Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Модели избирательных систем


Избирательный процесс осуществляется с определенными правовыми нормами и правилами, содержащихся в Конституции и в избирательном законе. Вся совокупность установленных законом правил организации и проведения политических выборов и критериев определения их результатов называется избирательной системой. Главным регулятором выборов является избирательная система, которая определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Современные демократии применяют широкую палитру различных избирательных систем (их около 350), каждая из которых имеет свои, присущие только ей преимущества и недостатки. Но какой бы не была избирательная система, при применении ее невозможно абсолютно исключить нежелательные, а иногда и разрушительные эффекты. Поэтому совершенной избирательной системы не существует. Она остается лишь теоретическим идеалом. Однако каждую избирательную систему на практике можно в определенной степени усовершенствовать, а ее недостатки - уравновесить другими факторами политического процесса.

Итак, виды избирательных систем можно и нужно оценивать на основе их политической эффективности, равенства и справедливости.

Существуют две основные типы избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Но очень мало стран, в которых избирательные системы строятся на "чистых" мажоритарному или пропорциональном принципах. Примером первых являются избирательные системы Канады, Великобритании и США. "Чистый" пропорциональный принцип использует лишь Ирландия. Большинство стран Западного мира пытаются совместить преимущества обоих принципов и нейтрализовать их недостатки. Поэтому говорят о смешанные системы с преобладанием того или иного принципа.

Мажоритарная избирательная система заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату, который собрал установленную большинство голосов, а другие кандидаты, как и политические силы, которые не набрали нужного количества голосов, остаются непрезентованими в органах власти. В зависимости от того, какой большинства для избрания депутатов требует закон, мажоритарная система бывает трех видов.

1. Абсолютного большинства (50% + 1 голос) от общего количества поданных в округе голосов. В случае если ни один кандидат не получил более половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлено лишь двух кандидатов. Для победы необходимо набрать простое большинство голосов. Эта система действует во Франции, Эквадоре, Украине.

2. Относительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Тут может существовать нижний порог необходимого количества голосов (12 или 25%). Такая избирательная система сохраняется в США, Великобритании, Канаде, Франции, Японии и других странах.

3. Квалифицированного большинства (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов).

А еще бывает преференциальная избирательная система. Такая избирательная система применяется в многомандатных округах, где избиратель самостоятельно выводит рейтинг всех кандидатов. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства из всего списка кандидатов, то исключается тот, кто набрал меньше всего первых мест. Эта процедура исключения кандидатов, набравшие наименьшее количество первых мест, может охватывать несколько этапов и продлится до тех пор, пока необходимое количество кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов.

Еще одной модификацией мажоритарной избирательной системы является американская система выборов президента. Она характеризуется тем, что избиратели выбирают своего президента не прямо, а через коллегии выборщиков. Кандидатов в члены коллегии выборщиков выдвигают единым списком комитеты политических партий из 50 штатов. Количество коллегии выборщиков равно числу сенаторов и членов палаты представителей конгресса США, выбранных из данного штата. В день президентских выборов избиратели голосуют за членов коллегии выборщиков от той или иной партии. На заключительном этапе коллегии выборщиков отдают свои голоса персонально за кандидатов в президенты и вице-президенты.

Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу преимуществ мажоритарной системы обычно относят такие факторы, как сравнимую легкость формирования правительства, его стабильность, а также создания устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Сравнительная легкость формирования правительства и его стабильность достигаются за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсев мелких партий, которые не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждение партий к коалиций или слив еще до начала выборов. И все-таки главным аргументом в пользу мажоритарності остается то, что эта избирательная система направлена на создание парламентского большинства, то есть на создание условий для формирования правительства, который четко отвечал бы за свои действия.

Поскольку депутатов непосредственно избирают граждане соответствующего округа и, конечно же, депутаты рассчитывают на свое переизбрание, то они и ориентируются больше на свой электорат, который при таких условиях лучше знает депутатов, чем когда их выбирают в общем партийном списке при пропорциональной системе. Именно так избран депутат сможет больше заниматься проблемами избирателей, а также брать на себя роль их защитника от бюрократии и несправедливости. Но именно тут может возникнуть и большая опасность, ведь в деятельности так избранного депутата интересы своего округа могут вступать в острое противоречие с общегосударственными интересами.

