Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Конституционный статус и особенности современных моделей президентства


Применение в системе государственной власти Украины должности президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии украинской государственности. Кстати, теперь более 140 стран имеют в своем государственном устройстве должность президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, с другой стороны, важно отметить, что в разных странах президенты имеют различный объем полномочий.

Понятие "президент". Термин "президент" происходит от латинского, что буквально означает "сидящий впереди".

Очевидно, в античные времена президентами называли лиц, которые председательствовали на разных собраниях. От этого первоначального значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. А в нынешнем понимании, то есть на обозначение должности главы государства, термин "президент" не употребляли ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, которая стала на короткое время республиканской, исполнительную власть вместо свергнутого монарха первоначально осуществляла Государственная совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

Введение должности президента. США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, которая объединила в одном лице должность главы государства и главы правительства. В США зародился институт президентства именно как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно была монархической, наследственной, в США начали избирать главу государства в ходе всеобщих выборов.

А первыми европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 г. две республики: Франция и Швейцария. Кроме них, другие государства Европы (не говоря уже о Азию и Африку) до конца 19 в. оставались монархиями.

В 20 в. такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны и распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в абсолютном большинстве их была учреждена должность президента страны.

Фундаментальные изменения, которые происходят на мировой арене с конца 20 в., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, в республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии основано президентскую должность. Эту должность ввела в себя и Монголия. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем большинстве стран Европы и мира. Вместе с тем каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни. В Украине президентскую должность-введен в 1991 г.

Конституционный статус и назначение президента в политической системе. Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. Так, Конституция Украины гласит: "Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина" (ст. 102). Так же определен статус президента и в Конституции Италии (ст. 87), Российской Федерации (ст. 80), других государств.

Кроме определения правового статуса президента как главы государства или главы высшей исполнительной власти, конституции многих стран содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которых должен придерживаться президент в течение всего срока своих полномочий. В первую очередь от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно придерживался Конституции и других законов своей страны. Так, вступая в должность Президент приносит следующую присягу:

"Я (имя и фамилия), волей народа избранный Президентом Украины, вступая на этот высокий пост, торжественно присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими делами отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа, отстаивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников, повышать авторитет Украины в мире" (ст. 104).

Конституции некоторых стран закрепляют за главой государства роль арбитра между различными силами в государстве и обществе. По Конституции Франции, "президент... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичной власти" (ст. 5). Аналогичную роль отводят главе государства конституции других государств.

Конституционные нормы многих стран предусматривают, что президент в своей деятельности не должен защищать интересы отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага для всего общества. Такого рода обязательства и официально установленные стандарты деятельности президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства должности главы государства.

Полномочия президента в президентской, полупрезидентской и парламентской республиках. В периодической печати, в научных работах часто употребляются такие выражения, как "президентская форма правления", "парламентарная (или парламентская форма правления" и др. хотя принято считать, что существуют две основные формы правления - республиканская и монархическая. В соответствии с ними главой государства является монарх в государстве с монархической формой правления и президент - в республиканской государстве. Власть монарха, в отличие от президентской, не является производной от волеизъявления других органов, а также и от выборов. Монарх не может быть подсудимым. Его власть основывается на принципе престолонаследия.

Традиционное толкование понятия "форма правления" вполне приемлемо и в современном державознавстві, но все же кажется, что корректнее будет с точки зрения научной терминологии говорить о президентской, полупрезидентскую и парламентскую (или парламентарное) системы правления, отличая их тем самым от форм правления.

Возникновение тех или иных систем правления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительное влияние на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиций государственности, соотношение различных политических сил и лидеров в период разработки и принятия конституции. Через это в одних странах запровадилася парламентская система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту (европейская модель), а в других создано сильную президентскую власть, уравновешенного другими политическими институтами и такое, что преобладает за своими полномочиями законодательную и судебную власти (американская модель президентства).

