Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Генезис, сущность и функции государства


История государства - сложный и многообразный процесс, обусловленный различными историческими и региональными особенностями и факторами.

Возникновение государства, ее сущность, организационная структура и механизм функционирования принадлежат к наиболее сложных проблем жизни и развития общественной жизни.

Генезис государства. В соответствии с писаной истории человечества, первые государства возникли в конце IV - начале III тысячелетия до н.э. Историческая наука не имеет единого мнения относительно причин возникновения государства. В зависимости от научного интереса, идеологии и политического заказа появление государства одни связывают с возникновением самого общества, другие - с процессами, которые происходят в обществе, третьи - с деятельностью людей и др.

В разные исторические эпохи в понятие "государство" вкладывали разный смысл. Древнегреческий философ Платон изображал идеальном государстве как иерархию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, крестьян и ремесленников. Основоположник утопического социализма Т. Мор утверждал: "Государство - это заговор богатых против бедных". Г. Гегель считал: "Государство - это образ и действительность ума, это ход боев в мире". А Людовик XIV говорил: "Государство - это я". Это высказывание вошел в историю как символ абсолютной власти. В 20 в. в связи с развитием демократии появилась новая формула: "Государство - это мы". В анализе и определении сущности государства оказалось два подхода: внеклассовый и классовый.

Внеклассовый подход к анализу возникновения государства и определения ее сущности нашел отражение в ряде теоретических концепций. "Патриархальная" версия доказывала, что государство происходит от семьи, которая разрослась. "Теократическая" теория утверждала, что государство подарил Бог. Г. Гегель рассматривал государство как отражение и действительность ума, воплощение моральной идеи. "Договорная" теория провозглашала, что государство - это орудие примирения классов. Именно такой взгляд разделяли T. Гоббс, Ж. -Же. Руссо и др. По мнению Руссо, государство, объединяя все группы людей, должна защищать личность и собственность. Существовала либеральная теория "ночного, сторожа", согласно которой государство возникло через необходимость охранять покой граждан, а теория "обруча" утверждала, что государство "стягивает" воедино своих граждан, как обруч клепки в бочке.

В конце 19 в. для объяснения причин возникновения государства было предъявлено "теорию насилия", ярким представителем которой является Людвиг фон Гумплович. В соответствии с ней, среди важнейших факторов создания государства выделялись войны и территориальные завоевания. По "психологической теорией", появление государства вызвана необходимостью господства одной, более сильной части населения над другой, психологически слабее.

Анализ позакласових теорий дает возможность сделать вывод, что ни одна из них не дает полного, обоснованного объяснения происхождения и сущности государства.

Классовый (марксистский) подход к анализу причин возникновения государства и определения ее сущности базируется на том, что человеческая цивилизация берет начало из первобытнообщинного строя, который охватывает большой исторический период в сотни тысяч лет. Характерными чертами жизни людей в то время были: совместная работа членов общины, уравнительное распределение продуктов, отсутствие публичной власти, отделенной от основной массы людей. Община действовала на основе полного самоуправления. Экономической основой такого общественного устройства были общинная собственность и совместная работа, совместное ведение хозяйства. Это и давало возможность выжить в суровых условиях первобытной эпохи.

Одинаковое отношение членов общества к немногочисленные примитивных средств производства делало их равноправными владельцами, предопределяло их коллективизм.

Прошли тысячелетия, прежде чем примитивные орудия труда изменились на более совершенные, которые дали возможность отдельным семьям получить производственную и экономическую самостоятельность. На новой ступени развития материального производства происходит первый разделение труда-отделение скотоводства от земледелия. Одним из последствий такого разделения стал переход к отцу права собственности и наследования детьми родительского имущества, что привело к глубокой трещины в единой коллективной собственности рода.

Первоначальная община превратилась в крестьянскую, основанную не на коллективной, а на частной собственности на средства производства. Это было прогрессивным шагом, поскольку стимулировало развитие производства. В то же время частная собственность обусловила экономическое неравенство семей и усиления власти вождей и военачальников. Появились пуски наследственной власти.

Итак, на место первобытного коллективизма и взаимопомощи пришла разобщенность людей, борьба за власть и привилегии. Общество раскололось на противоположные социальные группы, и не хватало только организации, которая бы сломила сопротивление неимущих и малоимущих социальных групп и закрепила господства состоятельных, их право на власть. Такая организация и возникла, став воплощением государства. Она формировалась в условиях столкновения классов и становилась, по общему правилу, организацией самого мощного, экономически господствующего класса. С помощью государства этот класс стал и политически господствующим и таким образом получил новые средства для подавления эксплуатации угнетенного класса.

