Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Выборы президентов, их полномочия и условия прекращения полномочий


Основные типы президентских выборов. В современной мировой практике существуют два основных типа выборов главы государства - прямые и косвенные.

Прямые выборы более характерны для стран с президентской (за исключением США и Индонезии) и полупрезидентской формой правления. Непосредственно населением глава государства избирается в Бразилии, Мексике, России, Украине, Франции, Азербайджане и др. Такой порядок выборов соответствует тому центральном месту, что его президент занимает в государстве, и дает ему своеобразный "прямой" мандат со стороны избирателей, обеспечивая тем самым высокую степень легитимности этого института. Прямыми выборами президент избирается и во многих парламентарних государствах (Австрия, Ирландия, Исландия, Румыния, Болгария, Молдова), что, очевидно, соответствует стремлению законодателя несколько усилить институт главы государства, предоставить ему большей легитимности.

Непрямые выборы президента проводятся парламентом ("надпарламентом") или специальными избирательными коллегиями, сформированными на базе палат парламента совместно с региональными и местными органами власти.

В большинстве парламентских республик (Греция, Мальта, Израиль, Чехия, Словакия) президент избирается непосредственно парламентом, что теоретически не должно давать главе государства возможности противопоставлять себя данном представительном органа. Подобные выборы практиковались и в социалистических государствах (Румыния). Аналогично происходят выборы в КНР и КНДР и поныне.

В некоторых странах порядок выборов президента имеет специфические особенности. В Индонезии глава государства избирается своеобразным надпарламентом - Народным консультативным конгрессом. В СССР таким надпарламентом - Съездом народных депутатов в 1989 г. был избран первый (и последний, как оказалось) президент СССР М. Горбачев.

В Єгипті кандидатуры на пост президента сначала выдвигаются на безальтернативной основе парламентом, а затем одобряются на всеобщем референдуме.

Довольно специфическая система выборов президента существует в США (а до недавнего времени - в Финляндии и Аргентине). Внешне она мало отличается от прямых выборов. И все же граждане непосредственно избирают не президента, а коллегию выборщиков, которые и выбирают президента.

Избрание президента специальной избирательной коллегией при участии субъектов федерации практикуется в некоторых (преимущественно парламентских) государствах с федеративным устройством. Так, в Германии президент избирается федеративных собранием, состоящим из членов бундестага и представителей земель, которые избираются законодательными органами субъектов федерации. Аналогичная система выборов существует в Индии и Пакистане. Такая система выборов принимается не случайно, а чтобы, с одной стороны, подчеркнуть роль президента как гаранта национального единства и защитить интересы субъектов федерации, а с другой - его второстепенную роль в государственном механизме, производную от других институтов власти.

В Италии президента избирает коллегия выборщиков, в которой наряду с членами обеих палат парламента входят и представители органов местного самоуправления - областей. Правда, участие последних носит скорее символический характер, поскольку они составляют явное меньшинство в выборной коллегии.

Кого выбирают в президенты. Большинство кандидатов на президентских выборах в разных странах являются лидерами или представителями партий. Именно они имеют самые реальные шансы победить на выборах, поскольку мощные партии влияют на избирателей. В то же время степень демократичности определенной избирательной системы в значительной степени зависит и от наличия (или отсутствия) узаконенной правовой возможности для выдвижение и самовыдвижение независимых кандидатов, не связанных ни с какой партией. В государствах с авторитарными президентскими режимами такая возможность практически исключена, однако в демократических странах независимые кандидаты могут активно участвовать в президентских выборах.

В США, западноевропейских и в большинстве латиноамериканских стран прямые президентские выборы превращаются в очередное соревнование ведущих партий за голоса избирателей. В итоге побеждает тот кандидат, который, по мнению большинства избирателей, предложил более привлекательную политическую программу и как личность больше, чем его соперники, подходит для выполнения обязанностей президента. Однако во многих азиатских и особенно африканских странах, где до сих пор царит однопартийная система, у кандидатов оппозиции практически нет шансов победить на президентских выборах. При этом в некоторых африканских странах выборы официально проводятся на безальтернативны основе, и единственным кандидатом на этих выборах в основном фигурирует президент, который находится у власти, да еще и одновременно является председателем правящей партии.