Американская модель президентства является классической моделью президентской республики. Она отличается своей рациональностью: в ней нет свойственного некоторым другим странам дуализма исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преобладающее влияние на правительственную политику. Эта модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а конгресс осуществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну партию, а большинство в конгрессе принадлежит оппозиционной партии, обеспечивает единство государственной политики.

Президентскую модель правления, которая сформировалась в США, внедрены (со многими ее атрибутами) и в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки. Афро-азиатская модель, однако (за редким исключением), отличается большим авторитаризмом, который нередко приобретает формы откровенно тоталитарного режима. Конституционно парламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию. Судебная власть так же, как и законодательная, очень зависит от президента, который лично назначает судей и контролирует их деятельность. Отсутствие парламентаризма и демократических традиций, особенно во многих африканских странах, привела к огромной концентрации власти в руках президента, который к тому же является, в основном, лидером правящей и нередко единой легально действующей партии, что позволяет ему фактически единолично решать вопросы государственного управления.

В Западной Европе взял верх не американский и тем более не афро-азиатский вариант президентской власти. Здесь сформировалась сугубо европейская модель в форме полупрезидентской ли парламентской системы правления.

Характеризуя президентскую власть в Азии и Африке, необходимо все же отметить, что в отдельных странах на этих континентах (в Индии, Израиле, Ливане) возникли такие системы президентского правления, которые больше соответствуют европейской модели президентства. Они предусматривают более ограничены прерогативы президента, чем в американской, латиноамериканской и афро-азиатской моделях президентской власти.

Несмотря на стремление отдельных стран, которые развиваются, модифицировать и приспособить к своим условиям "классическую" президентскую республику, последняя все-таки остается преимущественно чисто американским феноменом, для успешного функционирования которого необходимы определенные условия: достаточно высокий уровень политической культуры, тщательно разработанная и сбалансированная система сдержек и противовесов. Указанная модель имеет ряд существенных преимуществ и недостатков, причем последние нередко преобладают в случае трансплантации ЕЕ на другой, неамериканский, почву.

Президентская модель создает условия для достаточно стабильного функционирования политической системы, и в этом, как ни странно, ее и сила, и слабость. Так, главу президентской республики нельзя уволить в отставку по политическим мотивам. Так же и судьба правительства здесь напрямую не зависит от изменений в соотношении сил между различными партиями в парламенте. Но поскольку в условиях президентской республики и законодательная и исполнительная власти в значительной мере удаленные друг от друга, имея фиксированный независимый мандат, могут самостоятельно существовать в течение всего срока своих конституционных полномочий, то поиск компромиссов может быть затруднен. Тем более, что "классическая" президентская модель, по сути, не имеет механизма разрешения противоречий между этими ветвями власти. Отсутствие у парламента полномочий сместить по политическим мотивам главу исполнительной власти, а у президента - распустить парламент делает обе ветви власти не в состоянии решить политический конфликт, основанный на взаимном противостоянии. Особенно затяжным и острым может быть подобный конфликт в условиях еще не сложившейся демократии, о чем свидетельствует, в частности, неудачная попытка ввести "классическую" президентскую модель в России (1993 г.), которая вылилась в кровавое противостояние между президентом и парламентом.

При парламентской системе государственного управления, если такая предусматривает наличие должности президента, последний не имеет, как правило, реальной политической власти. Полномочия главы государства, за исключением чисто церемониальные, представительских, здесь обычно осуществляются с разрешения и инициативы правительства. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента. Премьер и его правительство подотчетны высшему законодательному органу и могут быть уволены парламентом в отставку в случае вынесения им вотума недоверия. А президент в условиях парламентского правления не ответственен за действия правительства и остается надпартійною фигурой.

