Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Правовое государство. Социальное государство


Сущность идей правового государства заключается в утверждении суверенитета народа как источника и субъекта власти, гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу, в господстве закона.

Идея господства закона в жизни народа, общества и государства имеет древние источники. Она зародилась как противовес самовладдю и произвола правителей. Еще Платон говорил, что видит близкую гибель того государства, где законы не имеют силы и находится под чьей властью. Развивая эту мысль, Аристотель подчеркивал: "Там, где нет власти закона, нет места любой форме государственного строя".

Авторитетные представители буржуазной политической мысли (Ш. Монтескье во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставили феодальной произвола незыблемость закона и тем самым внесли свой вклад в становление теории правового государства.

Демократические мыслители Украины и России (Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, М.П. Драгоманов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, М.Г. Чернышевский и др.) подвергли резкой критике беззакония царизма в Российской империи, чем также способствовали развитию теоретических основ правового государства.

Философскую основу правового государства разработал немецкий философ И. Кант. Он рассматривал государство как объединение множества людей, которые подчиняются правовым законам. Это очень важное положение для понимания сущности правового государства. Ведь право является одним из средств укрепления и осуществления политической власти и принадлежит, прежде всего, государству. Только с помощью норм права государственная власть может приобрести всеобщности и обязательности, что и обеспечивает стабильность и динамизм политических процессов. В связи с этим, развивая правовое государство, нужно по крайней мере руководствоваться следующими тремя основными принципами взаимосвязи государства и права:

1. Первенство и верховенство права. Это означает, что право является неотъемлемой собственностью человека, нации и народа, его никто не предоставляет и никто не может отчуждать.

2. Соответствие закона праву. Любой закон, принятый государством, должен быть правовым. Право содержит в себе смысл правильного, справедливого. Когда справедливость получает нормативное закрепление, она становится законом. Следовательно, закон есть только юридической форме права.

3. Формальное равенство. Право должно быть признанным как равный для всех измерение свободы. Принцип нормальной равенства допускает лишь одно - закрепление в законе одинаковых возможностей.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить такие их общие признаки:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод человека и общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, распространение его на всех граждан, на все организации и учреждения, в том числе и на органы государственной власти;

6) суверенитет народа - только народ является источником власти, государственный суверенитет имеет представительный характер;

7) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что включает и отличие их действий на основе процедур, которые предусмотрены конституцией, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех;

8) приоритет в государственном регулировании отношений между гражданами, преимущество метода разрешения над методом запрета между гражданами и государством: "Разрешено все, что не запрещено законом";

9) свобода и права людей - единственное ограничение свободы индивида.

Правовое государство не создает абсолютной свободы индивида. Свобода каждого заканчивается там, где нарушается свобода других;

10) определяющая роль суда состоит в решении всех спорных вопросов, в подконтрольности ему каждого гражданина и институтов, в возможности для будь-кого обжаловать в судебном порядке неправомерные действия государственных органов и должностных лиц, в самостоятельности и независимости судебной власти от органов государственного управления и различных политических сил;

11) презумпция невиновности;

12) соответствие законодательства нормам международного права.

Утверждения правового государства является важной вехой в развитии свободы индивида и общества. ее создатели считали, что обеспечение каждому негативной свободы (то есть свободы без ограничений) и поощрение конкуренции будут полезны всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максималізують индивидуальную ответственность и инициативу, а это в свою очередь будет способствовать всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправия и невмешательства государства в дела индивида не помешали монополизации экономики с ее периодическими кризисами, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокая фактическое неравенство обесценила равноправие граждан, превратила возможность использования конституционных прав в привилегия богатых классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в ее классическом либеральном варианте, а также ответом на неудачную попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство стали теория и практика социального государства.

Социальное государство - это государство, которое берет на себя ответст-відальність за каждого гражданина и стремится обеспечить каждому достойные условия существования (жизни), социальная защита, соучастие в управлении производством, а в идеале примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на общее благо, утверждение в обществе социальной справедливости.

Она стирает имущественную и иную социальное неравенство - помогает слабым, неспособным и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или другого источника существования, заботится, чтобы были сохранены мир и спокойствие в обществе, чтобы формировался благоприятный для человека жизненное пространство.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, заботы о безработных, престарелых и молодежь, о развитии доступной для всех образования, культуры и т.д.

Политические права человека дополняются социальными правами, которые предусматривают предоставление всем социально незащищенным членам общества минимума материальных благ, который принято в данном обществе. Вводится принцип социальной ответственности как частных корпораций, так и государства.

Социальные программы стали неотъемлемой частью политики государства. Более того, государство приобретает формы государства благосостояния, государства благосостояния. На этой основе расширяются функции государства, которые дополняют и нередко заменяют функции гражданского общества.



Назад