Наряду с известными положительными моментами мажоритарная избирательная система имеет и некоторые существенные недостатки. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей, не отражает реальной расстановки социально-политических сил в стране. При ней возможна ситуация, когда партия, которая пользуется меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников разных партий. Главный аргумент противников мажоритарного представительства всегда заключался в том, что оно игнорирует меньшинства (т.е. позиции избирателей, чьи голоса отданные за соперников победителя). Так искажается реальное соотношение политических сил и не обеспечивается адекватное представительство. Это происходит потому, что количество полученных мандатов зависит не столько от количества собранных голосов, сколько от того, как голоса распределены по округам. Непосредственная зависимость результатов выборов от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования с помощью тенденциозного определение границ избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название "избирательная география", или "джеримендеринг". Для наглядности рассмотрим такую ситуацию. Скажем, имеем три избирательные округа по 100 тыс. избирателей в каждом. В них баллотируются кандидаты от партий А, Б и В. Ставится цель: ослабить партию Но и усилить партию Бы. Для этого создается избирательный округ 1, где партия А имеет неоспоримое преимущество. Выборы в округе 1 дают такие результаты: кандидат партии А получает 90 тыс. голосов, кандидат партии Б - 2 тыс. голосов, кандидат партии В - 8 тыс. голосов. В округах 2 и 3 побеждает кандидат от партии, который вступает в них по 34 тыс. голосов, а кандидаты от партий А и В - по 33 тыс. голосов. Партия А, собрав в трех округах 150 тыс. голосов, получает одно место в парламенте, партия Бы, собрав 70 тыс. голосов, получает два места, а партия В, собрав 74 тыс. голосов, - ни одного места в парламенте. Таким образом, мажоритарная избирательная система делает возможным ситуацию, когда значительное число избирателей остается без своего представителя в парламенте, а партия, завоевавшая голосов меньше, чем конкурент, получает значительную часть мест в нем.

Создавая возможность формирования правительства, который не пользова-тується поддержкой большинства населения, и сильно ограничивая доступ к депутатского корпуса представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политического строя, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократических методов политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения соответствующего избирательного округа побуждает их к местничества, недостаточного учета общенациональных интересов.

В условиях гостроконфліктного общества мажоритарная система очень опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно в случае близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернения противника, на разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, к забывание (или пренебрежение) демократических правил игры и к разрушению самого демократического строя.

Пропорциональная избирательная система предусматривает выборы по партийным спискам и распределение мандатов между партиями пропорционально количеству голосов, набранных каждой из них в пределах избирательного округа. Главное преимущество этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярности среди избирателей. Это дает возможность всем группам общества полнее выражать свои интересы, активизирует участие граждан в выборах и в политике в целом. Пропорциональная система, проявляя сложность и красочность политической палитры, способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством, стимулирует развитие плюрализма в политической системе.

Все пропорциональные системы требуют проведения выборов в многомандатных округах. Процесс распределения мандатов начинается с вычета квоты, то есть минимального числа голосов, получение которых гарантирует партии одно депутатское место. Депутатами становится определена для каждой партии количество кандидатов, ближайших до первого места в списке по результатам проведенного голосования. Почти каждая пропорциональная избирательная система устанавливает определенный барьер представительства, то есть минимальное число голосов с концентрацией их по округам, которое партия должна набрать для получения представительства в выборных органах. Барьер в 4-5% заставляет небольшие партии искать объединения с более весомыми организациями, способствуя тем самым уменьшению числа потенциальных фракций в парламенте или созданию более работоспособного правительства. Так, в частности, Германия, где половина бундестаг избирается по пропорциональной системе, а половина - по одномандатным округам, имеет особую систему повышенной пропорциональности. Право на долю в распределении мандатов может получить только та партия, которая набрала по меньшей мере 5% всех поданных по стране голосов или победила как минимум в трех одномандатных округах.

Существует три основных вида списков для голосования: твердые списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (в Испании, Португалии, Израиле); полутвердые - когда мандат обязательно получает кандидат, который возглавляет партийный список, а распределение других мандатов, что их получила партия, осуществляется в зависимости от количества голосов, которые получил кандидат, - преференция (в Италии, Австрии, Швейцарии); свободные - распределение всех депутатских мест происходит согласно преференций избирателей, предпочтений (аттитюдов) к каждому кандидата, занесенного к конкретному партийного списка. Избиратель в бюллетене имеет право предоставить преимущества (преференции) тому или иному кандидату. Здесь победитель определяется на основе количества голосов, которые получил тот или иной кандидат, независимо от его порядкового номера в партийном списке (в Финляндии, Бельгии, Нидерландах). Поэтому во время голосования происходит прежде всего отбор персоналий, а не только выбор партийной программы.

