Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Понятие, функции и виды политического менеджмента


Что же собой представляет политический менеджмент?

Политический менеджмент как один из видов менеджмента представляет собой такую систему управления, в основе которой положен политические процессы, предсказания их последствий, выработка рекомендаций для политического руководства и обеспечения реализации их в политической практике.

В системе современного управления понятие "политический менеджмент" употребляется во многих значениях. Выделим из них четыре наиболее распространенные:

1) политический менеджмент как социальный институт, который влияет на все политико-правовое жизни современного общества, общественную, массовое сознание населения, структуру власти, политическую деятельность граждан;

2) политический менеджмент как совокупность людей (менеджеров), которые профессионально занимаются политической деятельностью в современном рыночном обществе или же имеют реальные механизмы влияния на формирование политики благодаря наличию в них политических, экономических, психологических, организационных и других рычагов власти;

3) политический менеджмент как научная дисциплина, которая комплексно изучает политические, экономические, организационно-технологические, правовые, психологические и некоторые другие аспекты, механизмы управления политической деятельностью в обществе. Другими словами, речь идет не о какой-там частичный воздействие с использованием лишь ограниченных (для примера, только политических) рычагов, а о комплексное влияние на политику, политические решения, принимаемые в обществе;

4) политический менеджмент как искусство ("ремесло") политического управления и регулирования, то есть речь идет о разработке, использования, совершенствования соответствующих методов, средств, технологий и других факторов влияния на политические процессы и отношения.

Политический менеджмент представляет собой попытку осмыслить важнейшие тенденции формирования современного типа управления, спроектировать такую модель политического управления, которой бы были присущи конструктивность, компетентность, профессионализм, установка на гуманистические ценности.

Становление рыночных отношений требует подготовки высококвалифицированных политических и управленческих кадров для работы в органах местного самоуправления, общественных объединениях, политических партиях и коммерческих структурах в роли специалистов по политической имиджелогии, политической герменевтики, политической коммуникации, политического лоббирования и др.

Политический менеджмент как наука о концептуалізацію политической действительности включает:

  • маркетинговый анализ конъюнктуры политического рынка и формирования соответствующего имиджа "политического товара" - организации, лидера, кандидата, политической платформы;
  • политическое обеспечение бизнеса;
  • изучение политических и социокультурных факторов, которые влияют на деловую активность;
  • связь с общественностью и профессиональное политическое лоббирование;
  • овладение искусством работы с людьми и организациями;
  • опора на моральные, этические, эстетические ценности.

Вообще политический менеджмент заключается в непосредственном рассмотрении и воплощении в жизнь политических решений, разработкой которых занимается специализированная группа людей (политическая, правящая элиты и др.). Такая группа ставит себе целью добиться выполнения политических решений и соответствующего поведения членов общества посредством правовых норм, уговоров и манипуляций.

Политическое решение - это всегда процесс, который начинается с появления политической проблемы и заканчивается с решением ее.

Политическое решение - это и способ реализации интересов участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только тех, у кого власть в руках, и подчиненных. Оно является взаимодействием интересов различных участников политических событий, которые имеют целью нечто свое.

Политическое решение представляет и средство решения конфликтных политических ситуаций. Обычно они решаются с помощью не одного, а большей частью целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности и согласия, потому что речь идет о стыковке противоположных интересов, а нередко и антагонистических.

Политическое решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данный вариант политического решения напрямую связан с такими условиями принятия его, как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, который принимает решение, в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но в то же время и высший уровень его социальной ответственности за выбранный вариант.

Политическое решение - это еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата - это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предсказать расходование значительных волевых усилий на реализацию его.

Следовательно, политическое решение - это сложное диалектическое переплетения объективного и субъективного в политическом процессе. При этом у того, кто принимает решение, всегда будет большой соблазн увеличить долю субъективного в будущем решении. Надежной преградой для такого соблазна служит соблюдения ряда требований.

Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? С какой целью? Для чего? - вопрос далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкого группировки, или решается проблема широкой общественной значимости - все это надо выяснить еще до начала работы над политическим решением.

Своевременность разработки решения. Всякая политическая действие, тем больше политическое решение, должны происходить вовремя. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое высказывание: "Вчера было рано, завтра будет поздно, власть стоит брать сегодня".

Системность учета факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценка всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценка всех последствий политического решения, которое принимается, - вот современный стиль деятельности серьезного политика.

Соответствие принятого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения, особенно радикального характера, принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы новые принятые решения не выходили за рамки этой системы.

Подчиненность процесса принятия и реализации решения действия общих принципов человеческой деятельности, таких, как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры приняты решения в основном соответствуют изложенным выше основным требованиям, и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. А там, где эти требования не учитываются учитываются ли не в полной мере, принятые политические решения нередко приводят к серьезным политических и экономических кризисов.

Необходимость принять политическое решение возникает в условиях конкретной политической ситуации. Даже в ситуации, когда общество находится в относительно стабильном состоянии, когда "верхи" и "низы" взаимно довольны ранее принятыми политическими решениями, не предъявляют претензий друг к другу, в центр принятия политических решений поступает информация о недовольстве интересов какого-либо участника политического события. Причины этого могут быть очень разными: недостаточной проработки предыдущих решений или недовыполнения их, новая экономическая ситуация в обществе, изменение политического курса правящей элиты, новые претензии участников политических событий и др.

Причины разные, а вывод один - надо принимать решение, чтобы изменить ситуацию. Субъект руководства должен составить схему принятия решения на базе ответов на такие вопросы:

1. Кто будет принимать решение?

2. В чем его смысл?

3. Когда принимать решение?

4. Как его принимать?

5. На каком уровне его принимать?

6. Характерные черты ситуации.

7. Класс (подкласс) данного решения.

8. Зачем его принимать?

Схема принятия политического решения очень непростая. Для примера ответим на вопрос: кто будет принимать решение? К таким лицам относятся индивиды, которые несут государственную или юридическую ответственность за определенные политические решения; те, кто снабжает их информацией; те, кто определяет, какой из альтернативных решений надо принять во внимание; те, кто принадлежит к мощнейших экономических, политических, военных и общественных элит; эксперты, которые принимают участие в обсуждении проблемных ситуаций. Другими словами, решение готовит большая группа людей - так называемая команда субъекта политики.

Здесь возникает много дополнительных вопросов: как формируется такая команда, кто в нее входит, какие отношения складываются внутри команды и насколько ее состав адекватно отражает позицию и взгляды самого субъекта политики.

Процесс принятия политического решения распадается на отдельные этапы или стадии. К этому вопросу есть несколько подходов. Но большинство исследователей, в частности, американские политологи Д. Марч, Т. Саймон и Г. Ласвел, выделяют следующие этапы процесса принятия решения:

  • постановка проблемы;
  • сбор информации. Анализ восходящих и всех дополнительных данных;
  • поиск наиболее эффективных альтернативных решений, сравнительный анализ и выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий;
  • принятие решения;
  • реализация политического решения;
  • оценка эффективности решения, подведение итогов.

Каждая из этих фаз процесса принятия решения достаточно сложный по содержанию, требует длительного времени для качественной отработки

ее элементов в соответствующей последовательности. Серьезных усилий нуждаются в первые фазы, связанные со сбором информации. Полезность, полнота, достоверность, новизна и ценность - это качества, которым должна отвечать информация, чтобы выполнить свое назначение как источники принятия решений.

Среди других элементов процесса принятия политического решения четвертая фаза - фаза приемки - является самой ответственной, поэтому тот, кто принимает решение, обязан скрупулезно выполнять наработанный политической практикой алгоритм принятия решения, что включает в себя несколько аспектов.

