Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Тоталитарный режим


Тоталитаризм - система политического господства, при которой государственная власть сосредоточена в руках узкого круга лиц, ликвидирует конституционные гарантии прав и свобод лица, путем насилия, полицейских методов воздействия на население, духовного порабощения, окончательно поглощает все формы и сферы жизнедеятельности человека.

Тоталитаризм - это своеобразный способ организации общества, который характеризуется всесторонним и всеобъемлющим контролем власти над целями, общеобязательной идеологии.

Первые тоталитарные взгляды в истории политических учений достигают далекого прошлого. Так, тоталитарными считаются теория древнегреческого философа Гераклита о необходимости общей регуляции общества, политические взгляды, которые высказал в модели идеального государства Платона. Некоторые тоталитарные моменты имеющиеся в политических доктринах Г. Бабефа, А. Сен-Симона, Г.В.Ф. Гегеля, Ж. -Же. Руссо.

Понятие "тоталитарный" начали употреблять критики Муссолини в начале 20-х годов 20 века., когда в Италии формировалась фашистская система. Но Муссолини сам подхватил это понятие и провозгласил своей целью создание тоталитарного государства.

Концепция тоталитаризма появилась в начале 50-х годов, когда еще была жива память о фашизме, в СССР существовал сталинский режим, а новые коммунистические государства последовали советскую модель правления. На политологическом симпозиуме, который состоялся в 1952 г. в США, тоталитаризм был признан как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой любое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра". Как раз тогда американские политологи, в основном эмигранты из Европы, начали разрабатывать эту концепцию. В 1951 г. X. Арендт опубликовала свой труд "Происхождение тоталитаризма". В 1956 г. выходит теперь уже классический труд К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия", в которой давались социологическая и политическая характеристики тоталитаризма.

Предпосылки возникновения и развития тоталитаризма в политической практике связывают с индустриальной стадии развития общества, с наличием средств массовой информации, колективістського мировоззрения, мощного государственного аппарата, особенностей социальной психологии (определенной идеологической и межличностной ситуации). Причем средства массовой информации является необходимым моментом для существования тоталитаризма вообще. Благодаря им проводятся идеологическую обработку населения, насаждению

унифицированных стандартов бытового и общечеловеческого характера, нивелирования общецивилизационных и личностных ценностей. Критерием тоталитаризма является поглощение государством сферы гражданского общества, отсутствие плюрализма.

Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие характерные черты тоталитарного режима:

- сильно централизованная, моністична структура власти, в которой правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами; власть на всех уровнях формируется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

- монопольный политический контроль над экономикой и другими сферами общества; в сугубо тоталитарном обществе ни одна из сфер его не свободная от контроля;

- власть принадлежит массовой политической партии, организованной недемократично вокруг лидера; власть партии обеспечивается путем ее сращение с государственными органами и полного огосударствления общества;

- иолітизація, регламентация и санкционирования всей жизне-деятельности общества; террористический полицейский контроль за поведением граждан;

- требование к гражданам активно проявлять преданность и поддержку режима;

- общественно-политические, негосударственные организации существуют формально, становятся продолжением тех или иных государственных или партийных организаций, их деятельность подробно регламентируется;

- монопольная, детализированная идеология, которая легитимирует режим и обосновывает его историческую миссию.

Тоталитарный режим проводит последовательную декласацію общества. Разрушая все его органические связи, отчуждая производителей от собственности и власти, этот режим каждого индивида подключает к общественной системы вне горизонтальными или любыми несанкционированными связями. Вследствие этого общество из организма превращается в механизм, произвольно сконструирован властными структурами, то есть на массовое общество.

В массовом обществе, по мнению американского политолога В. Корнгаузера, множество индивидов связаны друг с другом лишь отношением каждого из них в общий авторитета, особенно государства. То есть индивиды не соотносятся внутри независимых групп, не отграниченной от правящей группы. Ведь для отмежеванности нужна множественность независимых форм объединений, которые часто конфликтуют друг с другом и каждая из которых является достаточно сильной, чтобы отвлечь от индивида опасность. При отсутствии их людям не хватает сдерживающих основ в поведении.

Социальная атомизация порождает выразительное отчуждения и беспокойство. Отсюда возникает склонность к предельных форм поведения, чтобы избавиться от напряжения. Кроме того, в массовом обществе наблюдается гипертрофированная преданность символам и лидерам. А это является психологической основой для тотального доминирования, то есть тоталитаризма.

