Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Демократические принципы избирательного права


Демократические принципы избирательного права включают:

1. Всеобщность, то есть все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (как избиратель) и пассивное как кандидат право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь небольшим количеством ограничений, то есть условий допуска граждан к участию в выборах:

• возрастной ценз позволяет участвовать в выборах только с соответствующего возраста, преимущественно с достижением совершеннолетия. Например, на выборах в нижнюю палату парламента Великобритании возрастной ценз для активного избирательного права (право избирать) составляет 18 лет, для пассивного (право быть избранным) - 21 год; во Франции, соответственно, 18 и 23 года, в Бельгии, Италии, Канаде, Нидерландах, США, Украине и некоторых других странах - 18 и 21 год, в Японии - 20 и 25 лет, Относительно выборов в верхнюю палату, то пиковый ценз для пассивного избирательного права значительно выше, чем в нижней палаты. Так, в СЕНА он составляет 30 лет, в Бельгии и Италии - 40, во Франции - 25, в Японии - 30 лет. В Финляндии и Швейцары возрастной ценз для активного и пассивного избирательного права одинаковый:

  • ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением;
  • моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, которые находятся по приговору суда в местах лишения свободы;
  • ценз оседлости, что выдвигает в качестве условия допуска к выборам соответствующий срок проживания в данной местности или в стране. В США ресниц составляет 1 месяц, в Австрии, ФРГ и Японии 3, в Канаде и Финляндии 12 месяцев. Этот термин предполагает необходимость проживания избирателя на территории соответствующего округа.

Кроме требования определенного срока проживания на территории избирательного округа, избирательное право некоторых стран и устанавливает срок проживания в этой стране. Например, в Норвегии н Исландии для активного избирательного права срок оседлости составляет 5 лет, в Австралии - полгода, в Украине - 2 года. И не ограничивает электоральную активность мигрантов. Половой ценз долгое время ограничивал участие женщин в выборах (в некоторых мусульманских странах ограничивает и до сих пор). Имущественный ценз ограничивает активность малоимущих граждан. В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других ограничений, которые не допускали до выборов лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз отменен н 1944 г., в Италии и Японии В 1945-му, Греции - в 1956-м, Швейцарии - 1971-м, Португалии - в 1974 г.); негров (в США последние ограничения на их участие в выборах снято в законах 50 70-х годов 20 в.). В США в 1964 г. существовал налоговый ценз, а в 1970 г. - ценз грамотности.

Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в розпитку демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к формированию партийных и поле печных систем современного тина.

2. Равенство. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос, и все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни любые другие статусы) или личные качества не должны влиять на состояние гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предусматривает и примерное равенство избирательных округов, которая необходима, чтобы голоса избирателей имели примерно одинаковый вес при избрании депутата. Именно поэтому во многих странах устанавливается минимум, а иногда - максимум, от которого избирается определенное количество депутатов. Но на практике есть существенные отклонения от установленной законом нормы, поскольку, как правило, избирательные округа в основном совпадают с административно-территориальными единицами.

Так, в соответствии с избирательным законом ФРГ, избирательные округа могут различаться по численности населения на одну треть. В Великобритании самый большой по количеству населения округ превышает наименьший в Л раза. Некоторые правящие партии пытаются путем различных манипуляций с избирательными округами обеспечить себе более представительство. В США считается принятым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%. В России, в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Дсрждуми, допускается различие в избирательных округах в пределах одного субъекта федерации в 20%, а в труднодоступных и отдаленных районах - до 30%. Особая строгость в соблюдении правил определения границ избирательных округов порожденная вполне обоснованными опасениями, что неправильная "нарезка" может стать эффективным способом для манипулирования голосами избирателей.

Иногда используется так называемое вынужденное нарушение принципа равенства для расширения избирательных прав отдельных категорий граждан путем введения специальных квот. При этом осуществляется передача части мест в органах государственной власти соответствующим слоям населения (например, расовые квоты при выборах парламентов ПАР или Зимбабве гарантируют соответствующую часть мест представителям расовых меньшинств. Подобную квоту у нас требуют крымские татары).

