Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Партийные системы и их типология


Будь-какому обществу присуще разнообразие социальных, в том числе и политических интересов. Это и является основой для создания многих политических партий и формирование на их основе партийных систем. Характер и содержание таких систем определяет вид политического режима, механизм и эффективность демократии. Существенное влияние на характер партийных систем производят особенности социокультурного развития, исторические традиции, демографические и этнокультурные факторы и т.д.

Партийные системы формируются на основе устойчивых связей и отношений партий различного типа между собой.

Объективно их взаимодействие не может не сказываться на принятии политических решений в государстве, а это в свою очередь определяет место и роль партий в политической жизни общества, в его политической системе.

От партийной системы, как важной составляющей политической системы, напрямую зависит стабильность и эффективность деятельности политической системы, в частности, продолжительность существования правительства в данном составе, отсутствие политических конфликтов и т.п.

Используются разнообразные определения партийной системы. Одни считают, что партийная система - это право партий формировать собственную систему правления (С. Ньюмен), другие рассматривают партийную систему как совокупность политических сил, представленных в парламенте, или таких, которые стремятся к представительства в парламенте (Е. Каак), третьи понимают партийную систему как совокупность отношений между легально действующими партиями в совместной борьбе за власть (Есть. Вятр), четвертые рассматривают партийную систему как общую совокупность политических партий, существующих в той или иной стране, независимо от того, принимают они участие в осуществлении государственной власти или нет. Есть и другие подходы к определению партийной системы. Плюрализм определений партийной системы предопределяет неодинаковый подход к типологии их. Чаще всего политологи, в том числе и украинские, при типологизации партийных систем пользуются количественным критерием. Теоретическое обоснование целесообразности классификации политических партий по этому критерию осуществил М. Дюварже. В основу классификации он положил число партий, борющихся за власть или осуществляют влияние на нее.

Согласно количества партий М. Дюварже выделил такие партийные системы: однопартийную (неконкурентную); двухпартийную (біпартійну); многопартийную (конкурентное) и мультипартійну.

- Жизнеспособность классификации партийных систем по количественным критерием, образно говоря, выдержала испытание временем. Некоторые политологи считают ее несовершенной и предлагают типологізувати партийные системы по критерию наличия принципа альтернативности. Самую удачную классификация партийных систем по этому критерию предложил итальянский политолог Дж. Сартори. Эта классификация нередко используется и для типологизации современных партийных систем. Он выделяет семь типов партийных систем, которые расположены между "однопартийным" и "атомизированной" полюсами. Между ними располагает еще пять промежуточных типов партийных систем: гегемоністська, доминирование, двухпартийная и ограниченного плюрализма (табл. 6).

Таблица 6. Современные партийные системы

Тип

партийных

систем

Признаки

Преимущества

Недостатки

Примеры

Однопартийная

• Одна легальная партия, которая играет доминирующую роль в государстве;

• Сращивание партийного аппарата с государственным;

• Авторитарный или тоталитарный политический режим

Путем жесточайшей дисциплины способна мобилизовать производственные и человеческие ресурсы в критические для страны времена

• Высокая человеческая цена побед;

• Потенциальная нестабильность и крах системы вследствие перенапряжения и истощения этих ресурсов

Италия, Германия 30-х годов, СССР 60-80-х лет; Куба, Северная Корея, Ирак, Ливия, Кения

Гегемоністська

• Одна ведущая партия, другие - партии-сателлиты;

• Сращивание партийного аппарата с государственным;

• Авторитарный или тоталитарный режим

Похожие с однопартийным

Похожие с однопартийным, немного "мягче"

Страны Восточной Европы в 40 - 80-х годах;

Китай,

Вьетнам

Доминирование

• Несколько партий, длительная (более 20 лет) и непрерывная победа одной из партий в конкурентной борьбе на выборах;

• Формирование состава правительства лишь доминирующей партией;

• Демократический политический режим

Стабильность однопартийного правительства вследствие отсутствия в нем внутренних конфликтов

Чрезмерная бюрократизация и потенциально высокая коррумпированность управленческих структур

Швеция (1932-1976), Япония (1955-1995)

Двухпартийная

• Несколько партий, среди них - две значительно мощнее других;

• формирование состава правительства одной из двух партий, победивших на выборах;

• Влиятельная оппозиция со стороны партии, проигравшей выборы;

• Демократический политический режим

Стабильность однопартийного правительства вследствие отсутствия в нем внутренних конфликтов

• Чрезмерная концентрация сил на межпартийном противостоянии;

• Консерватизм избирательного процесса

США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия

Ограниченного плюрализма

• Много партий, среди них мощных (представленных в парламенте) - несколько, а в правительстве еще меньше;

• Позасистемної оппозиции нет;

• Демократический политический режим

Ориентация партий на участие в правительстве, отсутствие острых идеологических противоречий