Очевидно, что массовое общество объективно является атомизированной обществом, а субъективно представляет собой отчуждено населения, следовательно, массовое общество является системой, которая имеет высокую степень доступности для населения мобілізувального влияния элиты. Люди, которые подверглись атомизации, легко поддаются сословные мобілізованості. Поскольку тоталитаризм является состоянием тотальной мобилизации, массовое общество становится его основой.

Еще одна проблема - структурированность тоталитарного общества. По мнению В. Корнгаузера, "любые общества, за исключением простейших, можно обозначить как такие, что имеют три уровня социальных связей. Первый - это, преимущественно, личностные, первичные, в частности родственные. Второй уровень охватывает все промежуточные, т.е. локальные, сообщества, добровольные объединения и группировки по видам деятельности, выполняющие функцию соединительной звена между индивидом и государством. Третий уровень образуют связи в целом, в частности государственные".

Мощная промежуточная структура характерна для плюралистического общества, состоит из стабильных и независимых групп, представляющих различные, нередко противоположные интересы. Промежуточные группы, во-первых, предохраняют элиту от произвола избыточного давления масс, поскольку сами откликаются на требования и потребности людей. Во-вторых, лидеры этих групп, независимо от их конкретных идей (если только они не направлены против целостности сообщества), помогают укреплять систему авторитетов широкого масштаба, к которой собственный авторитет органично входит как составная часть. В-третьих, промежуточные группы защищают элиту тем, что осуществляют функции каналов, с помощью которых участие народа в - жизни общества можно направлять, а в случае необходимости - ограничивать. За отсутствия промежуточных групп, которые являются представителями и проводниками народной активности, люди вынуждены непосредственно влиять на важные центры общества, следовательно, делать это способом, что не сдерживается никакими ценностями и интересами различных социальных групп. Те же факторы обороняют нееліту от давления элиты. Кроме того, независимые группы защищают своих членов от других групп. А перекрестное членство сразу в нескольких группах, каждая из которых затрагивает лишь отдельные аспекты жизни ее членов, удерживает конкретную группу от тотального доминирования над своими членами.

Промежуточные структуры тоталитарного общества имеют другие функции. Они помогают преградить доступ к элиты благодаря доминированию элиты над ними. С помощью промежуточных групп, создаваемых и контролируемых сверху, тоталитарный режим способен удерживать населения в состоянии мобилизации, регламентировать жизнь отдельного человека. Если бы не было промежуточных контрольных организаций во всех сферах общества, люди получили бы свободу группироваться независимо от режима. Поэтому для тоталитарных режимов слишком важно локализовать активность населения в пределах контролируемых групп. Тоталитарные режимы стремятся выявить все независимые формы организации, чтобы трансформировать их или уничтожить. В тоталитарных государствах исключаются любые формы несанкционированных действий со стороны населения, режим требует от человека только активных проявлений лояльности и преданности ему (активная несвобода лица). Вот почему в истории не было такого бессилия человека перед властью, как по тоталитарного режима.

Характерным для тоталитаризма есть харизматичный тип лидерства с обязательным опорой на репрессивный аппарат. Способ мобилизации (модель осуществления властями политических решений и привлечение населения для выполнения их) за тоталитаризма может осуществляться интенсивно через создание внутрішньопсихологічного энтузиазма, а также экстенсивно - с помощью репресивно-пропагандистского аппарата. Лидерство по тоталитаризма имеет преимущественно индивидуализированный характер, причем даже ближайшее окружение лидера в значительной мере дистанційоване от него.

Классическими тоталитарными государствами считают гитлеровскую Германию и СССР. Причем политический режим в бывшем Советском Союзе имел следующие этапы: период военного коммунизма 1917-1921 гг. (тоталітарно-авторитарный тип политического режима); 1921 - 1929 гг. (авторитарный режим); 1929-1956 pp. (тоталитарный режим); 1956-1985 pp. (исчезли признаки классического тоталитаризма, но в основном режим оставался тоталитарным). Закат эпохи тоталитаризма в СССР начался со времен так называемой горбачевской перестройки, когда упал "железный занавес" идеологического монизма и закрытости общества.



Назад