Уточнение объекта политического решения. Таким образом выясняется, кто из участников политических событий желает перемен, кому из них необходимо принять решение. При этом учитываются союзники такого участника и те, кто косвенно заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы будут ущемлены. Таким образом, субъект политики получает полную ясность: кто из участников политических событий будет поддерживать решение, которое принимается, и кто будет противиться ему.

Выявление системы интересов. При этом основное внимание сосредотачивается на выяснении, чего желают участники политических событий от принятого политического решения. Учитывается весь спектр политических интересов, особенно тех, которые ныне не довольны и предполагается удовлетворение их будущим решением. Субъект политики определяет характер, содержание и радикальность будущего решения, степень удовлетворенности интересов большинства участников политических событий, а значит - степень решения проблемы, которая и вызвала необходимость принять решение.

Определение недостатков, конкретных недостатков принятого политического решения: чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы "обиженных" участников политических событий; выяснение точного адреса "слабого звена" политической структуры, политической системы и т.п., то есть выяснение того, как он надо устранить обязательно.

Определение конечной цели принятого решения. Любое политическое действие должна быть целесообразной. Однако не всегда конечная цель оказывается в самом решении. Субъект политики обязан формировать цель будущего решения на основе многих критериев. По уровню воздействия на объект цель может относиться как стратегическая и тактическая, или оперативная; за время действия она может быть долго -, средне - и краткосрочной; цель может отличаться по масштабам и уровнями политической иерархической структуры, приоритетности интересов и по степени обязательности для различных участников политических событий. В любом случае субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.

Определение комплекса средств реализации своих целей. Определяя их, субъект политики непременно столкнется с непростыми задачами. Первое из них - выявить преимущество одного из двух самых известных постулатов в поиске средств: или "цель оправдывает средства", или "цель достигнута неправедными средствами, не является праведным целью". Вторая задача - обязательно согласовать свои цели и средства реализации с целями и средствами других участников политических событий.

Выявление главной объективной противоречия, "снятие" которой составляет основную решаемую проблему. Но тот, кто принимает решения, - не только политик, но и человек. Поэтому в составе основной решаемой проблемы для него существовать и его субъективное видение примерно в такой триаде: "хочу, но не могу", "могу, но не хочу" и "не хочу и не могу'". И не всегда известно заранее, какой из этих составляющих основной решаемой проблемы станет для субъекта политики приоритетной.

Определение альтернативных вариантов решения главной политической проблемы. При этом следует исходить из того, что каждый вариант решения проблемы имеет набор как положительных, так и отрицательных свойств. Следовательно, для решения проблемы надо грамотно сравнить все варианты; сделать предельно обоснованный выбор действительно наилучшего варианта реализации принятого решения. Термин "лучший" нуждается здесь дополнительного пояснения: для кого лучший - для того, кто принимает решение, или для наиболее заинтересованного участника политических событий? Вероятнее всего, что самым правильным будет такой ответ: лучший для общества, для всех участников политических событий. Именно за такого выбора варианта действий достигается высочайший уровень социальной ответственности субъекта политики за принятое политическое решение.

В конце концов, такое решение должно быть соответствующим образом оформлено, документально закреплено. Но в данном пункте алгоритма речь не идет о документальную форму решения, это - техническая деталь. Речь идет о необходимости для субъекта политики оформить свое решение по так называемому принципу дерева решений. Достижения желаемого результата на фазе "выполнение" может происходить по трем основным направлениям (по ветвям дерева"

решений"). Производительная ветка - не самая быстрая, не самая экономная, но стопроцентно обеспечивает нужный результат. Оптимальная ветка обеспечивает результат в данной конкретной ситуации, при этом возможные оговорки, отступы, компромиссы и временные выигрыше. Возможно, наконец, и непродуктивное ветка, движение по которой может привести к серьезным ошибкам (умышленных и незумисних) на различных стадиях процесса принятия решения.

