Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Формы государственного правления


В процессе становления и развития государства формируется определенная система, включающая форму правления, государственный строй и политический режим. Форма государственного правления является одной из важных характеристик формы государства и зависит от способа организации верховной власти в государстве и в первую очередь от того, что именно признается ее формальным источником, которым является порядок образования и обновление органов государственной власти (выборы или престолонаследии), принципы взаимодействия органов власти между собой и с населением.

Источником власти признается или воля одного человека, или воля всего народа, или определенной господствующей социальной группы. В современной науке принято различать две основные формы правления: монархическую и республиканскую.

Монархия характеризуется тем, что власть государства (короля, императора и др.) передается по наследству. Она не считается производным от любой другой власти, органа или выборов. Монархия как форма правления имеет несколько разновидностей. Абсолютная монархия предполагает всевластия государства (короля, императора) и отсутствие конституционного строя. Эта форма правления была распространена в эпоху феодализма, в настоящее время в развитых странах не существует. Конституционная монархия ограничивает полномочия главы государства конституцией. В зависимости от степени конституционного ограничения различают дуалистическую и парламентской монархии.

За дуалистической монархии происходит разделение власти между монархом и парламентом. Полномочия монарха ограничены преимущественно в сфере законодательной власти, но достаточно широкие в исполнительной. Так было в некоторых государствах 19 ст. (в Германии - по конституции 1871 г., в Японии - по конституции 1889 г.), а сейчас это фактически не практикуется в развитых странах.

Суть парламентской монархии заключается в том, что законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а власть монарха значительно ограничена и в сфере управления. Теперь парламентская монархия достаточно эффективна во многих странах - Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии.

Республика (лат. respublica - общественное дело) - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, совету. Глава государства также избирается. Существуют следующие основные разновидности республиканского правления: президентская, парламентская и смешанной президентской-парламентская республика.

В президентской (примером могут быть США) весомой является роль президента в системе государственных органов: он одновременно является главой государства и главой правительства, поста премьер-министра нет. Правительство формируется непарламентским путем: президент назначает его членов независимо от парламента (в США - с одобрения сената). Министры обязаны проводить политику, проводимую президентом, и ответственны перед ним. Президент избирается или особой коллегией выборщиков, избранной народом, или прямыми выборами граждан. То есть глава государства получает прямой мандат народа, что позволяет ему самому и его правительству править, не оглядываясь на парламент. Более того, президент наделяется ветом отзыве законов, принятых парламентом, и пользуется этим правом довольно часто. Существенной чертой президентской республики является четкое разделение власти на законодательную, исполнительной-распорядительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельные относительно друг друга, одновременно выступают как определенные противовесы друг другу.

Парламентская республика (Италия, Австрия, ФРГ и др.) признает преобладающую роль парламента и выбранного им правительства. Отличительные признаки такого республики:

  • главе государства предстоит в системе государственных органов скромное место, хотя его полномочия юридически могут быть достаточно широкими;
  • правительство формируется на парламентской основе из представителей партий или коалиций их, имеющие большинство мест в парламенте. Если президенту и предоставлено право назначать членов правительства, то лишь с соблюдением этого правила. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой или отставку правительства, или роспуск парламента и проведение досрочных выборов;
  • правительство, которое формируется из партий парламентского большинства и получает вотум доверия, с помощью партийной дисциплины направляет деятельность этого большинства, тем самым контролируя парламент в целом;
  • парламент кроме выдачи законов и ветирования бюджета наделен правом контроля за деятельностью правительства;
  • правительство осуществляет управление страной, а его глава (премьер-министр, канцлер) становится фактически первым лицом в государстве, оттесняя на второй план президента;
  • президент основном избирается парламентским путем, то есть либо парламентом, либо особой коллегией, что включает членов парламента, а в отдельных случаях - и всеобщими выборами (Австрия). Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются в основном с согласия правительства.

Кроме двух разновидностей республиканского правления, которые мы рассмотрели, есть еще и такой, как парламентско-президентская или полупрезидентская (смешанная), республика (Франция, Финляндия, Португалия, Австрия, Польша, Болгария и др.). По этой формы правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская или президентская, и в разных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная отличительная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Президент парламентско-президентской республики чаще всего выбирается непосредственно избирателями. Именно таким путем, согласно Конституции, Президент избирается Украины, и форма правления в нашей республике близка к парламентско-президентской.

Классическим примером смешанной формы республики является Франция. Сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, конституция 1958 г. значительно усилила президентскую власть. Президент стал центральной фигурой в системе высших органов власти. Он, по конституции, "обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства, является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдение соглашений". Полномочия президента: назначает премьер-министра, председательствует в Кабинете Министров, может распустить парламент - Национальное собрание и назначить новые выборы, является главнокомандующим вооруженных сил. Ст. 16 Конституции предусматривает предоставление президенту чрезвычайных полномочий.

Своеобразной формой правления отличается Швейцария. Функции главы государства здесь осуществляет коллегиальный орган - Федеральный совет, который избирается парламентом из семи человек на широкой коалиционной основе. Председательствует в Федеральном совете президент, избираемый сроком на один год из состава ее членов (поочередно). Он осуществляет лишь представительские функции. Ответственности правительства перед парламентом в Швейцарии не предусмотрено.



Назад