Таким образом, пропорциональная избирательная система, в отличие от мажоритарной, во-первых, лучше учитывает соответствие между количеством голосов и мандатов; во-вторых, избиратель здесь голосует, в основном, за определенные политические платформы, а не за позицию отдельных людей. Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейшая из них - относительно меньшая стабильность правительства. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление коалиций партий, политические программы которых страдают эклектичность и неопределенность, потому что создаются на основе компромиссов партий с разными целевыми установками. Поскольку такие компромиссы непрочные, то и действия правительств отличаются непоследовательностью и противоречивостью. Через незначительные причины такие коалиции распадаются, возникает парламентская нестабильность.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижение депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальная. Кроме того, предотвращения вхождению в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятого в стране разновидности списки для голосования. Кроме того, ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Списки кандидатов составляются чаще всего канцелярсько-административным образом, а это усиливает зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробления состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных малочисленних позасистемних партий, многие страны использует так называемые заградительные барьеры, или предостережение, что устанавливают необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Если партия не преодолеет этот барьер, она не получает ни одного мандата. Так, в Израиле избирательный барьер составляет 1%, в Дании - 2%, в Швеции и Украине - 4%, в Германии, России - 5%, в Турции - 10% действительных голосов.

Консенсусная система. В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной и пропорциональной систем. Много стран, стремясь максимально использовать преимущества каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, которые сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом пропорциональная и мажоритарная части могут иметь разные величины. Так, в Германии, России, Украине, Литве и Грузии пропорциональная и мажоритарная величины составляют половину, а в Венгрии - в соответствии две и одну трети от общего количества депутатских мест. В этой системе избиратель получает два голоса: один подает за одного из кандидатов, а второй - за один из партийных списков. Именно такая система существует в Украине. Существует и вариант смешанной избирательной системы, когда нижняя палата избирается по пропорциональной, а верхняя - по мажоритарным принципами.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии "зеленых" и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет положительную направленность, то есть ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидатов избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за один, а за всех (обязательно больше чем за двух кандидатов и ранжирует список в порядке их преимуществ. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то избиратель определяет место каждого из них. За 1-ше место дается 5 баллов, по 2-ге - 4, за 3-тэ - 3, по 4-то - 2, по 5-то - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов политики на соответствующий порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и на всю избирательную кампанию.

Эффективность выборов зависит от целого ряда экономических, социальных, правовых, культурных и моральных условий, отсутствие которых может превратить выборы в антисоциальный механизм.

В экономической сфере - это развитые отношения собственности, которые предусматривают рыночные механизмы и волю к предпринимательства.

Человеку, который владеет собственностью, есть что терять и что защищать, способ его бытия в корне отличается от жизни неимущих. Наличие экономических интересов требует соответствующих политических механизмов их артикуляции и защиты. Именно выборы и является одним из такого рода механизмов, с помощью которого можно безболезненно устранить руководителей, которые не обеспечили условия реализации материальных интересов большей части избирателей.

Среди социальных факторов эффективного избирательного механизма на первом месте надо поставить существование экономически зажиточного среднего класса, который обеспечивает общественную стабильность. Постоянство проживания большинства населения на "своей" территории, прочность семейных устоев, прочность общественных институтов и общепризнанных социальных ценностей и гарантий обеспечивают устойчивый общественный порядок.

Среди политико-правовых условий, необходимых для эффективности демократических выборов, наряду с демократическими традициями следует отметить и существование сильного сформированного гражданского общества со структурированными институтами; развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, стабильную законодательную базу, независимое от государства функционирования средств массовой информации.

Эффективные выборы предусматривают ощущение народом своей исторически-национальной общности как основы патриотизма, уважения к закону, чувство государственной ответственности. В этом предпосылка высокой политической культуры народа, демократических традиций. Особо следует подчеркнуть необходимость общественно-политического консенсуса относительно государственного устройства общества и его основных институтов. Если одна часть общества выступает за капитализм, а другая - за социализм, то выборы лишь обострят эту борьбу, а потом перенесут ее на уровень политических институтов, что рано или поздно приведет к разрушению государства. Вот почему так важно иметь общепризнанные хотя бы на уровне политической элиты "правила игры" - законы, зафиксированные в Конституции и Избирательном кодексе.



Назад