Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Парламент и парламентаризм: понятие и сущность


Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler - говорить) - является высшим представительным органом государства и избирается населением. В отличие от других выборных представительных органов (учредительного собрания, конституционной ассамблеи) парламент действует на постоянной основе. Деятельность парламента, его взаимодействие с другими высшими органами государственной власти называется парламентаризмом. Парламентаризм - система государственного руководства обществом, которая характеризуется четким распределением законодательных и исполнительных функций при условии привилегированного положения законодательного органа - парламента - в отношении других государственных органов.

Как высший представительный орган власти парламент впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства; реального значение приобрел после буржуазных революций 17-18 вв. В современных условиях парламент как собственное наименование для обозначения представительной учреждения применяется в большинстве развитых стран.

Парламентом официально называют высшие представительные органы почти во всех англоязычных странах. В США и странах Латинской Америки он называется конгрессом, во Франции - национальным собранием. В некоторых странах название "парламент" заменено своими национальными правовыми терминами. Так, в Дании парламент - это фолькетинг, в Исландии - альтинг, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг, в Израиле - кнессет, в некоторых странах Востока - меджлис, в России - Федеральное собрание, а в Украине - Верховная Рада.

Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты). Во многих странах существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и партийным (от фракционной большинства). В руководящие органы палат входят, кроме председателей, их заместители, секретари и наблюдатели. Руководящие органы палат формируются обычно на пропорциональной основе.

Для выполнения своих полномочий парламент образует функций-но-отраслевые комитеты и комиссии, где рассматриваются основные вопросы жизнедеятельности общества, разрабатываются соответствующие законопроекты.

Парламентские комитеты делятся на две категории: временные и постоянные. Временные комитеты, созданные для рассмотрения какой-либо дела, могут еще иметь название специальных комиссий. Партийный состав комитетов пропорциональный партийном составляющие палат. При этом председатели комитетов работают постоянно, а члены комитетов - на временной основе. Председателей комитетов выбирают, или же члены комитетов становятся главами, или их назначают председателя палат, исходя из правил старшинства. Основная работа комитетов и комиссий связана с законотворческой деятельностью правительства.

По структуре парламенты бывают однопалатное и двухпалатные. Государства с федеративной форме государственного устройства строят парламент на двопалатній основе.

Двухпалатность возникла сначала как достижение компромисса между различными социальными силами в борьбе за власть. В современных условиях двухпалатность нужна для того, чтобы обеспечить равновесие в парламенте с целью усовершенствовать законодательную деятельность, представлять интересы субъектов федерации в федеральных государствах и интересы административных единиц - в унитарных, а также чтобы сохранить исторические традиции своей страны. Впервые двухпалатность узаконено в Конституции США 1787 г.

В современной Европе двенадцать стран имеют однопалатный парламент. Среди стран Восточной Европы двухпалатность утверждено в России, Польше, Румынии и Хорватии.

Двухпалатный парламент делится на верхнюю и нижнюю палаты. Для верхних палат универсальной названием "сенат". Это название, которое впервые было употреблено в Конституции США, заимствовано из истории Древнего Рима. Однако в некоторых странах, в частности в Великобритании и Японии, верхние палаты называют соответственно палатой лордов и палатой советников.

Для нижних палат широко применяемой названием "палата депутатов". Ряд нынешних конституций фиксируют и другие названия палат: Национальное собрание (Франция), палата общин (Великобритания, Канада), сейм (Польша). Различие между верхней и нижней палатами заключается в способе формирования их.

Верхние палаты формируются прямыми выборами, непрямыми выборами, назначению и смешанным способом.

В большинстве стран верхние палаты формируются прямыми выборами. Представительство в них зависит не от общо-территориального принципа, а от наличия субъектов федерации, от которых избирается равное количество парламентариев. Так, в США выбирают по два сенатора от штата, а в Венесуэле, Мексике и Бразилии - по три.

Прямые выборы верхних и нижних палат немного отличаются. Если депутаты нижней палаты избираются по пропорциональной, то депутаты верхней - по мажоритарной или смешанной системе (существует и прецедент формирования верхней палаты по социально-корпоративным принципом). Так, в Бельгии пассивным избирательным правом наделен действующих и бывших правительственных и других государственных лиц, ученых, представителей учреждений высшего образования, руководителей предприятий, профсоюзов и экономических ассоциаций.

В некоторых странах существуют косвенные, или многостепенные выборы. Так, сенат парламента Франции избирается специальными коллегиями, которые образуются в департаментах. В состав каждой коллегии входят депутаты нижней палаты парламента от департамента, генеральные советники (члены департаментського органа самоуправления) и делегаты от муниципальных органов. Непрямыми выборами полностью формируются верхние палаты парламентов таких стран, как Нидерланды, Австрия и, частично, Франция, Бельгия и Швейцария.

