Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Основные направления становления и развития политической системы Украины


Большинство современных отечественных политологов, исследуя взаимосвязь государственной власти и общества, ограничивают политическую практику существованием двух основных типов политической системы - демократии и диктатуры. Демократия определяется как народная форма правления, где народ наделен властью и осуществляет ее непосредственно сам или через свободно избранных представителей. При диктатуре такой возможности нет.

Независимая Украина избрала демократический тип политической системы, что и указано в новой Конституции Украины. В соответствии с основными положениями украинской Конституции, сейчас в нашем государстве происходит активный процесс формирования новой политической системы. Составляющими этого процесса являются: утверждение принципов демократии, парламентаризма и политического плюрализма; обеспечение прав и свобод граждан; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; введение института президентской власти; признание средств массовой информации важным элементом политической системы; формирование системы самоуправления народа и т.п. Некоторые из этих элементов уже вошли в жизнь, а некоторые только приблизились к исполнению. Кроме того, в коренном реформировании нуждается экономика Украины. Она требует перехода на рыночные отношения. Но чтобы рыночное саморегулирование не превратилось в разгул базарной стихии, государство и законодательные органы, партии и профсоюзы должны дополнить его системой законодательных и других мер, направленных, прежде всего, на обеспечение социальной защиты граждан государства.

Создание новой политической системы в нашем обществе происходит сложно и противоречиво. После августа 1991 г. начали складываться совершенно новые условия общественной жизни. Существующие политические институты были неспособны действовать эффективно, а новая политическая система, которая призвана через соответствующие институты осуществлять управление обществом, производится очень медленно.

В то же время выход из экономического и политического кризиса требует скорейшего, решительного и, безусловно, компетентного введении новых систем: экономической - с рыночными отношениями, приватизацией, с одинаковыми условиями функционирования различных форм собственности; политической - с новыми политическими отношениями, с правовым государством, парламентскими партиями, гражданским обществом и самоуправлением; социальной - со справедливым распределением материальных и культурных благ, с новой организацией труда, эффективным социальной защитой населения страны. Причем вводить новые системы необходимо исключительно на научной основе, со своими признаками, законами, категориями, с набором определенных взаимодействующих институтов и звеньев. Для эффективного выполнения этих задач нужны высококвалифицированные специалисты, которые хорошо знают общие закономерности процессов управления и самоуправления, исторический и политический опыт своей страны и других стран. К сожалению, таких специалистов в Украине очень мало. Ведь политическая и народногосподарська системы в бывшем СССР фактически никогда не управлялись профессионалами. Профессиональное управление требует знания более 400 конкретных правил, до сих пор не известных руководству. Ни одно высшее учебное заведение до недавнего времени не готовил управленцев. В бывшем СССР лишь генеральных директоров предприятий было более 100 тыс, но только некоторые из них имели соответствующие знания.

Не лучше было и с политическим руководством. Анализ образования членов политбюро ЦК КПСС свидетельствует, что после смерти Ленина от 15 до 40% высшего политического руководства великой страны не имело не только профессиональной управленческой, но и вообще высшего образования. То есть, длительное время страной правили люди, мягко говоря, некомпетентны.

Политическое наследие тоталитарной системы имела много и других негативных последствий. В теории доминировало бедная, а нередко и примитивное, представления о демократии, в частности социалистическую, недооценивался бюрократизм как уродливое социальное явление. Государство и право трактовались в научной литературе как классовые институты, лишенные общечеловеческого содержания. Долгое время существовало недоверчивое и даже негативное отношение к самой идее самоуправления. В политической жизни царила одна партия - КГІРС, а все другие политические институты были подвластны ей и обслуживали ее политику, ее господство. К сожалению, собственного опыта по реформированию политической системы Украина не имеет, а опыта по построению современной демократической политической системы наша страна практически не имела вовсе.

Главной целью формирования новой политической системы является переход к настоящей, действенной народной демократии. Для того чтобы новая политическая система была всегда способной к самообновления и адаптации, необходимо, согласно положениям новой Конституции Украины, коренным образом проработать механизм представительной и непосредственной демократии, широко воплотить в общественную жизнь элементы самоуправления, сломать бюрократическую машину, выбрав действительно, квалифицированный профессиональный парламент. Исполнительная власть должна быть также высококвалифицированной, а ее аппарат - небольшим, но способным эффективно работать.

В связи с коренной перестройкой механизма представительной демократии и непосредственной демократии возникает необходимость усовершенствовать избирательное законодательство на многопартийной основе, четко определить процедуры выборов Президента, народных депутатов Украины и местных представительных органов.

До основных направлений становления и развития новой политической системы следует отнести построение демократического, правового, социального государства, как записано в Конституции, с эффективно действующим парламентом, профессиональным высококвалифицированным, сильным правительством и независимыми судебными органами - то есть с четким разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви с разграничением их функций. Важной задачей является укрепить законность и правопорядок, исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно противодействовать бюрократизмові и формалізмові; утвердить верховенство закона, бесспорно придерживаться его на всех уровнях всем гражданам; обеспечить достойные человека условия жизни.

Демократизм государства и государственного строя в целом проявляется прежде всего в признании народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине, а также в сочетании непосредственного народовластия с осуществлением власти через органы государственной власти и местного самоуправления.

Кроме этого, основным направлением формирования новой политической системы является построение гражданского общества как совокупности свободных людей и их организаций, политических партий, движений, профсоюзов, кооперативов и ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы граждан, устанавливать и реализовывать соответствующие отношения с государством. Создания гражданского общества в Украине должно опираться на использование мирового опыта, различных форм собственности и демократических политических институтов.

