Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Кризис авторитарного режима и либерализация его


Динамику вызревания внутреннего кризиса авторитаризма можно проследить в совокупности кризисных явлений, которые охватывают государственные институты, а также процессов в политической элите и в гражданском обществе.

Кризис институтов авторитарного государства связана прежде всего с несовершенством механизма преемственности власти. Политическая система авторитарного государства чаще всего выстраивается таким образом, что процесс принятия политических решений замыкается на одном человеке - диктаторе, лидером военной хунты, авторитарной партии или блока сил. Это свидетельствует об отсутствии четкой институционализации и регламентации политического процесса. Система институтов имеет второстепенное значение и нормально функционирует, пока живет диктатор, ее слабость становится очевидной после его смерти.

Ослабление или развал правящего блока также принадлежит к внутренних кризисных процессов авторитарного режима. Фрагментация интересов и ослабление способности диктатора поддерживать равновесие в авторитарном блоке могут вызвать центробежные тенденции. Приметой его ослабления является нарастание явных и скрытых политических конфликтов внутри правящей элиты, в результате чего режим становится неспособным противостоять росту плюрализма, который до этого существовал только в пределах господствующего союза сил. Снижается эффективность решений, которые принимает режим, а это ослабляет его легитимность.

Ослабление легитимности происходит на уровне не только масс, но и правящей элиты: в ней возникают течения, которые по-разному видят пути выхода из кризиса. Условно данные течения можно разделить на две: "жесткую" и "мягкую". Сторонники первой считают необходимым усилить сплоченность правящей элиты через возвращение к фундаментальным ценностям, выступают за сохранение режима и вывода его из кризиса путем жесткого регулирования общественных отношений вплоть до применения насилия. Сторонники "мягкой линии" понимают, что необходимо реформирование самой политической системы, регулирование режима в изменившихся обстоятельств, путем контролируемой либерализации его.

В течение определенного времени между ними ведется борьба (открытая и скрытая) за решающие позиции во властных структурах.

После получения преимущества над своими соперниками сторонники "мягкой" линии начинают либерализацию режима, которая включает в себя:

- ослабление контроля над средствами массовой информации;

- допущения деятельности неконтролируемых государством организаций;

- примиримость до забастовок, митингов и других акций массового протеста;

- введение альтернативных выборов, если таких не было раньше, и т. д., то есть устанавливается контролируемая либерализация.

Следовательно, на стадии либерализации недемократического режима происходит консолидация новой политической элиты, оживляется функционирования институтов гражданского общества, развивается правозащитное движение, появляется независимая пресса, формируется открытая политическая оппозиция. Перед властной элитой предстают три возможные способы поведения:

1. Подавление оппозиции силой. В этом случае, однако, все проблемы, которые привели к кризису системы, остаются и одновременно возрастает угроза международной изоляции.

2. Игнорирование требований оппозиции. Такое поведение неизбежно приводит к радикализации политической контрэлиты, а также к нарастания угроз государственных переворотов со стороны сторонников "жесткой линии", то есть к дальнейшей дестабилизации и послабления режима.

3. Сотрудничество с оппозицией на основе уступок и компромиссов. Такая позиция становится возможной, когда верх в старой элите принимают реформаторские элементы.



Назад