Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Избирательная инфраструктура


Для того чтобы выборы проходили в соответствии с демократическими принципами в рамках существующего законодательства и могли в полной мере выполнять свои социальные функции, необходимые организационно-правовые условия, осуществляемые государством и специальными государственно-общественными органами - избирательными комиссиями. Эти условия, создающие избирательную инфраструктуру - своеобразную организационно-правовую оболочку" избирательной кампании, обеспечиваются с помощью внешних избирательных технологий.

Правовой основой для создания избирательной инфраструктуры является избирательное законодательство. Оно определяет права и обязанности всех участников избирательного процесса и создает нормативную базу демократических выборов. Для демократических государств основой избирательного законодательства являются международные нормы демократических выборов.

Среди принципов и норм (стандартов) международного права в области избирательного права первой Всемирная декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней записано, что "каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

В 1966 г. принят Международный пакт о гражданских и политических правах, который провозглашает право каждого гражданина "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей".

В июне 1990 г. принят документ Копенгагенской конференции по человеческому измерению НБСЄ, в котором говорится, что "воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства".

Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства-участники:

  • проводят свободные выборы с разумной периодичностью, как это установлено законом;
  • допускают, чтобы все мандаты, по крайней мере в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов;
  • гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право;
  • обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщение о нем были честными, а официальные результаты чтобы было опубликовано;
  • обеспечивают, чтобы не устраивались никакие юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе;
  • обеспечивают, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом занимали должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до прекращения их иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентских и конституционных процедур;
  • присутствие наблюдателей, как национальных, так и иностранных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы.

26 марта 1994 г. Совет Межпарламентского Союза, который объединяет парламенты 129 государств, приняла Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов. В ней подтверждено предварительные документы и определено, что государства должны:

  • установить действенную и недискримінаційну процедуру регистрации избирателей;
  • способствовать становлению и свободной деятельности политических партий, регулировать, по возможности, финансирования политических партий и избирательных кампаний, устанавливать равные условия для соперничества в ходе выборов;
  • принимать национальные программы общественного образования, обеспечивать условия для ознакомления с избирательными процедурами и правилами.

Кроме того, во время выборов государство и его органы обязаны обеспечивать:

  • свободу передвижения, собраний, объединений и выражения мнений, особенно во время политических собраний и митингов;
  • такие условия, когда во время голосования исключается подкуп или другие противозаконные действия, сохраняется безопасность и целостность процесса голосования, а подсчет голосов проводится подготовленным персоналом и его можно ввести на монитор и подвергнуть объективной проверке;
  • чтобы случаи нарушения прав человека и жалобы, которые касаются избирательного процесса, рассматривались быстро и эффективно во временных пределах избирательного процесса избирательными комиссиями или судьями.

Избирательное законодательство различных государств должно соответствовать международным правовым нормам. При этом страны сами определяют такие параметры:

  • избирательную систему (в Украине в выборах в Верховную Раду применяется смешанная избирательная система);
  • структуру представительного органа власти (в Украине представительный и законодательный орган власти - однопалатный);
  • структуру и порядок выборов органов местного само-управления;
  • систему квотирования во время выборов представителей в различные органы власти;
  • систему контроля и меры ответственности за нарушение избирательного законодательства.

Избирательная система в Украине основывается на следующих законодательных актах: Конституция Украины, законы Украины "О выборах Президента Украины" (1999 г.). "О выборах народных депутатов Украины" (2001 г.) и "О выборах депутатов местных Советов, сельских, поселковых и городских голов" (1998 г.), "О Центральной избирательной комиссии" и других законах Украины.

Законодательные акты о выборах Президента Украины предусматривают порядок выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты Украины.

Согласно закону Украины "О выборах Президента Украины", субъектами выдвижения кандидатов в Президенты Украины является партии и избирательные блоки, которые насчитывают не менее чем 1000 членов и зарегистрированные Центральной избирательной комиссией как такие, которые принимают участие в президентских выборах, а также собрание избирателей, если в них принимают участие не менее 500 граждан Украины. Также предоставлено право самовыдвижения на собрании избирателей.

Партии могут создавать избирательные блоки на основании решения их руководящих органов. Право выдвигать претендента на кандидата в Президенты Украины имеют партии и избирательные блоки в лице их высших, согласно уставу, руководящих органов (съезды, конференции, общие сборы), если на них присутствуют более двух третей избранных делегатов, но не менее 200 человек.

Собрание избирателей созывает инициативная группа, которая обязана сообщить о дате и месте проведения соответствующую окружную избирательную комиссию и местные органы государственной исполнительной власти. Выдвигаемой на собрании избирателей считается лицо, за которую проголосовали не менее чем две трети участников собрания.

