Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Технология и основные стадии избирательной кампании


Выборы всегда осуществляются в конкретном общественно-политической среде, которое во многом определяет их или действительно демократический, или манипуляционный характер. Это среда включает параметры, которые отражают его влияние на избирательный процесс. Ниже приводим эти параметры.

Наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов, без чего свободные выборы или вообще невозможны, либо становятся инструментом манипулирования, особенно когда политические элиты и основные общественные группы видят в выборах не средство примирения и нахождения баланса политического влияния, а орудие укрепления своего господства и принуждения противников к повиновению.

Уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы и избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались различного рода угрозам, чтобы в обществе существовала атмосфера уважения к личности, к воле большинства и к правам меньшинства.

Электоральная (гражданская) осведомленность избирателей. Она предусматривает, что избиратели понимают, для чего выборы проводятся и как именно они должны проходить, знают по крайней мере самые влиятельные политические партии, их программы и кандидатов, которых они выставляют, - и вообще избиратели осведомлены обо всем, что касается выборов. Общественная осведомленность обеспечивает сознание и компетентность решений, без которых выборы не волеизъявлением народа, а инструментом массового манипулирования, к которому прибегают элиты.

Демократический характер регистрации избирателей. Это означает, прежде всего, отсутствие любого рода дискриминации по национальному, расовому, имущественным или каким-либо другому признаку. Точность и полнота списков избирателей, а также наличие документов, которые дают возможность идентифицировать каждого человека, предотвращают возможности фальсификаций посредством избавления одних людей права голоса и многократного голосования других.

Демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий. Партии - главный субъект электоральной активности, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они - основной претендент на формирование парламента и правительства. Во всех стабильных демократических государствах характер отношений между партиями определяет общую канву и атмосферу выборов. Для свободных выборов крайне важно, чтобы все партии, которые признают демократическую конституцию, имели возможность регистрации, выдвижение кандидатов и электоральной борьбы. Удержать партии от нарушений закона и этических норм и тем самым укрепить общую атмосферу доверия помогают межпартийные соглашения о кодексе поведения партий, для контроля над соблюдением которых обычно создаются специальные комиссии, которые представляют всех участников избирательного процесса.

Формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом. К ним относится прежде всего избирательная комиссия. ее функции разнообразные, хотя и не одинаковы в разных странах. Чаще всего к функций избирательной комиссии относятся: толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, организация избирательных участков, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрация избирателей и кандидатов, подготовка предвыборных материалов и подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, урегулирование споров, которые возникают, проведение мероприятий по электоральной осведомленности и информированности граждан, подсчет голосов и сведения результатов выборов и объявления их и общий контроль за процессом выборов. Беспристрастность и независимость членов избирательных комиссий призваны гарантировать наделение их особыми правами и иммунитетом, как это имеет место у судей. Избирательные комиссии могут сильно влиять на ход и характер выборов, в том числе и служить инструментом фальсификации их. Кроме избирательных комиссий важные функции по организации выборов выполняют местные органы власти, которые оказывают им всестороннюю практическую помощь.

Наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе и членами избирательных комиссий. К таким органам относятся специальные (избирательные трибуналы) или общие суды, а в некоторых странах (Мексика) - избирательная прокуратура.

Эффективность судебного контроля за выборами предусматривает суровые санкции за противоправные действия: тюремное заключение, штрафы, отмене регистрации кандидатов, партий и т.п.

Рассматривая технологии избирательной кампании, необходимо учитывать, что целевая функция здесь связана со стремлением создать оптимальные условия, которые обеспечивают достижение необходимого успеха на выборах. Поэтому фактически речь идет о целенаправленном управления, включая организацию планирования избирательной кампании, подготовку кандидатов и группу поддержки. Те, кто заинтересован в достижении успеха в избирательной кампании, должны иметь необходимые для этого ресурсы (финансовую базу, материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение). В ходе избирательной кампании ее участники взаимодействуют друг с другом, но надлежащая эффективность этого взаимодействия должна быть достигнута за счет соответствующей организованности и связана с конкретной деятельностью, которую ориентировано на желаемый результат выборов.

Известно, что в избирательной кампании обычно выделяется несколько основных этапов: формирование законодательной базы выборов; объявления выборов; выдвижение кандидатов (сбор подписей); регистрация кандидатов; предвыборные мероприятия; голосование; определение результатов выборов (возможное назначение повторных выборов).