3. Непосредственность выборов (прямое голосование). Сущность этого принципа, конституйованого в большинстве стран 3 развитой парламентской демократией, заключается в том, что избиратели напрямую (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, президента, представителей других органов политической власти.

В случае если граждане выбирают только выборщиков или специальный орган, который непосредственно выбирает кандидата, то речь идет о косвенные выборы. Следующие выборы через деперсонализацию, абстрактность выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию прогула, то есть отказе от участия в выборах, порождают равнодушие людей к выдвинутых кандидатов и их программ. Кроме того, использование непрямых выборов усиливает возможность искажения реального соотношения политических сил в сторону укрепления позиций самой влиятельной из них, поскольку голоса сторонников противоположных сил, составляющих меньшинство, теряются на каждом высшем уровне выборов. В большинстве случаев косвенные выборы дают преувеличенное представление о степени влияния господствующей партии и является средством подавления сравнительно менее многочисленных партий. А прямые выборы создают возможности действительно общей участия в них избирателей и обеспечивают в полной мере легитимацию избирательной кампании.

4. Тайное голосование - это когда решение конкретного избирателя должно быть никому не известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, охраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедуре голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной форме, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, которые хранят тайну избирательного решение и облегчают технику голосования и подсчета его результатов, и опечатыванием избирательных урн, суровым наказанием за нарушение избирательного тайны и т.д.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. В таких принципов принадлежит свобода выборов и добровольного участия в них граждан. Этот принцип означает, что никто не имеет права влиять на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также никто не может повлиять на его свободное волеизъявление.

Свобода выборов предусматривает прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления - расправы с противниками, с активистами и сторонниками партий-конкурентов; - административного угроза снять с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, которые не сумели "организовать" победу правящей партии, запугивания увольнением работников, которые отказываются ставить подпись в поддержку выдвижения желаемого кандидата и т.п.; социально-экономического - подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе в отношении целых категорий населения посредством повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т.д., обещания льгот и привилегий для отдельных регионов; - психологического запугивания избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т. п. в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента; информационного - систематическое одностороннее и (или) искаженное подачи информации. Но есть и другой мировой опыт. Так, в некоторых странах законодательство провозглашает обязательное голосование. Избирательные законы Австрии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов предусматривают штрафные санкции за неучастие в голосовании, в Греции и на Филиппинах - уголовную ответственность. Такие нормы, безусловно, противоречат принципам свободного волеизъявления граждан.

Наличие выбора альтернативных кандидатов. Сам термин "выборы" предусматривает выбор из различных предложений. В случае если есть только один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрение или неодобрение избирателями, но не о выборах вообще. Конечно, на практике, особенно в странах с еще не сформированной многопартийностью, иногда создается ситуация, когда через высокий авторитет, мощную организационную и материальную поддержку национального политического лидера оппозиционные силы, не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих кандидатов. Тогда демократический потенциал выборов существенно ограничивается. А в условиях политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов - важный показатель демократизма избирателей.

Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить их со своей предвыборной программой и убеждать в правильности и преимуществах своей программы, в пороках электоральных платформ конкурентов. Политические партии, которые выражают интересы различных социальных общностей, стремятся включить с помощью выборов различные социальные слои населения в политическую систему. Состояние многопартийности, естественный для стран с развитой демократией, обеспечивает мирное соревнование социальных интересов. В западных демократиях излишнюю остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, который обязывает терпимо, без нарушения этических норм относиться к политических конкурентов, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.д.

Периодичность и регулярность выборов, недопущение или отмены перенос выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства. Выборы теряют свои функции, если их проведение будет зависеть от произвола отдельных лиц. А периодичность выборов дает избирателям возможность менять политическую элиту в своих интересов.