Вероятна нестабильность правительственных коалиций

ФРГ,

Франция,

Литва,

Болгария,

Австрия,

Чехия

Поляризованного плюрализма

• Много партий, среди них мощными являются крайне правые и крайне левые;

• Формирование правительства партиями центра;

• Острое идеологическое размежевание между центром и право-левой оппозицией;

• Демократический политический режим

В случае силы политического центра - стабильное правительство с одновременным представительством в парламенте полярных идеологий

В случае слабости политического центра возможность прихода к власти крайних сил

Италия,

Латвия,

Словакия

Атомизированная

• Много партий или их совсем нет, количество партий значения не имеет - все они невлиятельные;

• Правительство формируется или на внепартийной основе или на основе широкой коалиции;

• Авторитарный или демократический режим

Возможность временного сосредоточение внимания на общенациональных проблемах

Потенциальная нестабильность всей политической системы

Украина, Польша, Грузия начала 90-х годов,

Уругвай,

Парагвай,

Гаити,

Казахстан,

Узбекистан,

Туркменистан, Таджикистан

 

В свою очередь каждый из названных выше семи типов партийных систем имеет специфические варианты своего проявления, которые целесообразно использовать для решения политических проблем. Так, при формировании правительства система ограниченного плюрализма, которую Сартори считает самой совершенной из имеющихся сегодня, может иметь следующие варианты:

1. Однопартійне правления, когда правительство формируется партией, получившей абсолютное большинство голосов на парламентских выборах. Типичным примером является Индия, где официально зарегистрировано около 200 политических партий и организаций. В парламенте их представлено восемь, а правительство сформировало партия Национального конгресса, которая победила на выборах. Так формируется правительство и в Испании.

2. Двухблочная коалиция, когда правительство формируется из двух блоков, которые побеждают на выборах. Например, в ФРГ, где с 1969 по 1982 г. правительство формировалось блоком социал-демократов со свободными демократами (СДПГ - СВДП), а постоянный блок ХДС/ХСС находился в оппозиции. С 1982 г. ситуация изменилась, поскольку СВДП разорвала блок из СДПГ и вошла в коалиции ХДС/ХСС, который и победил на выборах. Некоторые авторы называют двоблокову коалицию "модифицированной двухпартийной системой", несмотря на наличие двух сильных партий, ни одна из которых, однако, не имеет абсолютного большинства в парламенте, а потому вынуждена искать союз с третьей.

3. Мультипартійна коалиция, когда правительство формируется из представителей нескольких партий на основе их пропорционального представительства в парламенте по результатам выборов. Характерным примером стабильных мультипартійних коалиций является Швейцария, а нестабильных - Италия, Бельгия, Нидерланды. В Италии правительство может меняться по несколько раз за одну легіслатуру парламента.

Атомизированная партийная система характеризуется наличием многих политических партий, их малочисленностью и незначительным влиянием, присутствием среди политических партий позасистемних, формированием правительства на внепартийной основе или на основе широкой коалиции, демократическим или авторитарным политическим режимом.

Атомизированная партийная система характерна для обществ переходного периода, особенно для тех, которые осуществляют переход от тоталитаризма к демократии. Считается, что атомизированная система является наименее стабильной и эффективной среди всех других партийных систем.

Атомизированная партийная система имеет две разновидности своего проявления: крайний плюрализм и авторитарная псевдопартійність. Система крайнего плюрализма проявляется как в численном росте политических партий, так и в чрезвычайно широком идеологическом направлении их, включая создание и таких партий, как партия любителей пива, женщин и др.

Для авторитарной псевдопартійності как разновидности атомізованої системы характерна такая черта, как имитация конкурентной борьбы партий за власть. Очевидно же поняла ее бесперспективность и безрезультатность, поскольку реальная власть и контроль в стране находится в руках военной или светской хунты, которая монополизировала власть в стране.

В Украине в настоящее время функционирует атомизированная партийная система крайнего плюрализма, которая эволюционирует в сторону стабильной системы поляризованного плюрализма. Этот вывод подтверждается прежде всего тем, что в политическом спектре Украины большинство политических партий занимают центристские позиции и ставят себе целью построение демократического правового государства, основанного на рыночных отношениях, выступают за равноправие различных форм собственности, политический плюрализм.

Приведенный выше перечень возможных классификаций партийных систем не является исчерпывающим, не охватывает все разнообразие теоретических подходов и их комбинаций, которые применяют к анализу этих систем. Границы между различными типами партийных систем очень прозрачные, и это также следует учитывать, анализируя их.

Неоспоримым является то, что страны, которые имеют стабильную партийную систему, отличаются от других не только стабильной политической системой в целом, но и более высоким уровнем экономического развития, более демократическими принципами в управлении и более развитым гражданским обществом.

Следовательно, наличие (или отсутствие) партийной системы в обществе является одним из показателей конкурентного состояния и стадии его развития, эффективности существующей в нем политической системы.



Назад