Формирования верхних палат путем назначения также имеет различные варианты. Например, члены бундестага назначаются правительствами земель из своего состава, а в Канаде сенаторов назначает генерал-губернатор по рекомендации премьер-министра.

В Великобритании существует несколько способов невиборного формирования палаты лордов: передача феодальных титулов (наследственные лорды); назначения королевой отставных политиков, которые не имеют права передавать свой титул в наследство; назначения королевой из состава высшей судебной инстанции (апелляционный суд) судебных лордов; назначения королевой духовных лордов - высших духовных иерархов.

Смешанная система формирования верхней палаты предусматривает сочетание указанных выше способов. Так, в Ирландии кроме избранных сенаторов премьер-министр назначает еще одиннадцать сенаторов, а в Италии президент назначает пять сенаторов. Кроме того, сенатором можно быть по собственным правом (в Италии - это бывший президент страны).

Нижние палаты в — двухпалатного парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.

Верхние палаты отличаются от нижних за сроком полномочий (легислатурой). Легіслатура верхних палат более длительная. В конгрессе США члены нижней палаты избираются на два года, а верхней - на шесть; в парламенте Австрии соответственно - на три и шесть; Нидерландов и Японии - на четыре и шесть; Франции - на пять и девять лет. В некоторых странах, в частности в Бельгии, Испании, Италии и Ирландии, установлен одинаковый срок полномочий обеих палат. Более длительный срок полномочий верхних палат ставит их в меньшую зависимость от выборов, и это обеспечивает большую стабильность и кваліфі-кованість в работе депутатов. Кроме этого, верхние палаты частично обновляются. Так, в США каждые два года обновляется треть сенаторов, в Японии и Австрии каждые три года - половина состава палаты.

Количественный состав парламента зависит от норм представительства, то есть от средней численности избирателей, которых представляет депутат. В федеративных государствах количественный состав верхних палат парламента определяется количеством субъектов федерации на принципах равного представительства.

Нижние палаты парламентов имеют значительное численное превосходство над верхними. В Испании максимальная численность нижней палаты - 400, в США - 435, в Польше - 460, в Японии - 512, во Франции -577, в Италии, Великобритании и ФРГ - в соответствии 630, 650 и 665 депутатов.

Верхние палаты имеют небольшой количественный состав (в Германии - 41, Швейцарии - 46, США - 100 депутатов).

По профессиональным составом в парламентах зарубежных стран преобладают юристы. Есть среди депутатов и государственные чиновники, функционеры политических партий, менеджеры, предприниматели, а также представители образования и науки.

Хотя парламентская деятельность рассматривается как почетная служба, а не получение материальных благ, все же она во всех парламентах мира является оплачиваемым. Размеры оплаты определяются по определенным стандартам. Во многих странах таким стандартом является заработная плата высших категорий государственных служащих.

В Италии, Норвегии, ФРГ и Японии кроме фиксированной зарплаты прилагаются суточные, которые уплачиваются в основном только тогда, когда депутат присутствовал на заседании палаты или ее органов.

В некоторых странах зависимость между парламентским активностью депутата и размерами его зарплаты приобретает жестких форм. Так, во Франции, согласно регламенту нижней палаты, депутат, который не принимал участия в трети голосований на публичных (пленарных) заседаниях сессии, лишается части денежного вознаграждения; если же это количество составляет половину голосований, то отчисления удваивается. Однако в большинстве стран депутаты получают вознаграждение независимо от конкретного результата их деятельности.

В индустриальных странах для депутатов установлены специальные парламентские пенсии (при этом предел пенсионного возраста значительно ниже, чем для пенсии на общих основаниях). Каждый депутат, который заседал в парламенте в течение определенного периода (например, 10 лет), имеет право на такую пенсию. Получение парламентской пенсии не лишает депутата права на общую пенсию. Однако в Великобритании право на пенсию имеют только те депутаты, которые отказались во время парламентской деятельности от других постоянных источников финансирования.

Связь между депутатами и избирателями реализуется через форму мандата, который бывает императивным (повелительным) и свободным. Императивный мандат предусматривает, что депутат якобы обязательно выполнит свою программу и позвітує о ней перед избирателями. На практике такая процедура, как правило, никогда не выполняется. При императивном мандате избиратели имеют право на отзыв депутата. Но даже в случае полной зависимости от своих избирателей депутат имеет право переходить в другую партию, сохраняя за собой мандат.

Свободный мандат дает депутату право определять свою деятельность в парламенте, независимо от интересов избирателей округа, а решать те вопросы, которые относятся к компетенции высшего представительного органа. Однако отсутствие императивного мандата отнюдь не означает, что депутаты не имеют никакой связи с округом. Они встречаются с избирателями, выслушивают их жалобы, на основании которых формулируют свои запросы в парламенте или инициируют так называемые петиции - обращение к органам исполнительной власти по поводу проблем избирательного округа. Такая деятельность депутатов поддерживается местными организациями.



Назад