Во многих странах общие и прямые президентские выборы могут проводиться в один и в два тура. Для того чтобы быть избранным на пост президента после первого тура в Австрии, Финляндии и Украины, кандидату нужно набрать более половины голосов всех избирателей (50% + 1), которые принимали участие в голосовании (во Франции достаточно абсолютного большинства поданных голосов). Если ни один из кандидатов не получает предусмотренного основным законом числа голосов в первом туре президентских выборов, проводится второй тур, в котором принимают участие уже только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Победитель второго тура и становится президентом страны.

В США президентские выборы в подавляющем большинстве случаев проводятся в один тур, так как там действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Победителем оказывается тот, кто получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей, а также наибольшее число выборщиков. Ведь в США проводятся общие, но косвенные президентские выборы. Система относительного большинства не раз порождала в США ситуацию, при которой на пост президента избирался кандидат, который получил меньше половины голосов избирателей страны.

Что касается распространенной во многих европейских странах процедуры избрания президента депутатами парламента, то она более-менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента.

Сроки президентских полномочий. Для функционирования механизма исполнительной власти немаловажное значение имеет срок полномочий главы государства, порядок его переизбрания и прекращения полномочий. Чаще всего этот срок составляет 4 - 5 лет, реже - 6-7 лет. Своего рода крайностями в этой амплитуде президентских сроков является избрание президента на один год и на пожизненное пребывание на этой должности.

Так, срок президентских полномочий, что составляет четыре года, предусмотрен конституциями США, Венгрии, Румынии, Молдовы, Коста-Рики, пять лет - Германии, Греции, Португалии, Чехии, Индонезии, России, Украины, шесть лет - Австрии, Египта, Мексики, Финляндии, Филиппин, семь лет - Франции, Италии, Ирландии, Турции.

Перевыборы на следующий срок в одних странах (Франция, Италия, Индонезия, Египетского, Филиппины) допустимые без каких-либо ограничений. В других странах одна и та же лицо может быть избрано или не более чем на два срока в целом (США, Польша, Хорватия, Беларусь), или не более чем на два срока подряд (Украина, Россия, Португалия, Чехия, Словакия, Кыргызстан). А в таких странах, как Мексика, Боливия, Никарагуа, Эквадор, Республика Корея повторное избрание на пост президента вообще невозможно (по конституции).

Какая из приведенных схем эффективнее, судить трудно. Так, утвержденный конституциями некоторых государств принцип ротации имеет, безусловно, соответствующий демократический потенциал, поскольку служит своеобразным противовесом всевластию президента, противодействует трансформации конституционного правления главы государства в режим личной диктатуры. Однако не следует абсолютизировать этот потенциал, ведь даже самые лучшие намерения законодателя нередко приводят к печальным последствиям. В частности, пример Чили 60-х - начале 70-х годов, где по конституции невозможность переизбрать ка очередной срок достаточно сильного и популярного в стране президента Е. Фрея в конечном счете способствовало приходу к власти значительно более слабого политика С. Альенде и следующем коллапсу всей политической системы.

Ограничения во многих странах срока полномочий главы государства двумя мандатами, как свидетельствует, например, американский опыт, неизбежно приводит к снижению эффективности деятельности президента в последние два года второго срока. В настоящее время пресса все больше концентрирует внимание на новых кандидатах на этот пост, а лидеры зарубежных государств зачастую откладывают проведение важных переговоров до вступления в должность нового президента.

Ограничения срока полномочий президента двумя мандатами кажется более оптимальным вариантом, чем запрет на переизбрание одного и того же лица на эту должность, как и возможность неограниченного переизбрания. Запрет на переизбрание - дополнительная нагрузка на политическую систему, которая вряд ли способна постоянно генерировать лидеров общенационального масштаба. Возможность же переизбирать одну и ту же личность неограниченное число раз создает благоприятные условия для усиления авторитарных тенденций.