Претендент может быть зарегистрирован как кандидат в Президенты Украины, если его кандидатуру поддержат своими подписями не менее чем 100 000 граждан Украины, имеющих право голоса, в том числе не менее 1500 граждан в каждом из двух третей от общего количества избирательных округов.

Во время избирательной кампании каждый кандидат в Президенты может иметь личный избирательный фонд размером 10 000 минимальных зарплат, сформированный из собственных средств, средств политических партий, пожертвований граждан (размер взноса одного юридического или физического лица не должен превышать 100 минимальных заработных плат). Кроме этого, кандидат в Президенты может иметь до 30 доверенных лиц.

Выборы Президента считаются состоявшимися, если в них приняла участие более половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным на должность Президента Украины считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Во время повторного голосования избранным на должность Президента Украины считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов, поданных за него, превышает число голосов, поданных против него.

Решение о проведении очередных, внеочередных и повторных выборов принимает Верховная Рада Украины. Закон о выборах Президента Украины соответствует цивилизованным нормам избирательного процесса.

18 октября 2001 г. вступил в силу новый закон Украины "О выборах народных депутатов Украины". Согласно этому закону половина состава Верховной Рады (225 депутатов) избирается в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства, а остальные (225 депутатов) - по спискам кандидатов в депутаты от политических партий и избирательных блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе. Следовательно, избирательная система Украины на уровне выборов в парламент превратилась с мажоритарной на смешанной.

Законом предусмотрено, что одномандатных избирательных округа должны иметь примерно равное количество избирателей; избирателями многомандатного округа становятся все граждане Украины. Голосования в одномандатном и многомандатном округах происходит на общих избирательных участках. Избранным считается депутат, который получит большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Законом установлены определенные барьеры для отсеивания партий и партийных блоков: партии и партийные блоки для регистрации в Центральной избирательной комиссии должны внести в безналичном порядке на специальный счет Центральной избирательной комиссии денежный залог в размере пятнадцати тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, а также преодолеть 4% барьер для распределения мандатов в законодательном органе; определена процедура избирательной квоты, которая определяется путем деления количества голосов избирателей, поданных за партийные списки тех партий и избирательных блоков партий, которые получили 4 или более процентов голосов, на число мандатов в многомандатном общегосударственном избирательном округе.

Закон устанавливает и порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, формы и средства предвыборной агитации, бюджетные и внебюджетные источники финансирования избирательной кампании, а также указывает, в каких случаях становятся необходимыми повторное голосование, повторные или внеочередные выборы.

Субъектами выдвижения кандидатов в депутаты местных представительных органов, а также на должность их руководителей, политические партии, избирательные блоки, общественные организации и трудовые коллективы. Особенностью этого законодательства является то, что для субъектов выдвижения кандидатов в депутаты установлены пределы численности в зависимости от уровня Советов. Например, для партий и общественных организаций устанавливаются следующие квоты: для сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов - не менее 15 до районных и городских районных Советов - не менее 50, в областных Советов - 100 членов.

К кандидатов на должность глав районной, городской (города республиканского и областного подчинения) и областного Советов законодательство предусматривает дополнительные требования: количество подписей для поддержки - не менее одного процента населения, проживающего на территории соответствующего Совета (но не более одной тысячи на должность председателя районного Совета и 10 тысяч - на должность председателя областного Совета).

Кроме этого, кандидат на должность председателя Совета любого уровня может быть выбран при условии, если за него проголосовало не менее 25% от списка избирателей. В случае если по избирательному округу баллотировался один кандидат, он считается избранным, если количество голосов, поданных за него больше, чем количество голосов, поданных против него. Относительно повторного голосования, то для избрания в качестве депутата, так и председателя Совета нужна самая большая по сравнению с другими кандидатами количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В международной практике применяются различные методы организации и администрирования выборов (правительственный, судебный, багатопартійний, экспертный и т.п.).

Правительственный подход к организации выборов характерен, например, для Германии. Ответственность за проведение выборов лежит на государственных органах (Министерстве внутренних дел). Должностные лица для работы на избирательных участках назначаются из числа госслужащих. Этот способ формирования структуры избирательных комиссий имеет те преимущества, что выборами занимаются профессионалы, которые не нуждаются в дополнительной подготовки и обучения. В то же время их принадлежность к исполнительной ветви власти может поставить под сомнение независимость избирательных комиссий.

Судебный подход является разновидностью правительственного подхода. Например, в Пакистане Центральная избирательная комиссия состоит из трех судей, назначаемых президентом из верховных судебных органов. В Румынии с помощью жребия определяется из членов Верховного Суда семь представителей Центральной избирательной комиссии.