Однако с позиций стратегического управления необходима для этого работа начинается задолго до объявления выборов, особенно в той сфере, что касается информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании. После накопления первичной информации сначала проводится анализ проблемной ситуации, чтобы на этой основе обеспечить самую четкую постановку выдвинутого задачи. Иногда на этой стадии выясняется нецелесообразности участия в данной избирательной кампании или же предварительно поставлена задача переформульовується с учетом особенностей реальной ситуации. Далее при наличии заметных шансов на успех переходят к следующей стадии - разрабатывают стратегию избирательной кампании с позиций поставленной задачи. Одновременно принимаются меры для обеспечения необходимой организованности участников событий на следующем этапе, когда будут решаться тактические задачи с участием группы поддержки кандидатов. Именно на этой стадии важно в первую очередь делать ставку на современную технологию. Однако все сделанное до этого может оказаться бесполезным, не принесет ожидаемых результатов выборов, если не обеспечен необходимый контроль за ходом голосования и за підраховуванням голосов избирателей во время подведения итогов выборов. Основные этапы деятельности в ходе избирательной кампании: организация и управления избирательной кампанией; информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании; сбор первичной информации; анализ проблемной ситуации; принятие решений (стратегия кампании); реализация решений (тактика кампании); контроль за голосованием; подсчета голосов; результаты выборов.

Остановимся на анализе основных этапов избирательного процесса подробнее.

Для организации избирательной кампании создается команда профессионалов, которая технологически обеспечивает подготовку кандидата до выборов. В нее входят руководитель избирательной кампании (менеджер), "начальник штаба" - ответственный за обеспечение организованности кампании, за расход финансов, работу штаба, а также пресс-секретарь, юрист, специалисты, ответственные за информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании, политологи, журналисты и др.

До работы в группе поддержки часто привлекают консультантов, особенно если есть необходимость пользоваться экспертным оценкам ли результатам социологических опросов. Именно на этом участке работы чаще всего происходит "утечка конфиденциальной информации, в том числе и в лагерь соперников.

После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Это понятие используют как в отношении всего государства, так и отдельных кандидатов или партий. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий для непосредственного обеспечения избирательного процесса в государстве, во втором - система мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов. Однако рекомендуется начинать не с рассмотрения кандидатов, а с изучения электората по основным группам: чего какая группа избирателей хочет, которые в них предпочтения. Затем определяют, кто из кандидатов ближайший к желаний подавляющего большинства избирателей. К сожалению, часто игнорируется необходимость оценить перспективу возможной конкуренции кандидата с не менее сильными соперниками. То есть, подбирая кандидатов, обращают внимание на рейтинг каждого из них среди возможных соперников, имидж, способен вызывать положительные эмоции.

Существуют различные способы выдвижения и регистрации кандидатов. Среди них - сбор подписей в поддержку кандидата или партии; предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, которые свидетельствуют о наличии у кандидата определенной поддержки, например, список партийных активистов или членов группы поддержки.

Наиболее распространенное выдвижения кандидатов партиями, общественными движениями и организациями и группами граждан, которые собрали необходимое количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т.д.), а также от особенностей избирательного закона страны. В одних государствах нужно миллион и более подписей, а в других, например, в Великобритании, для формальной регистрации кандидата достаточно подать личное заявление, подписанное несколькими избирателями. Значительное число подписей, а также; короткий срок сбора их могут стать серьезным препятствием для претендентов, которые представляют малообеспеченные слои населения, и обычно не обладают большими финансовыми (деньги), информационными (СМИ) и организационными (поддержка партии и/или других организаций) ресурсами. Поэтому для обеспечения демократичности выборов процедура выдвижения кандидатов не должна быть слишком сложной и дорогой и в то же время должна отгораживать избирательную комиссию от претендентов, которые не пользуются значительной общественной поддержкой. Слишком большое количество претендентов и депутатов может затруднять проведение выборов, дезориентировать избирателей и требует больших финансовых затрат со стороны государства. Международно признанные нормы свободных выборов предусматривают ограничения для баллотирования кандидатов только по признакам гражданства, возраста, срока проживания в стране, судимости по уголовным делам, психической и физической полноценности. Выдвижение кандидатов завершается регистрацией их.

На решение избирателей очень влияет агитационная кампания, которая во многом определяет успех или неудачу претендентов. Поэтому организации и проведению ее уделяется особое внимание.

Для ведения избирательной кампании и, прежде всего, для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обычно входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика кампании, технический секретарь и помощники. До этого штаба примыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящий из профессионалов - политологов, социологов, психологов, юристов и имиджмейкеров (специалистов по политической рекламе), а также активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некоторые другие ее активные участники.

Современные агитационные кампании обычно ведутся согласно научных рекомендаций и по четко разработанному плану, который состоит из следующих основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет.

