Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Формы государственного устройства


Для более глубокого понимания государства как субъекта политической власти необходимо рассмотреть формы государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус ее составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративная.

Унитарное (единое, слитая) форма государственного устройства предусматривает разделение на административно-территориальные единицы, которые не имеют политической самостоятельности. Основные признаки унитарного государства: единственная конституция и единственная правовая основа; единая система органов государственной власти и управления, единое гражданство, разделение на административно-территориальные единицы, в которых статус органов управления определяется общегосударственными правовыми нормами: подчинение этих органов центральным органам государственной власти и управления.

Унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В первых местные органы власти, имея достаточно широкую самостоятельность в решении местных проблем, непосредственно ориентированные на выполнение решений центра. В децентрализованных унитарных государствах регионы могут пользоваться достаточно широкой автономией, решают важные вопросы, переданные в их компетенцию центральными органами, но их компетенция ограничена центром.

Федеративное государство состоит из нескольких относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых имеет собственную компетенцию, свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов, свое гражданство. Наряду с этим устанавливаются единые федеративные органы государственной власти, единая денежная единица, единое гражданство.

Основные признаки: федерация состоит из государственных образований (штаты, земли, республики, кантоны, провинции и т. п.), наряду с конституцией и загальнофедеративними законами действуют конституции и законы субъектов федерации; кроме законодательной, исполнительной и судебной власти (органов), федерации действуют и законодательные и судебные органы ее субъектов; в федеральном законодательном органе обеспечивается представительство субъектов федерации; формальным признаком федерации является двойное гражданство; субъекты федерации создаются преимущественно по физико-географическому признаку (США, Австралия) или по исторической (Австрия, ФРГ, Швейцария). В многонациональных федерациях ее субъекты могут быть созданы по национально-территориальному признаку (бывшие СССР, ЧСФР, Югославия).

Федерации чаще всего возникают в результате компромисса (союзного договора) между их субъектами. Здесь существует четкое разграничение сфер компетенции федеральной центральной власти и власти субъектов федерации в предоставлении им определенной политической самостоятельности. К компетенции субъектов федерации, как правило, относятся вопросы, которые не требуют одинакового решения. Это - вопросы организации и деятельности местных органов власти, обеспечение общественного порядка, общественно необходимых служб и т.д.

К компетенции центральной власти в федерации принадлежит вопросы обороны страны, внешней политики, финансов, налогообложения, развязывание конфликтов между субъектами федерации, организации деятельности федеральных органов власти.

Существует и такая форма государственного устройства, как конфедерация, что является сложным государственным образованием. Это - союз независимых государств, созданный для соответствующей цели, члены которого, сохраняя свою независимость, создают те органы, которые необходимы для достижения общих целей (военных, политических, экономических и т.д.).

Конфедерация не имеет суверенитета, ее субъекты имеют право отказаться признавать акты органов конфедерации или внедрять их на своей территории. Средства конфедерации, ее бюджет формируется из взносов ее членов.

Конфедеративные государственные образования, как свидетельствует история, имеют временный характер, существуют короткое время, являются неустойчивыми формами. Зачастую на их месте возникают федерации (Швейцария, Канада) или же они распадаются на отдельные унитарные государства.

Итак, государство - это многоаспектный институт, который выступает, с одной стороны, как особый аппарат управления обществом, а с другой - как ассоциация всех членов общества, расположенного на определенной территории.

В развитии современных государств есть две тенденции. Первая из них - дестатистська - заключается в активизации гражданского общества, его контроля над государством, в расширении влияния на него политических партий и групп интересов, в децентрализации отдельных функций государства и в усилении в деятельности отдельных его органов самоуправленческих начал.

Вторая тенденция - етатистська - проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы. С помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики она стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в экономике. Все более существенную роль в ее деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития. Одновременно в государственной деятельности заметно сокращается применения принуждения.

Еще более важную роль играет государство в переходные этапы общественного развития, как это имеет место в Украине и в других новых независимых странах. Здесь государство является главным орудием реформирования и трансформации общества, поддержания стабильности и порядка. При этом она самостоятельно меняется, приобретает новых форм организации.



Назад