Багатопартійний подход заключается в том, чтобы все заинтересованные партии назначали своих представителей в Центральной избирательной комиссии. Этот подход может привести, во-первых, до чрезмерного количества членов комиссии, а во-вторых, не гарантирует профессионализма в ее составе.

Экспертный подход предусматривает назначение в состав Центральной избирательной комиссии по согласию всех социально-политических сил экспертов, которые имеют соответствующий опыт и известны своей независимостью.

В создании избирательной инфраструктуры в Украине принимают участие все ветви власти. Законодательные органы власти разрабатывают нормативную базу избирательных кампаний. Органы исполнительной власти осуществляют материально-финансовое обеспечение избирательных кампаний, готовят списки избирателей и предложения по определению границ избирательных округов. Судебные органы рассматривают споры, которые возникают в ходе избирательных кампаний. Важная информационно-пропагандистская роль принадлежит и "четвертой власти" - средствам массовой информации, но ключевая роль в создании избирательной инфраструктуры Украины принадлежит специальным государственно-общественным органам власти - избирательным комиссиям. Сегодня можно говорить о сложившейся системе избирательных комиссий, которая состоит из Центральной избирательной комиссии, окружных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий.

Система избирательных комиссий является инструментом гражданского общества, предназначенного для выполнения этих важнейших функций.

В Украине система избирательных комиссий занимает промежуточное общественно-государственное положение. С одной стороны, значительное число членов избирательных комиссий, которые работают на непостоянной основе, и участие в работе комиссий представителей от избирательных объединений и кандидатов говорят о общественный характер наших избирательных комиссий. С другой стороны, формирование комиссий государственными органами, государственное финансирование их деятельности и государственная защищенность членов комиссий свидетельствуют о государственном характер этих органов. Кроме того, избирательные комиссии обладают широкими властными полномочиями. их решения, касающиеся выборов, являются обязательными для всех органов государственной власти и местного самоуправления. Более того, избирательные комиссии верхнего уровня имеют право принимать инструкции и положения нормативного характера, т.е. они выполняют функцию нормотворчества. Таким образом, в нашей системе избирательных комиссий действует важное звено политической системы Украины, которая обеспечивает создание отношений политического представительства.

К внешним избирательных технологий принадлежит формирования пространственной инфраструктуры выборов - административно-территориальных единиц: избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориально-поселенческой образования, от которых избираются представители органов власти. Для избрания народных депутатов Украины создаются одномандатных избирательных округа и (многомандатный общегосударственный) избирательный округ.

Одномандатных избирательных округа для выборов по мажоритарной системе. Вся территория Украины разбивается на 225 округов, от каждого из которых избирается один депутат. Регистрируют кандидатов в одномандатных округах окружные избирательные комиссии.

Многомандатный (общегосударственный) избирательный округ для выборов по пропорциональной избирательной системе. Им является вся территория Украины. По этому округа избирается 225 депутатов из списков партий, избирательных объединений и блоков. Регистрацию партийных списков проводит Центральная избирательная комиссия.

Избирательный участок - первичная территориальная единица для проведения выборов. Она охватывает часть территории населенных пунктов, весь населенный пункт или несколько близко расположенных населенных пунктов. На избирательных участках составляют списки избирателей, информируют избирателей о месте и времени голосования, здесь голосование организуется и осуществляется подсчет голосов.

Избирательные участки создаются внутри избирательных округов, они не могут пересекать границы округов. При этом в зависимости от уровня выборов в состав округов может входить различное число избирательных участков.

Одним из принципиальных элементов избирательной инфраструктуры является финансирование избирательных кампаний. Современное законодательство западных стран исходит из принципа множественности субъектов финансирования избирательных кампаний. Например, в соответствии с федеральным законодательством США, у них существует пять источников, которые можно использовать кандидатам для финансирования выборов:

  • казначейство США (для кандидатов в президенты);
  • пожертвования отдельных граждан;
  • пожертвования политических партий;
  • пожертвования комитетов политических действий;
  • собственные сохранения кандидатов.

В европейских странах, как правило, привлекается государственное и негосударственное финансирование избирательных кампаний. Во Франции государство берет на себя расходы, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий, а кандидатам, которые получили не менее 5% голосов избирателей, возмещаются расходы, которые они задействовали на проведение своей агитации.

Финансирование выборов в Украине, начиная с 1998 г., проводится по принципиально новой системой, которая предусматривает привлечение и государственных, и негосударственных источников. При этом учтены практику преодоления негативных тенденций, которая получила распространение практически во всех парламентских демократиях. Речь идет о защите от политической коррупции с помощью государственного субсидирования деятельности партий и ограничение их собственных избирательных фондов и источников, которые их создают.



Назад