Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Этапа, участники и процедуры избирательной кампании


Результаты выборов в органы политической власти в значительной степени определяются уровнем развития политических сил - партий, блоков, организаций и отдельных кандидатов, которые отражают интересы соответствующих социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того, как функционирует сама избирательная система в обществе.

Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой большой социально-политическое мероприятие, основная цель которого - легитимное воспроизведения отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое количество людей, выполняющих различные функции, выборы требуют соответствующего набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, то есть избирательных технологий.

В современной политологии понятие "избирательная технология" - сравнительно новое и в основном связано с организацией и проведением демократических выборов. Но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, которые используют выборы как ширму, чтобы скрыть истинные механизмы формирования властных структур, также имели потребность в специфических "избирательных технологиях". Поскольку целевая функция будто демократических выборов сводилась, с одной стороны, к твердой номенклатурной системы рекрутирования властной элиты, а с другой - имела потребность в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и "избирательные технологии", которые отличались сложностью и изяществом, должны были включать в себя соответствующие скрыты от населения действия и одновременно - мероприятия по широкой мобилизации избирателей.

В условиях демократических режимов избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую сферу взаимодействия гражданского общества и государства - передачи властных полномочий представителям общества посредством процедуры выборов. В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат: для государства - обеспечение правовых норм во время организации и проведения избирательной кампании, для общества - самая полная реализация социальных функций выборов, для кандидатов - осуществление в равной борьбе с политическими конкурентами своего права представлять жителей своего округа в государственных органах. При этом избирательные технологии не могут не учитывать объективных условий проведения выборов: правового поля, практики избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых определены типовыми политическими событиями (схема 12).

Основные политические события избирательной кампании
Объявления о проведении выборов Регистрация кандидатов Голосование Включение кандидата к политической системы
И тур II тур
Основные этапы избирательной кампании
Выдвижение кандидатов Предвыборная борьба Подведение
итогов
выборов

Схема 12. Основные этапы избирательной кампании

После объявления о назначении выборов проводится выдвижение кандидатов в депутаты. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией.

Затем наступает период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием. Голосование может проводиться в один или несколько туров. После голосования наступает период подведения итогов выборов и включения выбранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Избирательная кампания, проведенная на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события.

Центральными действующими лицами в избирательной кампании: кандидаты в органы власти, которых могут выдвигать различные социально-политические силы в соответствии с избирательным законодательством. В Украине право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины, которые достигли восемнадцати лет и имеют право голоса. Это право реализуется ими через партии (блоки) или путем самовыдвижения в порядке, установленном законом.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят такие участники избирательной кампании:

  • доверенные лица, основная функция которых заключается в том, чтобы, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата, расширить представительские возможности кандидата в избирательном среде;
  • группа поддержки кандидата, задача которой заключается в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой во время встреч избирателей с кандидатами, во время проведения дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;
  • агитаторы - особая группа членов команды, которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;
  • члены команды, которые осуществляют связь со средствами массовой информации (СМИ). Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к С МИ может иметь разную эффективность в зависимости от профессионализма членов команды.

До команды кандидатов можно с соответствующей долей условности включить и спонсоров, которые поддерживают кандидатов материально в надежде реализовать через них свои интересы. В нее могут входить и представители партий и движений и частные лица, которые поддерживают кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти есть группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в том, чтобы получать необходимую кандидату объективную информацию. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды при всех благоприятных условий надежды кандидата на победу в основном являются нереальными.

Решающим участником выборов избиратели - люди, которые проживают на территории избирательного округа и имеют право голоса. От их выбора зависит исход кампании.

И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами - избирательными комиссиями, органами власти и судами, роль которых заключается в том, что они создают организационно-правовую инфраструктуру избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, определение границ избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проведении выборов, организация проведения выборов, наблюдение за соблюдением правовых норм во время выборов, подведение их итогов, а также сообщение избирателей о результатах выборов.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить ряд конкретных шагов кандидата и его команды - шагов, которые составляют процедуру избирательной кампании.

Для серьезного политика немыслим вступлении в предвыборную борьбу без анализа потребностей избирателей и своих возможностей. Стоит, однако, отметить, что не всегда целью участия кандидатов в выборах является победа. Для некоторых кандидатов участие в избирательных кампаниях - это проверка своих программ, инициатив, личных качеств, приобретения популярности и т.д. В связи с этим задача кандидатов и их избирательные стратегии могут существенно различаться.

Вместе с тем очевидно, что процедуру избирательной кампании на всех ее этапах нельзя оптимально реализовать без получения точной информации, прежде всего информации о главный объект внимания кандидатов - о избирателей. Эту информацию получают в результате исследования социально-политических характеристик электората.



Назад