Равенство возможностей в предвыборной борьбе. Она обеспечивается созданием условий, при которых неравенство материальных возможностей не может предоставить кому-либо из кандидатов преимущества и требует создания избирательной системы, что не допускает результатов выборов, достичь которых можно недемократическим путем (в результате подкупа, угроз, фальсификаций).

Обеспечить такое равенство можно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио.

В некоторых странах, которые рассматривают выборы как государственно-политическое дело, существует государственное финансирование избирательных кампаний. В других странах, например, в США, финансирование выборов - частное дело. Реализация на практике равенства возможностей - этот принцип, пожалуй, чаще всего нарушают на выборах, и это в большей или меньшей степени искажает их результаты и демократический характер.

Возможность общественного контроля за выборами. Присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы.

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразный и оказывается в их важнейших функциях.

Функции выборов. Легитимизация и стабилизация политической системы, а также легитимизация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима и правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретных должностных лиц, правительства и правящих партий. Выборы дают гражданам шанс переизбрать правительство, которое их не устраивает, или отдельных депутатов, заменить их людьми, которые пользуются доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отторжению гражданами всего политического строя и к дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Не случайно выборы нередко уподобляют предохранительном клапанові, который выпускает пар народного недовольства, сосредоточенный, и предотвращает перегрівові и взрывчатые всего политического "котла". С помощью выборов легитимизируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право управлять государством.

Создание действующей представительной системы. Выборы в органы власти создают отношения представительства граждан в этих органах и дают им возможность влиять на деятельность этих органов. Представительная система власти, влияя на общество, модифицирует его в соответствии с интегральных интересов представителей его социальных групп и так обеспечивает процесс общественного развития.

Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Объясняя гражданам свои программы, убеждая людей в необходимости принять и поддержать соответствующие политические ценности и цели, указывая пути реализации их, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют граждан на важные для страны политические действия.

Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мысли и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы - важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновения доверия или недоверия, политического участия или неучастия, отчуждения или поддержки борьбы.

Рекрутирования политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождение граждан в состав политической элиты, осуществления политической карьеры. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, меняется политический вес партий и их представителей.

Генерирования обновление общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. Выборы - это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, інституційованих воздействий на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам подать собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ.

Артикуляция, агрегация и представительство различных интересов населения. В период выборов создаются благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и все люди, которые принимают участие в избирательной кампании, особенно восприимчивы к запросов и пожеланий населения. Это активизирует процесс самоосознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкое формулирование и агрегатируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивой, пригодной для реализации формы. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь моральными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержку избирателями на предстоящих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората.

Перевод политических конфликтов в русло інституційованого мирного урегулирования. Выборы дают возможность открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности и идеи на суд народной мысли, определить реальную поддержку позиции той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных

институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на то, чтобы его развязали избиратели, чаще всего побуждает их отказаться от крайностей, смягчить свою позицию, искать компромиссы и решения, приемлемые для большинства.

Интеграция различных мнений и формирования общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои пределы. Чтобы не привести к анархии, хаоса и острых разрушительных конфликтов, он нуждается в государственном регулировании, что отражает общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг соответствующей политической платформы и лидеров, которые ее представляют, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительственные авторитет и поддержку, а это повышает его дееспособность.

Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно осваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт, пересматривают или уточняют свои политические позиции. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с соответствующими политическими силами. Все это повышает их политическую сознательность и активность. Выборы, таким образом, выступают механизмом политического развития общества.

Контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также оформляется оппозиция, конечно ревностно следит за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство конечно вынужден прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы являются важнейшим институтом контроля, поскольку они дают избирателям возможность регулярно выносить свой вердикт об правительство и оппозицию, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

Таким образом, важнейшая функция выборов согласно общественного договора - трансформация политической системы в направлении поиска для страны оптимального политического курса.

Главное социальное назначение выборов - должным образом отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство соответствующих общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.



Назад