Исходя из этого, сторонники классового подхода определяют государство как основной институт политической системы классового общества, который осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры". "Государство, - утверждал

В.И. Ленин, - есть машина для угнетения одного класса другим. Машина, чтобы держать в повиновении одному классу другие, подчиненные классы".

Не отрицая влияния классовых факторов, большинство современных ученых все же не связывает существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах ее появление исторически предшествовало и способствовала классовому расслоению общества (Древний Египетского и Вавилон, Древний Китай, Израильское царство Давида, царство Урарту, античные государства Киевская Русь.

Анализ докласового общества свидетельствует, что возникновение государства в значительной мере связано с потребностью в управленческой функции, выделения управленческого труда в самостоятельную функцию, которая становится необходимой для эффективного регулирования общественных отношений. То есть главным определяющим фактором в возникновении государства выступает не частная собственность и не классовые антагонизма, а потребность общества в осуществлении организационно-управленческой функции.

В процессе исторического развития, по мере стирания социальных различий и противоположностей, демократизации общества, государство все больше становится надкласовою, общенациональной организацией.

Ведь одной из важнейших особенностей государства является способность интегрировать общество, в котором имеются социальные различия и вызванная ими борьба интересов.

Поэтому государство и действует прежде всего в сфере общих интересов, проблем развития и существования социальной целостности. Если она выходит из этой сферы, перестает быть представителем интересов социальной целостности, то перестает быть и государством, не выполняет своей функции регуляции социальных отношений. Считать, как это часто делают, исходя из марксистско-ленинской традиции, государство только инструментом господства одного класса над другим - это, по сути, искажать ее природу, забывать неизбежен связь государства с интересами социальной целостности.

Интересными для понимания сущности государства являются социологические характеристики государства, высказанные известными учеными и политическими деятелями.

Своеобразно истолковал суть государства немецкий социолог и политолог М. Вебер (1864-1920), который разработал "социологию господства". Власть, по М. Вебером, означает возможность выполнять волю внутри определенной социальной среды, даже вопреки сопротивлению других его участников. Основным признаком господство он считал способность аппарата управления гарантировать "порядок" на данной территории путем угрозы или применения психологического и физического насилия. "Господство" рассматривается в социологии М. Вебера как особая форма власти, как основной институт в системе государства.

Основные социологические характеристики государства, по мнению М. Вебера, такие: наличие административного и правового правопорядка, на который ориентируются действия административного аппарата; принудительный характер данных действий; распространение их на определенную территорию; монополия легитимного (законного) применения насилия.

И это не в полной мере выражает сущность государства, ибо также сводит ее практически до господства одного класса над другим, к насилию. Поэтому анархисты, например, выступали против государства как такового. М. Бакунин писал: "Если есть государство, то обязательно есть господство, следовательно, и рабство: господство без рабства, открытого или скрытого, немыслимое, вот почему мы - враги государства... Всякое государство, не исключая и ... народной, есть иго, а это порождает, с одной стороны, деспотизм, а с другой - рабство...".

Испанский политолог Саністебан определяет государство как политическое сообщество, составляющими которой являются территория, население и власть. Территория - это пространство государства, занят ее населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Власть элиты реализуется через юридические нормы. Власть государства является суверенным, то есть на ее территории она выступает как высшая власть, а в мировом обществе - как самостоятельная.

Сущность и признаки государства. Государства различных исторических эпох и народов не похожи между собой, отличаются друг от друга. Но у них есть определенные черты, которые присущи каждой из них, хотя в современных государств, для которых характерны интеграционные процессы, они порой достаточно размыты. Общими признаками государства, общими для всех, есть такие:

1. Территория, что очерчен границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, проживающих на определенной территории. Само государство не строится за кровнородинними (кровными) или религиозным признакам, а на основе территориальной и, часто, этнической общности людей.

Территория - это пространственная форма и материальная основа жизнедеятельности людей. Каждое государство имеет свои территориальные границы, которые формировались и устанавливались разными путями: стихийно, спонтанно, как отражение существующих естественных границ (реки, моря, горы и т.д.); установленные принудительно в результате войн или межгосударственных конфликтов; стали результатом международно-правовых сделок и др.

Современное международное право исходит из принципа неприкосновенности и территориальной целостности государств, недопущения насильственного передела территорий государств, отторжение любой части их. Уважения территориальной целостности и неприкосновенности границ является необходимым элементом всех межгосударственных политических договоров.

2. Посутньою признаком государства является народ, который проживает на территории государства, имеет свою иерархию, структуру, организацию и государственно-правовой статус, объединенный правовым союзом граждан, гражданством. В мире существует два главных способа приобретения гражданства: от рождения или через предоставление гражданства лицу с ее воли (натурализация) уполномоченными на то государственными органами.