Любые выборы требуют наличия немалых материальных (деньги, помещения и т.п.), временных (время, необходимое для подготовки и проведения выборов, обучение аппарата, печатание бюллетеней и предвыборных материалов, выработка программы и избирательной стратегии, сбора средств и др.) и человеческих (люди, которые принимают участие в избирательной кампании) ресурсов. Без таких ресурсов выборы или вообще не состоятся, либо дадут явные преимущества владельцам электоральных ресурсов: представителям правящего группировки или крупного капитала, владельцам СМИ и др.

На этой стадии внимание сосредотачивается на имени кандидата - его надо сделать знакомым и таким, чтобы он вызвал интерес у избирателей. Затем основные усилия направляются на формирование у избирателей желаемого образа кандидата, который вызывает положительные эмоции. Одновременно с использованием контрастов целесообразно вести работу по нейтрализации соперников своего кандидата. И только потом разъясняется политическая платформа кандидата.

Во время разработки тактики участия кандидата в дебатах, особенно на телевидении, важно организовать диалог с более сильными соперниками, причем желательно оппонента поставить в ситуацию постоянного оправдания за свои действия или прошлые высказывания, одновременно демонстрируя свою позицию на выгодных для себя контрастах.

Эта работа связана со сбором первичной информации и мониторингом (отслеживанием нежелательных событий и ранним предупреждением им), когда проводится анализ материалов прессы, теле - и радиопередач, результатов наблюдений экспертов и общественного мнения. Одновременно ведется работа по подготовке избирательной платформы кандидата (программы), материалов для агитации электората, включая наглядные материалы (листовки, плакаты, обращение к избирателям, объявления о встрече кандидата с избирателями и т.д.).

Эффективность этой работы повышается, когда сделан правильный выбор аудитории (кому говорить), места (где) и времени (когда), информационных каналов целенаправленного воздействия (чем) при условии, что обращено особое внимание на то, кто и как говорит.

В ходе предвыборной борьбы ведется фактически информационная война, которая сопровождается викриваннями соперников, неожиданными акциями и рекламой преимуществ своего кандидата или его партии.

Известна давно сложившаяся практика нейтрализации неприятных для кандидата вопросов со стороны соперников или избирателей. Нередко достаточно короткого ответа: "Не делал" или "Все было не так". В условиях, когда наличие уязвимостей кандидата не вызывает сомнений, многих избирателей удовлетворит признание ошибки с обещанием: "Теперь этого не будет". Еще чаще в ответ на неприятный вопрос говорят о нечто свое вместо того, чтобы отвечать по существу, или просто отвлекают аудиторию на нечто другое, например, на критику источника информации, о котором шла речь. Всегда важно стремиться создать ситуацию эмоционального сопереживания, излива на избирателей.

В условиях информационно-аналитического сопровождения избирательной кампании обычно используют прогнозные оценки. Они не только служат для того, чтобы обеспечить себе правильное восприятие ожидаемых изменений ситуации, но и способствуют целенаправленному воздействию на избирателей в ту или иную сторону. Соответствующую роль здесь играют результаты социологических опросов, в которых возможны сознательные искажения в интересах "заказчика", а то и просто фальсификация.

Голосования и подведения его итогов - кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, которая определяет состав органов власти.

В наши дни голосования осуществляется с помощью специальных избирательных машин (первые образцы их уже в конце 19 в. начали использовать в США) или избирательных бюллетеней. Последний способ голосования распространен гораздо больше. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать и почтой. В одних странах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, а как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В большинстве же стран голосования - дело добровольное.

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчитывать его результаты. Между голосованием и підраховуванням голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для разного рода фальсификаций. В международной практике чаще всего бывают такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямое приписывание голосов одном из депутатов, извлечения бюллетеней, поданных за нежелательного кандидата, и др.

Чтобы предотвратить подделки и фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатов выборов, необходим надежный контроль и за голосованием, и за підбиванням его итогов. Это обеспечивается формированием авторитетной избирательной комиссии, которая пользуется авторитетом у конкурирующих партий, с привлечением независимых, в том числе и международных наблюдателей, с присутствием наблюдателей и доверенных лиц кандидатов непосредственно на избирательных участках. Предусмотрен контроль за ходом голосования при условии невмешательства непосредственно в работу членов избирательных комиссий, но с правом обращать внимание на ошибки, которые допускаются, и требовать их устранения, настаивать на строгом выполнении норм закона о выборах.

Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые протесты и обострить политическую ситуацию.

По итогам избирательной кампании целесообразно проанализировать проделанную работу "по свежим следам", такой анализ всегда оказывается полезным в будущем.



Назад