Конституционные и политические нормы для кандидата в президенты. Конституции практически всех стран мира предусматривают соответствующие квалификации (нормы, цензы), которым обязан соответствовать кандидат на должность президента. В таких квалификаций относятся:

  • гражданство соответствующей страны (преимущественно по рождению);
  • ценз оседлости, то есть проживание на территории государства в течение определенного времени (не менее 15 лет - в Грузии и Казахстане, не менее 14 лет - в США, не менее 10 лет - в Украине, России, Казахстане и всего один год - в Мексике);
  • наділеність всеми гражданскими и политическими правами;
  • не занимать в государственных, политических или общественных организациях должности, что имеет целью получение прибыли;
  • возрастной ценз (так, в Венесуэле минимальный возраст кандидата на пост президента составляет 25 лет, в Доминиканской Республике - 30 лет, в Австрии, Венгрии, Мексике, Украине, России, Португалии, США, Перу - 35 лет, в Германии, Греции, Єгипті, Литве, Турции - 40 лет, в Китае, Монголии - 45 лет, в Италии, Нигерии - 50 лет).

Наиболее распространенной является норма, согласно которой президентом можно стать после достижения 35-летнего возраста. Значительно реже определяется максимально допустимый возраст кандидата на пост президента (Мозамбик, Казахстан - 65 лет).

В некоторых странах к кандидатам на пост президента выдвигаются и некоторые специфические требования:

  • быть гражданским лицом, то есть не состоять на действительной военной службе;
  • принадлежность к господствующей религии. В Великобритании предусматривается обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви, в Дании и Норвегии - до євангелійсько-лютеранской, в Швеции - к истинно-євангелійської, в Таиланде - в буддийской. В мусульманских монархиях глава государства, как правило, должен исповедовать ислам. В Украине религиозная требование не предъявляется;
  • принадлежность к правящей партии (в одно - или двухпартийной системах);
  • иметь незапятнанную репутацию и опыт финансовой деятельности (Сингапур);
  • иметь соответствующее образование. По конституции в Никарагуа кандидат на пост президента должен иметь образование не ниже чем средняя, в Турции и Азербайджане обязательно высшее образование, в Филиппинах - просто уметь читать и писать.

После подведения итогов президентских выборов и официального объявления об их результатах в президентских и полупрезидентских республиках наступает период, в течение которого происходит завершение работы правительства бывшего президента, а избранный президент готовится к вступлению в должность. Этот период может быть сравнительно коротким. Так, новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов, с момента принесения присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины (ст. 104 Конституции Украины). Но этот срок может быть и достаточно длительным, скажем, 3 месяца - в США.

Избранный президент в течение всего переходного периода не имеет никаких полномочий главы государства и главы правительства, но у него есть право официально объявить о свои кандидатуры на должности министров, руководителей других ведомств и сотрудников аппарата. Обычно ко дню инаугурации новый президент завершает формирование своего кабинета, и, таким образом, в момент передачи полномочий от одного президента к другому новое правительство уже готов приступить к управлению аппаратом исполнительной власти.

В ходе процедуры инаугурации в США рядом с новым президентом находится и президент, который уходит в отставку, и это символизирует преемственность президентской власти и приверженность всех партий и политических лидеров к конституционных основ политической системы страны. Легитимность процесса передачи власти и наделение нового президента всей полнотой прерогатив главы государства и главы правительства воплощается в том, что присягу президента, который вступает в должность, принимает председатель Верховного суда США. В Украине приведения Президента к присяге осуществляет Председатель Конституционного Суда Украины. А в тех странах, где президента избирают не на всеобщих выборах, а путем голосования в парламенте, вступление нового президента в должность происходит немедленно.

