Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Авторитарный режим


Авторитаризм основывается на безусловном подчинении власти и означает такие отношения между господствующей элитой и массами, которые построены на силе, а не на убеждении. Обновление руководящих кадров осуществлялось путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы между кандидатами на ответственные государственные должности. За подобных режимов нет или игнорируются установленные законом процедуры мирного замены руководителей, вследствие чего прекращения и передача власти является результатом насилия, конфронтации, а не институциализации.

Существуют различные подходы к определению сущности и границ авторитаризма. Некоторые из политологов утверждает, что два способа правления - демократия и тоталитаризм - представляют собой абстрагированные противоположности: авторитарная власть становится результатом незрелой демократии, и между авторитарными режимами, близкими к демократии, и теми, которые тяготеют к тоталитаризму, существует разница лишь в степени либеральной терпимости или гегемоністського контроля.

Испанский политолог X. Линц считает авторитаризм способом правления "с ограниченным плюрализмом", таким типом консервативной власти, которая, не имея возможности в наши дни лишить права голоса массы людей с помощью ценза, прибегает к глобальной или выборочной запрета партий и профсоюзов. Когда разрешено только течения, что поддерживают социальное равновесие, то силы, которые придерживаются плюрализма, могут законно выступать на стороне власти через канал непартийных организаций или даже партий, подобранных по принципу конформизма.

В то же время силы, которые угрожают статус-кво, обречены быть вне закона, в подполье. Такие системы называются либеральными постпарламентськими напівдиктатурами, где исполнительную власть олицетворяет харизматичный лидер. Они могут применяться с конституционным президентской властью или даже с коллегиальным руководством, превращаться в систему нерегулярной кооптации, которая проводится периодически для получения новой поддержки. Поэтому в схемах этого типа широко используется понятие "корпоративный авторитарный режим" для характеристики внепарламентских отношений, которые устанавливаются между кооптированными социальными или экономическими силами и центральной властью.

Исходя из концепции "ограниченного плюрализма", политолог Жагуаріб ввел понятие "необісмарківської" стратегии, полуавторитарного правления в странах, которые переживают период индустриализации. За такого режима государство направляет политическое расслоение в определенное русло с целью политической социализации в консервативном духе мелкобуржуазных и рабочих масс. Причем эта стратегия используется не только в области политической социализации, но и экономики, чтобы привлечь иностранный капитал, создать условия для "общества потребления".

Приведены взгляды не являются исчерпывающими, но они дают представление об основных подходах к определению сущности авторитаризма. Основные признаки авторитарного режима:

  • отказ от принципов конституционности и законности (если конституция и сохраняется, то, как правило, в чисто декларативной форме), широкое применение политических репрессий;
  • концентрация власти в руках правительства, главы государства или военных; отказ от принципа разделения властей;
  • отсутствие центральных и местных представительных органов или преобразования их на марионеточные;
  • милитаризация государственного аппарата, резкое усиление влияния военных сил; вмешательство армии в политический процесс, чтобы покончить с затянувшимся политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими средствами;
  • наличие частного сектора экономики, свободного от прямого государственного вмешательства.

За авторитарного режима не исключаются определенные элементы, институты, присущие демократии: выборы, борьба политических партий в парламенте и т.д. В то же время политические права граждан и общественно-политических организаций ограничено, их политическое поведение строго регламентировано, легальную оппозицию запрещено. То есть авторитарный режим определяет пределы допустимого инакомыслие и легальной оппозиции. Основными признаками, которые отличают авторитаризм и демократию, являются: преимущество в деятельности государ-ственных органов метода администрирования (за авторитаризма редко применяется компромисс в важнейших политических проблемах); концентрация власти в руках одного или нескольких органов государственной власти: органы исполнительной власти имеют функции нормотворчества; звуженість сферы гласности и выборности государственных органов. Общей чертой всех авторитарных государств есть сильная исполнительная власть.

За авторитаризма начинает формироваться гражданское общество. Однако его сфера очень ограничена. Государство может реагировать на требования гражданского общества, а может и игнорировать их. То есть гражданское общество фактически подчинено государству.

Авторитаризм также во многом отличается от тоталитаризма.

1. Тоталитаризм практически стирает границы между государством и гражданским обществом, стремясь контролировать все стороны жизни человека. А за авторитаризма появляются элементы гражданского общества.

2. Стержень всей тоталитарной системы - единая идеология и хорошо организована единая партия; лицо лидера может не иметь большого веса. В авторитарном режиме такая идеология не обязательна. Правящая элита в основном неоднородна и опирается на блок социальных, политических и других сил, которые во многом отличные, но имеют общую заинтересованность в реализации власти авторитарными методами. Поэтому в этой системе гораздо большую роль играет лидер, который имеет авторитет во всех течений правящего блока и следит за соблюдением баланса интересов его участников.

3. Тоталитаризм стремится к прямого политического регулирования экономикой, тогда как авторитаризм может сочетаться и с централизованной экономикой, и с рыночной. То есть за авторитаризма политическая система имеет большую автономию, чем экономическая.

Итак, авторитаризм можно определить как недемократический способ правления, при которой власть правителя или правящего группировки не ограничена законом и не подконтрольна гражданам, которые устраняются от процесса принятия решений. Реальная конкуренция в борьбе за политическую власть не допускается.

Выделяют различные виды авторитаризма: авторитаризм стабилизационный фонд, целью которого является сохранение существующего строя, или альтернативный, присущий странам, которые отвергли демократические принципы развития общества. Чаще всего авторитаризм происходит в странах, которые переходят от тоталитаризма к демократии. Среди авторитарных режимов можно выделить несколько разновидностей.

Теократические авторитарные режимы, характерные для стран, где у власти находятся религиозные кланы. Примером такого режима является политическая система Ирана, которую создали исламские фундаменталисты после революции 1979 года. Этот режим имеет много черт, присущих тоталитаризму.

Военно-бюрократической диктатуры, устанавливаемые в результате военных переворотов. С приходом к власти военных политическая деятельность партий, организаций, представительских институтов значительно ограничивается или вообще запрещается. Так было в Греции при правлении "черных полковников", в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Чили и многих других странах Латинской Америки, Азии и Африки.

Персональные тирании, султанізм. Власть принадлежит диктатору и опирается на разветвленный полицейский аппарат. Другие институты власти, как правило, слабые. При власти задействованы родственники и близкие друзья диктатора, которые в основном имеют решающие позиции в экономике и в других сферах общественной жизни. Персональная тирания была характерна для режимов Барре в Сомали, Дювалье на Гаити, Амина в Уганде, Сомосы в Никарагуа.

Абсолютистские монархии, в которых монарх наделен необме-женою властью как в исполнительной, так и законодательной и судебной сферах. Выборных представительных органов нет. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и подотчетен только ему. Это - Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты.

Неототалітарні режимы, которые формально функционируют при наличии многих партий, оппозиции, периодических выборов. Власть при этом сохраняется в руках одной партии через разного рода манипуляции. Такие режимы существуют в Мексике и Сирии (правящие партии: Институционно-революционная в Мексике, БААС в Сирии) и в других странах.



Назад