Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Гражданское общество как сфера самоуправления граждан


Исследования гражданского общества и государства начали еще Платон, Аристотель и Цицерон. В то время эти понятия, по сути, были тождественными, а понятие "политика" охватывало все сферы общественной жизни. Общество в античные времена трактовалось как совокупность граждан, которые жили и действовали в соответствии с законами.

Вся дальнейшая история политической мысли тем или иным образом связана с тематикой гражданского общества и государства. Так, H. Макиавелли подчеркивал, что государство призвано регулировать отношения в обществе, которое является самостоятельным, самодостаточным за своими традициями и законами.

Т. Гоббс возникновения гражданского общества связывал с переходом человечества от натурального состояния первобытных, неуправляемых страстей в упорядоченных государством культурных отношений.

Как взаимозаменяемые понятия "демократическое общество" и "государство" использовали Дж. Локк и И. Кант, а Ж. -Же. Руссо акцентировал внимание на взаимозависимости гражданского общества и государства. По его мнению, законную силу имеет только та система правления, которая базируется на участии во властных отношениях каждого гражданина, чем и обеспечивается полновластия народа. Теоретические основы разграничения общества и государства разработал Ш. Монтескье, обратив внимание на идентификацию общества с определенной политической конституцией и предложив принцип разделения власти в обществе.

Формирование гражданского общества, где граждане становятся самостоятельными субъектами общественной жизни, происходит по Новой эпохи вместе с осознанием его отличия от государства и его институтов. Гражданское общество представляется как фактор, который сдерживает государство в ее стремлении к абсолютной власти. Гражданская идея провозглашается более значимой, чем государство.

Концептуальное обоснование гражданского общества и его взаимоотношений с государством принадлежит Г. Гегелю. В своей работе "Философия права" он определил гражданское общество как косвенную трудом систему потребностей индивидов, которая базируется на частной собственности и на общей их формальной равенства. По его мнению, гражданское общество и государство принципиально отличные социальные образования. Различают три отдельные сферы - семью, гражданское общество и государство, - он связывал гражданское общество с публичной (общественной) сферой. Общество само должно решать свои проблемы вместе с другими институтами, а задача государства заключается в законодательном обеспечении его интересов. Гражданское общество у Гегеля представлено различными измерениями: как экономическая система, которая направлена на создание благосостояния; как арена свободного самовиражання; как общественная правовая культура. Гегель отмечал, что сложность и неоднородность гражданского общества могут привести к чрезмерному развитию одних элементов и несправедливого ограничения других его элементов.

Алексис де Токвиль сферу гражданского общества идентифицировал с добровольными ассоциациями, с их разветвленной системой отношений и прежде всего отношений свободы, доверия и взаимного уважения в обществе, с их способностью предотвращать возможной деградации правления большинства.

За многовековую историю развития концепции гражданского общества, вплоть до современных его исследований, разрабатывались различные аспекты гражданского общества и государства, их характеристики и взаимоотношения. И в современной трактовке гражданское общество характеризуется многогранностью проявлений. Так, Д. Сартори характеризует его как открытое общество, в котором общественное начало доминирует над государственным. Для Г. Дарендорфе гражданское общество является общим знаменателем действительной демократии и эффективной рыночной экономики.

Американские ученые Е. Арато и Джин Коген различают гражданское общество как процесс, или движение, и как институцию. В первом случае анализируется гражданское общество в процессе становления, во втором - сформировано, институциировано

гражданское общество. Здесь различаются неформальные общественные связи и отношения и более устоявшиеся, формализованы и інституційовані структуры гражданского общества.

Характеризуя базовые принципы общественного развития, они указывают на целесообразность выделения: а) экономического общества, основой которого является формы собственности и чисто экономические объединения; б) политическое общество, основой которого является избирательное право и политические партии; в) гражданское общество, которое базируется на праве свободного общения, на общественных объединениях и движениях с фундаментальными правами (свободное выражение мнений, свободная пресса, неприкосновенность личности и т.д.).

Одно из современных трактовок гражданского общества приводится в политологическом энциклопедическом словаре, там его определено как общество граждан с высоким уровнем экономической, социальной, политической, культурной и моральной свойств, которое совместно с государством образует развитые правовые отношения. Это - общество равноправных граждан, которое не зависит от государства, а взаимодействует с ней ради общего блага.

Обобщая высказанные идеи и взгляды относительно гражданского общества, можно прийти к выводу, что гражданское общество является подсистемой общества, сферой многогранных взаимоотношений свободных и равноправных граждан, которые базируются на частных или коллективных интересах, на спонтанном самоуправлении индивидов, добровольных организаций и ассоциаций граждан. Эти взаимоотношения защищаются необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации органами государственной власти. Становление и развитие гражданского общества осуществляется в тесной взаимосвязи со становлением правового государства. Строгое соблюдение законов является основой их взаимоотношений, залогом защиты и реализации прав и свобод граждан.

Во взаимоотношениях гражданского общества и правового государства большинство исследователей предпочитают приоритета гражданского общества над государством. Сфера гражданского общества распространяется на те общественные отношения, которые находятся вне непосредственным государственным управлением, хотя они и регулируются законами.

Социальная значимость гражданского общества проявляется в том, что, создавая условия для деятельности негосударственным объединениям и ассоциациям, гражданское общество тем самым предотвращает возможный установлению государственной монополии, ограничивает поле государственного регулирования.

Гражданское общество является своеобразной сферой интеграции людей для защиты своих интересов путем самоуправления, противостояние государственной интеграции. Это - поле личной автономии граждан, их самореализации на основе индивидуальной свободы, где доминируют гражданские ценности, реализуются отношения доверия и солидарности.

В формировании гражданского общества выделяют 4 модели:

1) классическая западная модель, олицетворяет спонтанный развитие гражданского общества в условиях утверждения буржуазных отношений (без ощутимого влияния государства);

2) "полузападная" (как в Германии), где государство выступало в роли посредника;

3) восточная, куда относят и Россию, где все сферы общества развиваются в соответствии с директивами государства (государственное общество);

4) "образованное гражданское общество", или "общество-культура", где созидания гражданского общества начиналось не из сферы экономики или политики, а из сферы образования и культуры (сюда относят и Украину).

Во всех случаях экономической основой гражданского общества выступает собственность в различных формах (частная, кооперативная, ассоциированная, коллективная и т.д.), которая обеспечивает реальную экономическую, политическую и социальную свободу.

Наивысшей социальной ценностью гражданского общества является свобода личности, свободный выбор форм ее экономической, политической и культурной жизни. Правовое государство законодательно обеспечивает гражданам свободной участие в государственных и общественных делах.

Гражданское общество - это структурированное и институциировано общество, где, в отличие от государства, определяющими являются горизонтальные, а не вертикальные связи. Здесь реализуется самодеятельная социальная активность, которая не нуждается в стимулирующих управленческих действий со стороны государства.

Структура гражданского общества включает в себя экономические, культурные, семейно-родственные, моральные, этические и правовые связи, а также косвенные государством политические отношения между индивидами, социальными группами и другими субъектами политической жизни.

Значительно отличаются и приоритеты гражданского общества и государства. Если для гражданского общества - это прежде всего свобода, спонтанная активность, инициатива и динамичность отношений, то государство сосредотачивает свои усилия на обеспечение стабильности, безопасности, порядка и защищенности общества.

Успешное функционирование гражданского общества возможно только при условии свободного развития индивидов и их ассоциаций, децентрализации власти и передачи значительной части властных полномочий органам самоуправления, защиты интересов гражданского общества правовым государством.



Назад