Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Статус парламентариев


Полномочия парламентариев определяются соответствующими законодательными актами. Каждый депутат парламента имеет следующие полномочия: право законодательной инициативы, право голоса, право запроса как в устной, так и в письменной форме. Когда делается большой запрос, он называется "интерпелляция".

До особого статуса депутатов нужно отнести индемнитет и иммунитет.

Понятие індемнітету означает, что член парламента не несет юридической ответственности за свои слова, которые он скажет во время исполнения депутатских полномочий. Однако этот принцип в некоторых странах имеет узкое значение. В частности, в Скандинавских странах депутат может нести служебную ответственность за слова после того, как на это будет дано согласие парламента. В Германии такая процедура возможна также за санкцией бундестага, когда депутат обвиняется в клевете.

Депутатский иммунитет означает неприкосновенность парламентариев, то есть полную защиту их от ареста и судебного преследования. Однако такая защита не имеет абсолютного значения. Так, допускается судебная ответственность депутатов за совершение гражданского правонарушения без применения таких мер, как арест и лишение свободы.

Несколько иное значение имеет депутатский иммунитет в случае привлечения депутата к уголовной ответственности. Так, в Нидерландах, Великобритании и других англоязычных странах фактически не существует неприкосновенности депутатов в сфере уголовно-правовых отношений.

В большинстве стран депутаты не могут быть арестованы и привлечены к ответственности без согласия парламента во время сессии. Свое согласие парламент дает на основе рекомендации одной из постоянных комиссий (мандатной, по вопросам депутатской этики, иммунитета и т.д.) или специально созданной временной комиссии. Если депутата привлекают к уголовной ответственности в межсессионный период, то полиция и суд обязаны уведомить об этом руководство парламента.

В Ирландии, Японии, Норвегии и США существует безусловная запрет ареста депутата во время парламентской сессии, а также на пути к сессии или во время возвращения из нее. Однако депутат может быть привлечен к ответственности в любое другое время. Депутатский иммунитет не распространяется на те случаи, когда депутата задержан на месте преступления.

Статус депутата определяется и принципу несовместимости парламентского мандата и определенных должностей. Юридические нормы, которые регулируют вопросы несовместимости, содержатся в специальных законах или имеют в некоторых странах (Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швейцарии) конституционный статус. Принцип несовместимости прежде всего касается государственной службы. В президентских республиках (в частности, в США) принцип несовместимости распространяется на все без исключения административные должности. В странах с парламентской и смешанной формами правления (в Англии, Японии) депутаты нижних палат является одновременно и министрами, в других странах (Люксембурге, Нидерландах, Франции и Швейцарии) членство в парламенте несовместимо с министерским портфелем. Это, однако, не означает, что депутат не может быть членом правительства, но он должен освободить свое место в палате или временно прекратить свои полномочия (Португалия). Функции депутатов, которые перешли на работу в правительство, выполняют их заместители, которые выбираются на тех же выборах, что и депутаты. Принцип несовместимости в странах с парламентской и смешанной формами правления распространяется не только на министерские, но и на другие административные должности. Так, в Бельгии, Италии, Франции и ФРГ депутатам запрещено занимать какие-либо административные должности. В некоторых странах (Испания, Финляндия) установлен перечень государственных должностей, на которые распространяется принцип несовместимости. Это, прежде всего, профессиональная служба в армии, полиции, службе безопасности, а также работа в судах, прокуратуре и т.д. Наконец, во многих странах принцип несовместимости не распространяется на избрание депутата в органы местного самоуправления.

Важным аспектом парламентской деятельности является составление депутатом своих полномочий. В целом законы разных стран

определяют такие условия этого процесса: собственное желание (за исключением Норвегии и Великобритании); деятельность на должности, несовместимой с депутатским мандатом; досрочное прекращение полномочий.

Парламент может лишить депутата его полномочий, если: депутата избран с нарушением избирательного законодательства; он не принимает участия в заседаниях парламента или количество неявок без уважительных причин превышает допустимую норму (Португалия); его поведение парламент признал неправомерным (Великобритания).

Существует практика и временного лишения депутата полномочий через дисциплинарное нарушение. Срок такого наказания не превышает двух недель.



Назад