Полномочия главы государства. Чаще всего такие полномочия определяются конституцией. Они в разных странах могут отличаться, но в общих чертах глава государства имеет следующие полномочия:

1) самостоятельно или с согласия законодательного органа или отдельной его палаты назначает премьер-министра и по его представлению формирует правительство, а также вместе с парламентом и с высшими юридическими инстанциями (Высший совет магистратуры и т.д.) принимает участие в формировании судебной власти и органов общегосударственного назначения (Государственного совета, Национального бюро расследований, Совета национальной безопасности и обороны и т.д.);

2) руководит органами исполнительной власти (в президентских республиках и в некоторых монархиях);

3) осуществляет арбитражную функцию между органами государственной власти, а также контроль над органами исполнительной власти (в государствах со смешанными формами правления);

4) выполняет функцию гаранта конституции и суверенитета и территориальной целостности (Греция, Франция, Канада, Румыния, страны СНГ);

5) является главнокомандующим вооруженных сил (за исключением Германии и Японии);

6) возглавляет совет обороны и национальной безопасности;

7) издает законы (в монархиях глава государства выполняет законодательную функцию вместе с парламентом) и подзаконные акты, контрасигновані премьер-министром или министром;

8) может отклонить законы (Бельгия) и вернуть их для повторного рассмотрения или наложить на них отлагательное (суспензивное) вето (для преодоления президентского вето требуется абсолютное большинство голосов парламента или квалификационная большинство (2/3) в таких странах, как США, Португалия, Польша, Украина, Беларусь);

9) имеет право распустить парламент или его нижнюю палату по условий:

  • когда он (она) не может сформировать правительство (Литва, Молдова, Россия, Греция);
  • в результате правительственного кризиса;
  • вследствие отказа правительства в доверии (Россия, Греция, Румыния);
  • не может в течение определенного срока начать пленарные заседания (Украина);
  • не утвердит бюджет в сроки, определенные конституцией (Польша, Хорватия, Эстония);
  • парламент проиграет референдум, который он инициировал, о доверии президенту (Исландия, Австрия);

10) обладает правом законодательной инициативы (за исключением президентских республик), может вынести законопроект на референдум в обход парламента самостоятельно или по предварительному его одобрением;

11) назначает дату парламентских выборов; может созвать внеочередную сессию парламента;

12) председательствует на праздничных церемониях, выступает с официальными обращениями, посланиями к нации;

13) осуществляет помилование, смягчает наказание;

14) в международной политике заключает и ратифицирует международные соглашения по предварительным одобрением парламента или самостоятельно, аккредитует послов, представляет государство в международных отношениях.

В Украине полномочия Президента определен ст. 105 Конституции Украины.

Ответственность президента. Конституционное право стран с республиканской формой правления чаще формулирует общий принцип невідповідальності президента (прежде политической, не исключая при этом его возможную юридическую (судебной) ответственность за совершение тяжких правонарушений. Так, в монархиях президент привычно не несет ответственности за свои действия, поскольку его лицо (как и монарха) признается конституцией священной и неприкосновенной (Испания). В республиках - предусмотрена ответственность. Так, в Италии президент ответственный за государственную измену и посягательства на конституцию, в США - за измену, взяточничество или другие тяжкие преступления, в Германии - за умышленное игнорирование основного и других федеральных законов, в Мексике - за измену родине и тяжкие уголовные преступления. Процедура привлечения президента к ответственности разная, но в основном дело возбуждается парламентом, по сути рассматривается высшей судебной инстанцией, а иногда решается на референдуме.

Досрочное прекращение полномочий Президента Украины. Президент Украины осуществляет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины. Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в следующих случаях:

1. Отставка. Отставка Президента Украины вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины (ст. 109 Конституции Украины).

2. Невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья. В соответствии со статьей 110, "невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья" должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения.

3. Устранения с поста в порядке импичмента. В соответствии со статьей 111 Конституции Украины, Президент Украины может быть устранен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или другого преступления.

Вопрос об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.

Решение об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями от ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

4. Смерть.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины эти обязанности возлагаются на Премьер-министра Украины.



Назад