Обычно в политической практике используют два метода принятия решений: рационально-универсальный ("корневой") и последовательных ограниченных сравнений ("метод ветвей"), общепризнанным является автором последнего Ч. Линдблом. В последнее время используется также и мішано-сканівний метод.

Рационально-универсальный метод предполагает учет всех возможных вариантов и ценностей. Он требует максимальной объективности и беспристрастности на основе систематически получаемой информации. Этот метод очень популярен среди граждан, оппозиционно настроенных к правительству. Но его трудно применять в ситуациях, которые требуют оперативного принятия решения. Кроме того, использование его наталкивается на определенные трудности, когда надо полностью учесть факторы, сознательно выбрать одну из возможных альтернатив, рассчитать и минимизировать потери и осуществить подход по схеме "цель - средство". А главный аргумент тех, кто критикует данный метод, - именно в сложностях идентификации той или иной проблемы.

"Метод ветвей" (инкрементальный подход, то есть постепенное наращивание путем добавления малых величин) - наиболее распространенный как метод последовательных, ограниченных сравнений. Субъекты управления прагматично отбирают среди вероятно известных самый приемлемый вариант, причем планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели и предпочтение отдается приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. Эта модель упрощает процесс принятия решений.

Большое распространение получил мішано-сканівний метод принятия решений, то есть такой, который обеспечивает масштабный, фундаментальный процесс принятия решений и последующее их разработки. Он сочетает рациональный подход к одних элементов проблемы и поступательное, менее детализированный анализ - к другим. Этот метод сочетания преимуществ двух упомянутых выше методов дает возможность своевременно приспособиться к сиюминутной ситуации.

Политическая практика показывает, что и самые блестящие решения остаются только документальными достопримечательностями, если нет механизма их выполнения,

В разных ситуациях эти механизмы могут быть разными, но есть элементы, которые необходимы для каждого механизма реализации политического решения. Среди них: персональная ответственность людей за выполнение данного решения; четко определены источники финансового, материального и иного обеспечения исполнения решения; координация работы механизма реализации данного решения с работой других механизмов политической структуры; постоянный контроль за ходом выполнения политического решения и т.д.

Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки, а следовательно и достижения желаемого политического результата. Однако этого не всегда бывает достаточно. Достигает желаемого результата в политике тот, кто принимает решения и обязательно включает в работу параллельно с алгоритмом на той же, четвертой, фазе процесса еще одну политологическую технологию, которая называется информационно-аналитической базой поддержки принятия политического решения. Названа политологическая технология содержит в себе следующие элементы:

  • оценка уровня информированности участников политических событий о проблемную ситуацию, учет этого уровня при оценке силы их влияния на принятия возможного решения;
  • систематизация политических событий с учетом их соответствия уровню активности различных участников политических событий;
  • оценка степени политической активности участников политических событий в их отношении к решению, что принимается (по известной схеме: выражение намерения - действия - насилие);
  • политический мониторинг - отслеживание и раннее предотвращение наиболее нежелательным действиям со стороны любых участников политических событий относительно решения, которое готовится;
  • процедура (по особой технологии) противодействия оппозиционным силам в ходе принятия и реализации политического решения;
  • выявление иерархии действий (и на поддержку, и на противодействие) участников политических событий по поводу принятия политического решения (по схеме: главное - необходимо - второстепенное);
  • политический контент-анализ позиций сторонников и противников решения;
  • экспертная оценка для анализа проблемной ситуации и для выбора альтернатив принятому решению;
  • прогнозирование возможной судьбы политического решения, что готовится, и конечных результатов реализации его;
  • глубокое качественное отработки всех элементов алгоритма принятия политического решения.

Современная политология выделяет следующие виды политического менеджмента: менеджмент избирательной кампании и менеджмент правящей команды. При этом процесс управления может рассматриваться на разных уровнях управленческой иерархии: общегосударственном, региональном, местном, отраслевом и др.



Назад