Путь к гражданскому обществу пролегает через широчайшее внедрение самоуправления народа. Оно воплощается в двух взаимосвязанных тенденциях:

1) расширение сферы самоуправления народа за счет радикального сужению централизованного государственного управления;

2) качественное развитие самоуправления, направленный на дальнейшее расширение сферы действия гуманистических принципов и демократических принципов и на вытеснение элементов бюрократизма.

Важным в построении гражданского общества является утверждение плюрализма, который выступает своеобразной формой самореализации общества и лица, отражая степень самодеятельности свободных людей и их организаций, социальной и политической свободы.

Как основа демократической политической системы гражданское общество вносит в нее демократические черты и качества, могучий дух освобождения лица от государственного диктата.

Важным направлением формирования политической системы является дальнейшее развитие и совершенствование политических отношений путем открывания максимального пространства самоуправлению общества на всех уровнях его социально-политической организации, содействие наиболее полному виявові инициативы граждан и представительных органов власти, партий, объединений и движений и трудовых коллективов.

Рост политического сознания и политической культуры сус-пільства и лица как на теоретическом, так и на обыденном уровне также является важным направлением развития и становления новой политической системы. Это предусматривает внедрение рациональной системы политического образования граждан, совершенствования повседневного практического политического опыта, учитывая, что обыденный уровень политического сознания материализуется в наблюдениях, привычках, представлениях и стереотипах, влияет на формирование общественного мнения.

Создание новой Украины требует качественно нового состояния духовности народа, повышение его образовательного и культурного потенциалов, структурных изменений в среднем и высшем образовании, обращение к лучших политических традиций, политической истории и культурного наследия украинского народа, более рационального и эффективного использования достижений отечественного искусства. Это требует обеспечения необходимых условий для свободного развития нации в целом и каждого этноса в частности, формирование и рост национального сознания и национальной культуры.

До основных направлений и перспектив формирования новой политической системы следует отнести и совершенствования деятельности средств массовой информации, укрепление их роли в регулировании политических отношений, в управлении обществом, в формировании политического сознания и политической культуры общества и каждого гражданина, особенно для достижения властно-политической интеграции общества.

Важнейшая задача средств массовой информации - обеспечивать широкую гласность как залог демократизации общества, как важный принцип построения гражданского общества и правового государства. Одним из главных результатов деятельности средств массовой информации должно быть создание новой общественно-политической ситуации, которая характеризуется розкріпаченням сознания и инициативы людей, свободным обменом и борьбой мнений, настоящим плюрализмом в поисках путей выхода страны из кризиса. При этом гласность не должна обернуться на средство проявления амбициозных, эгоистических интересов отдельных людей или групп, достижения целей, которые не совпадают с утверждением реального народовластия.

Своевременное самообновления политической системы с учетом внутреннего и международного положения, то есть ее постоянная адаптация, является важным компонентом ее развития. Адаптация для политической системы - это не просто приспособление к враждебного влияния, это и попытка превратить те системы, которые оказывают давление.

Следует отметить, что всякая политическая система функционирует на основе социально-политических норм, которые играют роль регулятора политической деятельности. Главное место среди них занимает право - санкционированы ли установленные государством для граждан и юридических лиц правила поведения, соблюдение которых обеспечивается государственным принуждением. Кроме того, существуют обычаи, корпоративные нормы и нормы морали. Во всей системе норм является основные положения, связанные с выполнением власти. Это - государственное (конституционное) право, которое гарантируется конституцией. Остальные нормы так или так следует из конституции. Именно конституционные нормы имеют самый выраженный политический характер.

Конституция (от лат. constitutio - устройство) - это писан правовой документ (основной закон). Он содержит политические институты и процедуры. Следует отметить, что тиранические режимы также могут иметь демократические конституции. Поэтому важна не просто конституция, а конституционализм как принцип функционирования политических институтов в том смысле, что и правительство, и государственные институты реально ограничены в своей деятельности определенными правовыми процедурами и что есть определенные решения, которых они не могут принять вообще. Необходимо иметь так называемую живу конституцию - реально существующую в стране систему социально-политических отношений, которые генерируют и защищают конституционализм. Последний может существовать и без конституции (например, в Англии). Важным принципом конституционализма является защита прав и свобод человека.

Система общественных отношений, которые регулирует, закрепляет и охраняет конституция, составляет конституционный строй страны. Основными составляющими конституционного строя является государственный и общественный строй. Конституция регулирует и закрепляет, как правило, не все аспекты государственного и общественного строя, а лишь его основы. Поэтому приоритетным элементом конституционного строя является основы государственного строя. В самом общем плане основы государственного строя представляют собой систему базовых принципов организации и деятельности государства и ее важнейших институтов. Эти принципы определяют сущность, тип, формы и функции государства и механизмы осуществления их. Главной чертой нашего государства и, соответственно, принципами государственного строя является суверенность и независимость.

Подытоживая, сделаем определенные выводы.

Политическая система общества - это система отношений, идей, институтов и политических и правовых норм, связанных с формированием и осуществлением власти и управления. Она обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого целого.

Основное направление становления и развития политической системы Украины - глубокая и всесторонняя демократизация общественной жизни, развитие гражданского общества, правового и социального государства, усиление взаимовлияния и взаимосвязей с политическими системами других стран ради собственного непрерывного совершенствования.



Назад