организаций).

В связи с этим стержневым элементом политической системы выступает политическая организация общества, которая включает государство и его учреждения, политические партии, общественно-политические организации и движения и трудовые коллективы со своими органами самоуправления.

Важным элементом политической системы является политическое сознание как неотъемлемый компонент политической деятельности людей. Она является отражением политической жизни общества в идеях, мнениях, представлениях, традициях, социально-политических чувствах человека, социальной группы, нации и народа. Политическое сознание - это понимание обществом самого себя как политической целостности; в реальной жизни такое сознание выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Значительную роль в политической системе играет политическая культура, которая характеризует качественное состояние политических отношений и деятельности в обществе, а также раскрывает степень социально-культурного развития человека и степень ее активности в преобразовании политической действительности.

Политические и правовые нормы выступают важным регулівним элементом политической системы. Если политические нормы действуют и реализуются в виде принципов и установок, которые регулируют деятельность политических институтов и граждан как субъектов политической жизни, то правовые нормы - это совокупность утвержденных или санкційованих государством общеобязательных правил политического поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается определенными мерами государственного воздействия (уголовное, административное, государственное и гражданское право). На основе политических и правовых норм образуются регуляторы общественных отношений власти и закрепляются основные принципы деятельности субъектов политики.

Признанным элементом политической системы общества являются средства массовой информации как средства духовного общения больших масс людей, духовно-политического общения государства и общества, человека и государства и государства с другими политическими институтами и другими государствами и международными организациями. Средства массовой информации используются, прежде всего, для политического и идеологического влияния на электорат с целью легитимации власти или чтобы захватить ее, укрепить и реализовать в интересах определенных социальных сил.

Существуют и другие взгляды на структуру политической системы. Подавляющее большинство современных западных и значительная часть российских ученых в структуре политической системы выделяют такие подсистемы, как институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, то есть совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), которые выражают и представляют разные по значению интересы: от общезначимых к групповых и частных. Важнейшим инструментом реализации общественных интересов является государство. Она сосредоточивает в своих руках власть и ресурсы, распределяет ценности и блага, побуждает население в обязательного выполнения ее решений. Кроме государства, в институциональную подсистему входят как политические организации, например партии и группы давления, так и неполитические организации, имеющие значительные возможности влиять на власть и общество, средства массовой информации, церковь и др. Уровень институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций их структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения.

Институты власти выполняют самые разнообразные роли на основе различных норм - политических, правовых, культурных, моральных и др. Вся эта совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходит политическое влияние. Эти правила могут фиксироваться в конституциях, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в виде традиций, обычаев и символов.

Руководствуясь формализованными и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействие. Формы этих взаимодействий, основанные на согласии или конфликте (например, между лицом и государством), на их интенсивности и направленности, составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникации характеризует открытость власти, ее способность к диалогу, стремление к согласию, к обмену информацией с обществом.

Политическое взаимодействие предопределяется характером культурно-религиозной среды, его однородностью. Совокупность субкультур и религиозная система определяют приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения и политическую ментальность и составляют культурную подсистему. Она предоставляет загальнозначущого смысла политическим действиям и отношениям различных субъектов, стабилизирует общество, ложится в основу взаимопонимания и согласия. Чем выше уровень культурной однородности общества, тем выше эффективность деятельности политических институтов. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующие в обществе политическая культура и религия, определяющие модель взаимодействия индивидов, стандарты индивидуального поведения.

Желаемые модели общества, которые отражены в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность методов и средств реализации власти. Эта совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных взаимоотношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, средства интеграции его и достижения целостности.

Все подсистемы политической сферы соединены связями взаимозависимости. Взаимодействуя, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, помогают эффективно реализовать ее функции в обществе. Следовательно, политическая система - это живая, открытая, динамичная система, которая выполняет свои, только ей присущие функции.

В научной литературе есть разные взгляды на функции политической системы, но есть и определенные совместные научные подходы. Один из таких взглядов обобщает взгляды большинства отечественных ученых относительно функции политической системы. Они совпадают в том, что каждая функция должна отражать определенную системную качество. В связи с этим можно выделить следующие основные функции политической системы общества:

1) определение целей и задач общества;

2) мобилизация ресурсов;

3) властно-политическая интеграция общества;

4) режим регулирования социально-политической деятельности;

5) легитимация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Главные функции политической системы - это определение целей и задач общества, а также мобилизация всех ресурсов для достижения этих целей и урегулирования режима политической деятельности.

Функции интеграции и легитимации являются функциями не только политической системы, но и духовно-культурной, экономической и других систем.

Выполняя свои функции, политическая система обеспечивает целостный руководящий влияние на общество как на единый организм, которым эффективно управляет политическая власть.

Характерным признаком политического управления является то, что это сознательное управление, оно связано с определением стратегических, долгосрочных приоритетов, целей, цели деятельности людей, их группировок и общества в целом. Политическое управление должно формировать и поддерживать определенный социальный порядок, обеспечивать его защиту, оправдывать его существования.

Сегодня Украина только начинает развивать свою новую политическую систему - систему демократической деятельности и отношений, правовых гарантий и политической ответственности всех субъектов демократического процесса.

Поэтому в реальной жизни нашей страны, как и в других странах, которые еще формируют свои новые политические системы, происходит постоянное соперничество двух факторов, двух основных тенденций. С одной стороны - фактор случайностей, тенденция к дезорганизации, к разрушению старой политической системы, с другой - фактор управления и самоуправления, тенденция к организованности, упорядочения и стабилизации развития и прогресса политической системы. Важно, чтобы все эти процессы и явления были узко детерминированными и имели возможность для различных линий своего развития. Возможность управления определяется самим существованием случайностей, и это дает возможность избегать одноваріантного назначения. Поэтому одна из основных условий управления - это условие иметь определенный выбор; второе условие - чтобы управлять, нужно иметь обратную связь между всеми элементами политической системы.

Другая точка зрения относительно функций любой системы исходит из того, что политическая система обеспечивает стабильность общества, его прогресс через сбалансированность различных групп интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие функции политической системы, используя классификацию современных американских политологов Г. Алмонда и Дж. Павелла:

1. Функция выражения интересов. Политическая система через различные организации должна представлять в обществе интересы различных социальных групп. Иначе они могут находить другие, часто весьма разрушительные формы отображения своих требований.

2. Функция обобщения интересов. Розмежованість интересов различных социальных групп и индивидов в обществе может быть очень большим. Поэтому возникает потребность обобщать, переводить требования на язык программ и доводить их до власти. Эту функцию выполняют преимущественно партии.

3. Функция отработки правил и норм. Эту функцию выполняют законодательные органы, издавая законы и нормативные документы.

4. Функция применения правил. Выполнение этой функции является прерогативой исполнительных органов, выполняющих приказы законодателей.

5. Функция контроля применения правил. Эту функцию выполняют судебные органы и органы насилия или принуждения.

6. Функция политической коммуникации. Она предполагает различные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, между лидерами и гражданами.



Назад