В то же время президент в парламентской республике не обязательно должен рассматриваться как исключительно номинальный глава государства, ведь он остается гарантом правопорядка и олицетворением незыблемости конституционного строя. Нередко он играет роль своеобразного резервного инструмента политической системы, который активизируется в условиях кризиса и нестабильности. Если правительство теряет поддержку парламентского большинства или его деятельность парализуется борьбой различных группировок, роль главы государства значительно возрастает, а круг вопросов, который решает президент на свой

усмотрению, расширяется. Президент, таким образом, нередко становится тем сильнее и более самостоятельным, чем слабее становится позиция премьер-министра и его поддержка со стороны парламента. Так было, в частности, осенью 1979 г. в Индии, где президент Н. Редди в условиях кризиса правительства Ч. Сингха позволил себе действия, не совсем типичные для главы парламентской республики.

Наиболее типичными парламентскими республиками во главе с президентом ФРГ, Швейцария, Ирландия, Венгрия, Индия и ряд других европейских и азиатских стран.

Общей тенденцией современного конституционного развития целой группы стран является стремление преодолеть недостатки обоих "классических" форм правления (президентской и парламентской) и синтезировать их положительные черты, сделав государственный механизм более гибким и стабильным. Опыт последних десятилетий показывает, что для эффективного государственного управления важно не только и, возможно, не столько распределение власти и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимоувязки в работе высших органов государственной власти.

Решения упомянутого выше задачи чаще всего осуществляется в рамках так называемых смешанных моделей. Среди них выделяются напівпрезидентські республики (Франция, Португалия, Финляндия, Россия, Украина). Значительное распространение полупрезидентских форм правления нашло свое отражение в новых конституциях Польши, Грузии, Азербайджана, некоторых франкоязычных стран Африки.

Напівпрезидентським республикам присущи некоторые устойчивые характеристики, позволяющие рассматривать их как самостоятельную форму правления, функционирование которой имеет свою логику. Сущность полупрезидентской модели сводится, прежде всего, к сочетание президентской и парламентской систем управления.

В то же время, в отличие от президентской власти американского образца, модель полупрезидентского правления в Европе не допускает для президента владения всей полнотой исполнительной власти. При этой модели президент не только не является главой правительства, но и само правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте. Важным ограничителем президентской власти в ее напівпрезидентському варианте служит и то, что правительство ответственен не перед президентом, а перед парламентом. Однако полномочия главы государства и главы правительства нередко тесно переплетаются и формально для принятия решений требуется согласие их обоих. Чаще всего ситуация выглядит так: президент отвечает главным образом за решение общих стратегических вопросов, а премьер-министр несет ответственность за ежедневное, практическое, непосредственное управление.

Но объем полномочий главы государства в полупрезидентской республике во многом зависит от расстановки сил на внутриполитической арене, которая определяет различные толкования конституции (более близкий к парламентской или президентской модели), что позволяет приспосабливать ее нормы в разных обстоятельствах. Так, если на парламентских выборах победили пропрезидентские партии или блоки, то безусловное первенство в сфере исполнительной власти принадлежит президенту, а на долю премьер-министра и правительства в основном остается реализация решений, принятых президентом. Победа на парламентских выборах партии или блока партий), оппозиционной президенту, резко усиливает дуализм исполнительной власти и приводит к ограничению фактической компетентности главы государства.

В целом механизм исполнительной власти в полупрезидентских республиках сложнее, чем в президентских республиках. И все же успешное возможного конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти в этой модели весьма вероятен, поскольку глава государства наделен правом роспуска парламента, а последний при соответствующих условиях способен добиваться отставки правительства. В то же время создание различных смешанных моделей может иметь и свои отрицательные стороны, потому что таким образом нередко нарушается или меняется присуща той или иной форме правления единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии, несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления.

И все же в моменты острых политических кризисов, таких, как отставка правительства или обострение противоборства между различными общественно-политическими группировками, именно глава государства выступает как высшее должностное лицо, которое способствует сохранению преемственности власти, поддержании спокойствия в обществе и соблюдению законности всеми гражданами. Важная стабілізувальна сила президентской должности при полупрезидентской и парламентарній системах правления заключается в том, что премьер-министры и их кабинеты приходят и уходят, а главы государств имеют конституционное право оставаться на своих должностях до конца срока своих полномочий.



Назад