Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Соотношение социального и правового принципов


Между правовым и социальным принципам государственного устройства существуют как единство, так и протиріччя. их единство заключается в том, что они призваны обеспечить благо индивида, благо гражданина. Правовой принцип обеспечивает физическую безопасность граждан относительно власти и относительно друг друга, индивидуальную свободу и основополагающие, преимущественно гражданские и политические права человека посредством установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против произвола. Противоречия между ними заключаются в том, что правовое государство по своей сути не должна вмешиваться в вопросы распределения социального богатства, обеспечения материальных и культурных потребностей граждан.

Социальная же государство непосредственно заботится об этом, хоть и старается не подрывать главных основ рыночного хозяйства, таких как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

Немецкие политологи (в частности Есть. Френкель и др.) разработали концепцию "социально-правового государства", которая призвана найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов.

Основные принципы социально-правового государства:

• можно принимать только такие законы, которые соответствуют содержанию прав, которые закреплены в Основном Законе;

• сохранение принципов правового государства подлежит проверке судом; законы надо безусловно выполнять на практике;

• признание принципа "правового государства" нельзя использовать с политической выгодой для любой социальной или экономической доктрины, что служит будь-чьим интересам;

• идеи "правового государства" касаются не только сферы отношений индивида и публичной власти, но и отношений человечества и социальных властей.

Концепция социально-правового государства приобрела широкого международного резонанса благодаря практическому применению формулы "социальное государство - государство всеобщего благоденствия", где главный акцент делается на функции государства, которая заключается в предоставлении и обеспечении социально-экономических благ.

В то же время другие немецкие политологи отметили, что принципы социального государства вступают в противоречие с принципами правового государства. В частности, еще М. Вебер считал, что "правовое государство основывается на автономии и ответственности индивида за свою судьбу, а социальное государство лишает индивида того и другого, интегрирует его в систему удовлетворения коллективных потребностей". Первая основывается на свободе индивида, свободе экономики и культуры, вторая - на уравниловке. Таким образом, по Веберу, оказывается, что социальное и правовое государство - понятия взаимоисключающие.

Однако общественно-политическая практика вносит столь существенные коррективы в разнообразные теории и концепции. В реальной жизни существует определенная связь между правовой и социальной государствами, который проявляется, прежде всего, в том, что исходным пунктом обеих концепций, их основной категорией является индивид, свободный гражданин. Если правовое государство ставит целью защитить свободу и права индивида, то социальная государство призвано обеспечить ему достойное существование.

По действующей Конституции (ст. 1) Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством.

Опыт цивилизованных стран показывает, что основы правовой и социальной государств надо разумно сочетать, не допуская односторонности ни в автономии и свободы индивидов, ни в гарантированном удовлетворении потребностей.

Обратим внимание на опыт Швеции, где сформировались гражданское общество и социально-правовое государство: 90% всей шведской промышленности составляет частный сектор, 75% сельскохозяйственной продукции проходит через закупочные, перерабатывающие и торговые кооперативы. С кооперативным движением в Швеции связаны две трети семей. Приватновласницька основа хозяйства хорошо уживается с общественной формой перераспределения, ведь на зарплату и другие выплаты (общественные фонды потребления) приходится 70% валового продукта, капитала остается 30%. Бесплатное образование, дешевая медицинская помощь, которая субсидируется государством, доступна для всех слоев населения; пятидневная оплачиваемый отпуск; свыше 45 м2 жилой площади и почти по две комнаты на одного человека; более 400 автомобилей, 390 телевизоров, 590 телефонов на 1000 жителей - это лишь некоторые показатели материального положения шведов. В этой стране существует практически полная занятость населения - менее 2% безработных (а таковым считается тот, кто не смог устроиться на работу в течение пяти дней), которым установлено значительную помощь.

Но за этих в общем высоких показателей в Швеции в конце 80-х - начале 90-х годов 20 в. оказалось определенное преувеличение роли гарантированного удовлетворения коллективных потребностей, "перекос" в сторону социального государства. Это привело к снижению мотивации части населения Швеции относительно высокопроизводительной, эффективной работы, сказалось на экономических и социальных показателях.

Основные предпосылки построения правового, социального государства в Украине. Что же необходимо для формирования демократического, социального, правового государства в Украине?

Во-первых, обеспечение подлинного демократизма и открытости нормотворческих функций представительных органов власти всех уровней, их собственной надежной финансовой и материальной базы.

Во-вторых, ежегодные отчеты о деятельности исполнительной-распорядительных органов перед представительными органами, общественный контроль за деятельностью исполнительных органов власти.

В-третьих, гарантированные Конституцией независимость суда и прокуратуры, повышения их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту.

По-четвертых, создание динамического, преданного делу народа, современного государственного аппарата, который формируется на конкурентной основе по широкой гласности и полностью подконтрольный представительным органам и народу.

По-пятое, формирования гражданского общества в современной экономической и политической основе, обеспечение эффективного функционирования всех его организаций и ассоциаций (партий, движений, объединений).

Следовательно, гражданское общество и правовое государство тесно связаны между собой. Чем розвинутіше гражданское общество, тем эффективнее социальную защиту индивида, тем шире его возможности для самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества. А это, в свою очередь, вытекает из степени регламентации государством общественной жизни. Характер взаимодействия государства и гражданского общества определяет не только правовую социальную защищенность личности, но и уровень развития самого гражданского общества, его гуманистическую направленность и демократизм, что предполагает, соответственно, развитие социальных движений, территориальных общин, национальных культурных обществ и др.

Формирование гражданского общества и правового государства является одним из основополагающих задач современной общественной жизни в Украине. Содержание сложных трансформационных процессов связан с определением правовых основ жизнедеятельности гражданского общества и государства, развитием гражданской свободы и социальной активности, утверждением демократии.



Назад