3. Важным признаком государства является ее суверенитет, который определяют как делегированную народом верховную власть, ее верховенство на всей территории государства. В любом современном обществе есть много влад: семейная, производственная, партийная, церковная и др. Но наивысшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, владеет государство. Только ему принадлежит право на издание законов, которые обязательны для всего населения.

4. Наличие закона. Закон есть первая субстанция власти. Все великие властители и цари были прежде всего законодателями (Соломон, Моисей, Ярослав Мудрый, Наполеон и др.). В законе и через закон власти существенно изменяется; она перестает быть произволом и становится всеобщей нормой.

5. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения очень широкий - от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишать граждан высших ценностей, которыми являются жизнь и свобода, определяет особую важность и действенность государственной власти. Для выполнения принуждения у государства есть специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

6. Право справлять (взимать) налоги и сборы с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и чиновников и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

7. Отделение публичной власти от общества, ее расхождение с организацией всего населения, появление прослойки профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, которая строится на принципах самоуправления.

8. Претензия на представительство общества как целого и защита общих интересов и общего блага. Ни одна организация, кроме разве что партий тоталитарных государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

9. Наличие четко определенных государственных символов: герба, флага, гимна.

В статье 20 Конституции Украины они обозначены так: Государственный Флаг Украины - стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов.

Большой Государственный Герб Украины устанавливается с учетом малого Государственного Герба Украины и герба Войска Запорожского законом, который принимается не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины. Главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины).

Государственный Гимн Украины - национальный гимн на музыку М. Вербицкого со словами, утвержденными законом, который принимается не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практически-политическое значение, особенно в международных отношениях и в международном праве. Государство - субъект международных отношений.

Только на основе владения качествами государства те или иные организации определяются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяют три минимальные признаки государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, которая осуществляет эффективный контроль хотя бы над большей частью территорий и населения.

Функции государства. Соответственно до своего назначения государство выполняет определенные функции - внутренние и внешние. Внутренними принято считать: законодательную, организационно-управленческую, социальную, политически-экономической, национально-интегративную, демографическую, культурную, правоохранительную, экологическую и фискальную.

Законодательная функция государства заключается в установлении общепринятых норм и требований, которые существуют в виде законов, постановлений, указов, распоряжений и т.д. их должны соблюдать все граждане и учреждения и нарушение которых влечет за собой карательные функции со стороны государства. Благодаря выполнению этой функции достигается стабильность и правопорядок в обществе.

Задачей организационно-управленческой деятельности государства является устанавливать и соблюдать определенного порядка в обществе, разрабатывать программы и проекты и материальные средства на осуществление их и т. д.

К социальной функции относится деятельность государства по обеспечению граждан жильем, здравоохранения и развития медицины, охраны труда, перераспределения доходов, защиты незащищенных слоев населения, пенсионного обеспечения и т.д.

Политически-экономическая функция заключается в обеспечении стабильности общества, экономического развития государства, в формировании бюджета государства, в нахождении источников финансовых поступлений, в установлении их размеров и государственных расходов, в дотировании необходимых отраслей и др.

К основным внешним функциям относят дипломатическую, военную, участие в международном разделении труда, связанном с ним обмене товарами, сырьем, технологиями и духовными ценностями; совместное решение глобальных проблем современности и др.

Дипломатическая функция направлена на обеспечение благоприятных внешнеполитических условий развития государства, на развитие и сотрудничество с другими странами, на интеграцию государства в мировое сообщество. Благодаря оборонной функции обеспечивается целостность государства, его безопасность и развитие военного потенциала.

Часть функций государства принадлежит исключительно к ее компетенции, то есть является ее прерогативами. К ним относят: управление общегражданских делами в интересах сохранения целостности общества и его стабильности; установление размеров и сбор налогов, пошлины, выпуск денег и регулирования денежного обращения; применение организованного принуждения.

Все функции государства диктуются двумя видами интересов интересам экономически господствующих групп, которые имеют реальную власть, и интересами остальных социальных слоев народа. Эти общие интересы обусловлены самим фактом существования государства как целостного организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.

На современном этапе загальноцивілізаційною тенденцией является постепенное превращение государства в орган выявление потребностей и интересов общества в целом, не исключая приоритетов экономически господствующих социальных групп.

То есть сейчас формируется загальноцивілізаційний подход к анализу причин возникновения, определение сущности государства, ее места и роли в политической системе общества, ее задач и функций. Его цель - преодолеть ограниченность и недостатки позакласового и классового подходов и обеспечить действительно научный анализ государственности.

Для выполнения внутренних и внешних функций государство имеет определенный механизм, который представляет собой комплекс соответствующих органов: законодательные, распорядительных и правоохранительных, в том числе суд, прокуратуру, госбезопасность, вооруженные силы, финансовые структуры.



Назад